АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
По итогам социологического исследования
"Информированность населения о деятельности органов власти г. Москвы"
Обобщенный анализ по 12 муниципальным районам г.Москвы
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Социологический факультет
Москва 1998 г.
ВВЕДЕНИЕ
Успешная работа городской администрации
всех уровней, развитие местного управления во многом зависят от эффективности
их информационного взаимодействия с населением. Показателями такого взаимодействия
являются уровень информирования людей о событиях городской жизни, о работе самой
администрации по решению социальных проблем, интенсивность использования для
этой цели многообразных источников информации и оценка населением работы администрации
по информированию населения. Для определения состояния информационного взаимодействия
администрации муниципальных районов с населением в декабре 1998 г. группой ученых-специалистов
социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Г.Н. Бутырина
и Ю.П. Аверина по специально разработанной анкете проведен массовый опрос населения
12 муниципальных районах г. Москвы - Академический, Басманный, Войковский, Выхино-Жулебино,
3-й район Зеленограда, Ивановское, Крылатское, Левобережный, Лианозово, Нагорный,
Преображенский, Хорошево-Мневники. Количественный анализ данных осуществлялся с помощью
специального пакета программ SPSS (Statistical Packag for Social Sciences),
являющегося международным стандартом обработки социологической информации.
УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
Деятельность городской администрации
на всех уровнях управления находит свое выражение в различного рода мероприятиях,
событиях, организуемых и поощряемых ею в рамках района, округа или города в
целом. Информированность населения об этих мероприятиях характеризует состояние
информационной среды на данной территории и эффективность работы администрации
по ее формированию. В целом жители муниципальных районов оценивают
свою информированность о происходящих различного рода делах, мероприятиях, событиях
в районе и округе невысоко (см. Таблицу 1). Большинство жителей, по их субъективным оценкам,
информированы о происходящих в районе делах, мероприятиях, событиях в основном
плохо или очень плохо (57,8%). Еще больше жителей указывают на плохую информированность
по организации жизни в округе (63,8%). Наоборот, информированность населения
о происходящих событиях городского масштаба значительно выше - на плохую информированность
здесь указало 32,1%.
Таблица 1. Информированность населения о происходящих делах,
мероприятиях, событиях в районе, округе и г. Москве (в %)
|
Очень хорошо |
В основном хорошо |
Средне |
В основном плохо |
Очень плохо |
Район |
4.0 |
13.2 |
25.1 |
17.4 |
40.4 |
Округ |
2.5 |
8.3 |
25.4 |
18.4 |
45.4 |
Москва |
8.4 |
25.2 |
34.3 |
9.9 |
22.2 |
 |
 |
очень хорошо |
 |
в основном хорошо |
 |
средне |
 |
в основном плохо |
 |
очень плохо |
|
Таким образом, информационная среда
на районном и окружном уровне в достаточной степени не сформировалась, имеет
невысокую насыщенность информацией о событиях местного значения. В то же время
насыщенность информационной среды города, интенсивность циркуляции информации
о событиях городского значения существенно выше (примерно в 2 раза). Конечно, степень информированности населения о
жизни района и округа зависит не только от состояния информационной среды, но
и от стремления самих людей получить необходимую информацию. Такое стремление
обусловлено в первую очередь уровнем образования человека. Анализ данных социологического
исследования показывает, что от уровня образования жителей практически не зависит
уровень их информированности о делах района и округа. Он не зависит также от
их возраста и пола. Но уровень образования существенно влияет на уровень информированности
о происходящих событиях общегородского масштаба. Все это означает, что и мужчины,
и женщины, имеющие высшее образование или без него обнаруживают недостаточную
насыщенность информационной среды на уровне муниципальных районов. Одной из важнейших составляющих информационной
среды муниципальных районов является информированность населения о деятельности
администрации района, округа и города. Показатели такой информированности находятся
на уровне рассмотренной выше общей информированности населения о происходящих
событиях (см. Таблицу 2). Таким образом, информация о деятельности администрации
всех уровней управления является для жителей ключевым элементом информационной
среды. Данные Таблицы 2 позволяют рассчитать средневзвешенное
значение информированности населения в муниципальных районах по пятибальной
системе, которое может выступать в качестве среднего рейтинга работы администрации
муниципальных районов, округов и города по информированию населения о своей
деятельности, о деятельности администрации округа и г. Москвы.
