ЭКСПОРТ СЫРЬЯ
Исключительно важной чертой новой самоиндентификации и деинфантилизации
является понимание того, что России необходимо устойчивое экономическое развитие,
сочетающее в себе как разумную открытость ее экономики для мировых интеграционных
процессов, так и целенаправленную помощь со стороны государства отечественным
товаропроизводителям, в том числе за счет бережного и мудрого отношения к экспорту
топливно-сырьевых ресурсов (нефти, газа, леса и т.д.), составляющих наряду с населением
национальное богатство России.
Почти каждый четвертый (23,1%) гражданин России на исходе 1995 г. был уверен
в том, что государство должно прекратить экспорт сырья. Без малого каждые двое
из троих (63,7%) считали необходимым ограничение экспорта сырья. И только 3,5%
из числа доверчивых российских граждан без сомнений хотели бы, чтобы российское
сырье экспортировалось на запад без каких-либо ограничений.
Вполне убежденным выразителем настроений граждан, озабоченных проблемами экспорта
сырья, выступил лидер Партии самоуправления трудящихся, знаменитый глазной хирург,
депутат Государственной Думы и кандидат в президенты Российской Федерации Святослав
Федоров. "Что же касается экстренных мер в экономике, - сказал он в беседе
с корреспондентом "Независимой газеты", - то необходимо в первую очередь
взять под контроль вывоз сырья за рубеж. Мы теряем на этом десятки миллиардов
долларов"[1]. Выяснение отношения россиян к экспорту топливно-сырьевых
ресурсов имеет исключительно важное значение, так как усиливающаяся борьба между
Центром и регионами за право распоряжаться квотами на экспорт нефти, газа, леса,
драгоценных металлов и других сырьевых ресурсов подтачивает изнутри единство России,
грозит ей дальнейшей дестабилизацией и экономическим спадом, лишает федерализм
действенной силы и прочности.
Не случайно в текстах Договоров и особенно Соглашений между Правительством
РФ и Правительствами республик и администрациями некоторых краев и областей предусматриваются
специальные ставки о квотах, нефти, предназначенных на экспорт. "Органы государственного
управления Республики Татарстан по согласованию с органами государственного управления
Российской Федерации, - говорится в одном из таких Соглашений, - ежегодно определяют
объемы добычи и поставки нефти и продуктов нефтехимпереработки за пределы Республики
Татарстан, в том числе на нужды Республики Татарстан, Российской Федерации и на
экспорт"[2].
В ходе суверенизации и дальнейшего выяснения отношений между Москвой и республиками
право на особые квоты на экспорт нефти, газа и леса добились наряду с Татарстаном
и Башкортостаном и другие республики - Карелия, Коми, Саха (Якутия), Горный Алтай,
а также Иркутская, Тюменская, Оренбургская области и Красноярский край[3].
И поскольку, как отмечалось, вопросы разграничения и дележа собственности между
Федеральным Центром и регионами носят стихийный, слаборегулируемый, а порой и
противоречащий Конституции РФ характер, поскольку возникает проблема выяснения
того, как складывается общественное мнение по этому болезненному вопросу в городах
и деревнях России, среди различных социальных, профессиональных, национальных
и иных групп населения.
Знание представлений граждан по такому специализированному вопросу, как отношение
к экспорту сырья, понятно, не может сравниться с профессиональными выкладками
экспертов. Тем не менее, учет совпадения или несовпадения общественного мнения
с высказываниями известных политических деятелей, лидеров партий, блоков и политических
движений не лишен смысла, особенно на скользких дорогах предвыборной кампании.
Удельный вес лиц, уверенных в том, что государство должно экспортировать свои
национальные богатства (нефть, газ, лес и т.д.) без каких-либо ограничений, был
одинаковым во всех видах поселений. Доли подобным образом настроенных граждан
были одинаковыми (в интервале от 3,0% до 3,8%) как в столичных городах, так и
в сельской местности. Географически разделенными оказались иные установки, связанные,
в частности, с двумя другими подходами к экспорту сырья. Так, например, доля граждан,
радикально настроенных против экспорта сырья, в селах (28,9%) была на 10,6% больше,
чем в столицах (18,3%). Что же касается граждан с более взвешенной, скажем, с
более умеренной позицией, то среди столичных жителей их доля составляла 70,2%
и превышала долю подобным же образом настроенных сельчан на 15,5%.