Таблица 2. Информированность населения о деятельности
администрации района, округа, г. Москвы (в %)
|
Очень хорошо |
В основном хорошо |
Средне |
В основном плохо |
Очень плохо |
Рейтинг |
Район |
2.5 |
13.6 |
27.6 |
24.7 |
31.6 |
2.3 |
Округ |
1.5 |
9.8 |
26.5 |
28.3 |
33.9 |
2.2 |
Москва |
6.8 |
23.6 |
36.1 |
13.9 |
19.6 |
2.8 |
 |
 |
очень хорошо |
 |
в основном хорошо |
 |
средне |
 |
в основном плохо |
 |
очень плохо |
|
Если средний рейтинг работы администрации
муниципальных районов и округов, в которых проводилось исследование, - ближе
к плохой оценке (соответственно - 2,3 и 2,2), то средний рейтинг администрации
города - ближе к удовлетворительной оценке (2,8). Средний рейтинг по муниципальным районам является
базовым показателем, относительно которого можно определить отклонение рейтинга
отдельных муниципальных районов и оценить "разброс" в работе их администраций
по информированию населения о своей деятельности, деятельности администрации
округа и г. Москвы (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Рейтинг информированности населения о деятельности
администрации:
Муниципальные районы |
Района |
Округа |
г.Москвы |
Суммарный рейтинг |
В целом по муниципальным районам |
2,3 |
2,2 |
2,8 |
7,3 |
Басманный |
2.6 |
2,3 |
2,8 |
7,7 |
Левобережный |
2,2 |
1,7 |
2,6 |
6,5 |
Войковский |
1,8 |
1,8 |
2,3 |
5,9 |
Хорошево-Мневники |
3,0 |
2,4 |
3,2 |
8,6 |
Крылатское |
2,9 |
2,8 |
3,5 |
9,2 |
Академический |
2,3 |
2,4 |
3,6 |
8,1 |
Нагорный |
2,6 |
2,3 |
2,8 |
7,7 |
Выхино-Жулебино |
2,4 |
3,2 |
3,0 |
8,6 |
Ивановское |
2,1 |
2,7 |
2,8 |
7,6 |
Преображенский |
2,4 |
2,4 |
2,6 |
7,4 |
Лианозово |
2,6 |
2,3 |
2,8 |
7,7 |
Третий район г. Зеленограда |
2,6 |
2,3 |
2,8 |
7,7 |
Существенное превышение (на 26%)
рейтинга информированности над средним рейтингом отмечается в муниципальном
районе Крылатское. Сумма трех рейтингов - информированности населения о деятельности
администраций района, округа и города, составила в данном муниципальном районе
величину 9,2 балла. На втором месте по суммарному рейтингу (8,6) идут
два муниципальных района - Хорошево-Мневники и Выхино-Жулебино. Первый район
имеет самый высокий рейтинг информированности о деятельности администрации муниципального
района (3,0), второй - о деятельности администрации округа (3,2). Существует прямая связь (коэффициент связи К=+0,689)
между уровнем информированности населения о деятельности администрации района
и о происходящих в районе событиях (см. Таблицу 4).
Таблица 4. Взаимосвязь между информированностью населения
о деятельности
администрации района и о происходящих в районе событиях
|
Очень хорошо |
В основном хорошо |
Средне |
В основном плохо |
Очень плохо |
Очень хорошо |
61.9% |
16.7% |
7.1% |
4.8% |
9.5% |
В основном хорошо |
8.8% |
57.1% |
25.7% |
1.8% |
6.6% |
Средне |
2.8% |
13.9% |
50.9% |
17.5% |
14.9% |
В основном плохо |
.7% |
3.6% |
21.0% |
36.4% |
38.3% |
Очень плохо |
.6% |
1.5% |
7.0% |
9.6% |
81.4% |
Чем выше информированность населения
о деятельности администрации района, тем выше его информированность о событиях
в районе. Таким образом, насыщенность информационной среды в районе жители связывают,
прежде всего, с наличием у них информации о деятельности администрации. Именно
она, с точки зрения населения, является основным производителем важной информации
о жизни района и ее деятельность вызывает основной интерес у жителей. В не меньшей степени (К=+0,615) состояние своей
информированности о событиях в районе жители связывают с информированностью
о деятельности администрации округа (см. Таблицу 5).
Таблица 5. Взаимосвязь между информированностью населения
о деятельности
администрации округа и информированностью о происходящих в районе событиях
|
Очень хорошо |
В основном хорошо |
Средне |
В основном плохо |
Очень плохо |
Очень хорошо |
41.5% |
24.4% |
12.2% |
2.4% |
19.5% |
В основном хорошо |
8.0% |
35.7% |
35.3% |
6.7% |
14.3% |
Средне |
0.9% |
6.9% |
48.7% |
21.1% |
22.4% |
В основном плохо |
0.2% |
2.2% |
19.9% |
33.5% |
44.2% |
Очень плохо |
0.2% |
1.1% |
6.1% |
10.2% |
2.2% |
Чем выше информированность населения
о деятельности администрации округа, тем выше его информированность о событиях
в районе. Таким образом, насыщенность информационной среды в районе жители связывают
не только с наличием у них информации о деятельности администрации района, но
и в значительной степени с информацией о деятельности администрации округа.