Как показал опрос, демографический фактор проявлял себя несколько заметнее,
чем географический. Межпоколенная разница в радикальном подходе к решению проблем,
связанных с экспортом сырья, была сильнее, чем разница между жителями столиц и
сел России. Среди лиц преклонного возраста, т.е. среди тех, кому в декабре 1995г.
перевалило за 60 лет, едва ли не каждый третий был сторонником прекращения экспорта
российского топливно-энергетического сырья. Полярную в этом отношении позицию
занимала молодежь. Так, например, среди молодежи в возрасте 21-24 года лишь 15,9%,
поддержала идею полного прекращения экспорта.
Среди "твердых" атеистов, т.е. тех, которые думают, что с религией
надо бороться, доля противников экспорта национального богатства (33,3%) так же
на 14,2% больше, чем среди тех, кто колеблется в своих религиозных убеждениях.
Единственный среди демографических и социокультурных не работающий фактор - это
национальная принадлежность. Опрос показал, что как среди русского, так и среди
нерусского населения доли радикально настроенных граждан в отношении экспорта
сырья - одинаковы: 23,2% - среди русских, и 22,5% - среди представителей остальных
национальностей.
В группе экономических факторов поляризации позиций по вопросу об экспорте
сырья из России более заметно сказываются собственность предприятия или организации,
в которой работают респонденты и экономическое и финансовое положение семьи в
течение года перед опросом. Менее заметна поляризация позиций в зависимости от
типа жилища, в котором проживает население. В самом деле, разница между полярными
долями радикальных противников экспорта в первом случае (между теми, кто работает
на предприятии, основанном на частной собственности, или "другой" собственности)
согласно размаху вариации была равна 14,0%, во втором случае (между теми, у кого
экономическое и финансовое положение семьи за последний год "ухудшилось"
и "немного улучшилось") - 12,0%, и, наконец, в третьем случае (между
теми, кто проживал в собственном доме и в кооперативной квартире) - 9,3%.
Особенно резко поляризируются представления граждан по вопросу об экспорте
сырья в зависимости от их политических убеждений и позиций. Вполне естественно,
в частности, что среди патриотически настроенных состоявшихся (1993г.) и потенциальных
(1995г.) электоратов ЛДПР и КПРФ ряды радикальных противников экспорта национального
богатства России более чем на порядок были выше, чем среди электоратов НДР и Яблока.
Среди тех, например, кто намеревался в декабре 1995г. отдать свой голос за партию
В.Жириновского, доля лиц, считающих, что государство должно прекратить экспорт
сырья (национального богатства) России, составляла 33,5%, в то время, как среди
потенциальных сторонников Г.Явлинского доля аналогично настроенных граждан составляла
всего лишь 14,4%. Весьма ощутимой была поляризация представлений среди проправительственно
и оппозиционно настроенных граждан. Среди первых, оценивающих, в частности, что
дела в России идут в правильном направлении, доля лиц, радикально настроенных
против экспорта российского сырья (14,7%) была на 12,1% меньше, чем среди той
оппозиционно настроенной части населения, по мнению которой дела в России шли
в "неправильном" направлении. И, наконец, среди тех, кто ностальгически
мечтал о восстановлении СССР, доля решительных противников экспорта сырья составляла
32,8% и на 14,3% превышала долю подобно относящихся к экспорту граждан среди тех,
кому нравилась России в теперешних ее границах, вне рамок бывшего СССР.
Итак, анализ взаимосвязи между отношением к экспорту сырья и 12 факторами,
сгруппированными в 4 разряда (географический, демографический и социокультурный,
экономический и политический) показал, что национальный фактор в предложенной
обойме не играет никакой роли. Как радикальное, так и умеренное отношение граждан
России к одной из ключевых проблем внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности
- к экспорту сырья складывается вне зависимости от их национальной принадлежности.
[1] Александр Желенин. Святослав Федоров - За предоставление
Чечне независимости // Независимая газета. 1996. 20 марта.
[2] Соглашение между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Татарстан о реализации и транспортировке нефти и продуктов
нефтехимпереработки. 5 июля 1993 г., ксерокопия с подлинника.
[3] Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты).
М., 1994. С. 43.
|