При этом важно подчеркнуть, что все же приоритет жители отдают информации о
деятельности администрации района. Существенным элементом информационной среды в
районе является информация о деятельности администрации города (см. Таблицу
6).
Таблица 6. Взаимосвязь между информированностью населения
о деятельности администрации
города и информированностью о происходящих в районе событиях
|
Очень хорошо |
В основном хорошо |
Средне |
В основном плохо |
Очень плохо |
Очень хорошо |
52.5% |
25.0% |
12.5% |
5.0% |
5.0% |
В основном хорошо |
23.8% |
41.7% |
23.3% |
3.6% |
7.6% |
Средне |
5.8% |
33.0% |
45.7% |
6.9% |
8.6% |
В основном плохо |
4.1% |
23.2% |
41.4% |
16.9% |
14.3% |
Очень плохо |
3.8% |
12.5% |
25.4% |
10.0% |
48.3% |
Однако степень взаимосвязи информированности
о деятельности администрации города с информированностью о происходящих в районе
событиях слабее, чем в предыдущих случаях (К=+0,459). Таким образом, вес информации
о деятельности администрации города в формировании информационной среды района
меньше, чем информации о деятельности администрации района и округа. Это указывает
на необходимость насыщения информационной среды муниципального района, в первую
очередь, подробной информацией о деятельности администрации района и администрации
округа.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
Насыщенность информационной среды
муниципального района определяется составом и характером функционирования источников
информации, развитости коммуникационных систем, из которых жители могли бы черпать
достаточные сведения о деятельности администрации. Показателем эффективности
их функционирования является структура использования жителями района различных
информационных каналов. Структура использования информационных каналов
в целом по исследуемым 12 муниципальным районам представлена в Таблице 7. Из данных этой Таблицы и Диаграммы видно, что
основным источником информации жителей о деятельности администрации района являются
районные газеты (40,3%).
Таблица 7. Структура источников информации жителей 12 муниципальных
районов в целом о деятельности администрации: (В Таблице 7 сумма ответов по
столбцам больше 100%, так как выбирать можно было несколько вариантов ответов.)
|
Района |
Округа |
Города |
Из городских газет |
11.3 |
11.2 |
66.0 |
Из окружных газет |
7.2 |
29.2 |
2.0 |
Из районных газет |
40.3 |
9.7 |
2.6 |
Из передач кабельного телевидения |
17.9 |
14.1 |
6.9 |
Из объявлений на информационных
стендах на улицах |
13.5 |
8.2 |
3.4 |
Из объявлений на информационных
стендах в подъезде домов |
17.1 |
7.9 |
2.2 |
Из инфoрмационных листков, опущенных
в почтовый ящик |
19.3 |
11.3 |
5.6 |
Из выступлений Ю. Лужкова и
других руководителей города |
5.0 |
5.5 |
42.1 |
Из передач TV-Центра |
10.7 |
12.5 |
51.0 |
Из выступлений администрации
в прямом эфире |
4.8 |
4.0 |
7.1 |
Из разговоров с администрацией
по "горячей линии" |
2.1 |
1.2 |
1.5 |
От советников районных собраний |
1.8 |
0.7 |
0.5 |
От соседей по дому |
20.6 |
17.4 |
6.7 |
Из случайных разговоров, слухов |
21.9 |
23.3 |
9.1 |
Из случайных
разговоров, слухов |
21,9 |
От соседей по
дому |
20,6 |
От советников
районных собраний |
1,8 |
Из разговоров
с администрацией по "горячей линии" |
2.1 |
Из выступлений
администрации в прямом эфире |
4.8 |
Из передач TV-Центра |
10.7 |
Из выступлений
Ю.Лужкова и других руководителей города |
5 |
Из инфoрмационных
листков, опущенных в почтовый ящик |
19.3 |
Из объявлений
на информационных стендах в подъезде домов |
17.1 |
Из объявлений
на информационных стендах на улицах |
13.5 |
Из передач кабельного
телевидения |
17.9 |
Из районных газет |
40.3 |
Из окружных газет |
7.2 |
Из городских
газет |
11.3 |
Структура источников информации жителей 12 муниципальных районов
о деятельности администрации района
Таким образом, районная пресса
в целом стала ведущим информационным каналом во взаимодействии администраций
районов и их жителей. Роль других каналов информации существенно меньше. Среди
них существуют как организованные и устойчивые, так и стихийные, неустойчивые
каналы информации. К организованным каналам относятся информационные листовки
- 19,3%; передачи кабельного телевидения - 17,9%; объявления на информационных
стендах в подъезде домов - 17,1% и на улицах - 13,5%. Не менее активными, наравне с организованными,
относительно устойчивыми каналами информации, являются стихийные каналы - случайные
разговоры, слухи (21,9%) и соседи по дому (20,6%), но эта информация может иметь
искаженное содержание. В целом уровень насыщенности информационной среды в муниципальном
районе о деятельности администрации района представляет собой сумму процентов
использования населением всех источников информации о ней и равен 193,5%. Та значительная роль, которую играют стихийные
источники информации, свидетельствует о том, что жители испытывают недостаток
в организованной достоверной информации. Для устранения этого дисбаланса необходимо
дальнейшее расширение и насыщение сети информационных стендов, выпуск информационных
бюллетеней и листовок, регулярность поступления в почтовые ящики нужной для
жителей информации. Следует также перевести на регулярную основу выступление
администрации районов в прямом эфире и использование "горячей линии" для связи
с жителями. Пока роль этих каналов информации в целом очень незначительна (соответственно,
4,8% и 2,1%). Еще менее значительна (1,8%) роль советников районных собраний
в информировании жителей о деятельности администрации района, хотя это и является
их прямой обязанностью. Активизация организованных каналов информации
важна еще и потому, что при слабом функционировании этих каналов происходит
их замещение стихийными каналами информации - случайными разговорами, слухами,
где информация подвержена сильным искажениям. Об этом говорит структура источников
информации о деятельности администрации по отдельным районам. Там, где роль
районных газет, кабельного телевидения, информационных стендов и листовок как
источников информации падает, там вырастает роль соседей по дому и случайных
разговоров, слухов. И наоборот. Например, ситуация первого рода наблюдается
в муниципальном районе Басманный (газеты - 9,7%; соседи по дому - 31,5%; случайные
разговоры, слухи - 25,0%). Обратная картина - в муниципальном районе Хорошево-Мневники
(газеты - 60,9%; соседи по дому - 8,7%; случайные разговоры, слухи - 9,9%).
Структура источников информации о деятельности
администрации округа в муниципальных районах совершенно иная (см. Диаграмму
ниже).
Из случайных
разговоров, слухов |
23,3 |
От соседей по
дому |
17,4 |
От советников
районных собраний |
0,7 |
Из разговоров
с администрацией по "горячей линии" |
1.2 |
Из выступлений
администрации в прямом эфире |
4.0 |
Из передач TV-Центра |
12.5 |
Из выступлений
Ю.Лужкова и других руководителей города |
5.5 |
Из инфoрмационных
листков, опущенных в почтовый ящик |
11.3 |
Из объявлений
на информационных стендах в подъезде домов |
7.9 |
Из объявлений
на информационных стендах на улицах |
8.2 |
Из передач кабельного
телевидения |
14.1 |
Из районных газет |
9.7 |
Из окружных газет |
29.2 |
Из городских
газет |
11.2 |
Структура источников информации жителей 12 муниципальных районов
о деятельности администрации округа
Основным источником информации
о деятельности окружной администрации является окружные газеты (29,2%). На втором
и третьем местах по значимости находятся случайные разговоры, слухи (23,3%)
и соседи по дому (17,4%). Возрастающая роль слухов о деятельности окружной
администрации в информационной среде муниципальных районов обусловлена снижением
веса почти всех (за исключением TV-Центра) организованных источников информации.
Особенно резко (в 4 раза) падает роль районных газет. Главным образом за счет
этого до 156,2% падает уровень насыщенности информационной среды в муниципальном
районе о деятельности окружной администрации в сравнении с таким же показателем
по районной администрации.
Из случайных
разговоров, слухов |
9,1 |
От соседей по
дому |
6,7 |
От советников
районных собраний |
0,5 |
Из разговоров
с администрацией по "горячей линии" |
1.5 |
Из выступлений
администрации в прямом эфире |
7.1 |
Из передач TV-Центра |
51.0 |
Из выступлений
Ю.Лужкова и других руководителей города |
42.1 |
Из инфoрмационных
листков, опущенных в почтовый ящик |
5.6 |
Из объявлений
на информационных стендах в подъезде домов |
2.2 |
Из объявлений
на информационных стендах на улицах |
3.4 |
Из передач кабельного
телевидения |
6.9 |
Из районных газет |
2.6 |
Из окружных газет |
2.0 |
Из городских
газет |
66.0 |
Структура источников информации жителей 12 муниципальных районов
о деятельности администрации города
Информационная среда о деятельности
администрации города в муниципальных районах теряет свое многообразие по сравнению
с информационной средой о деятельности администраций района и округа (см. Диаграмму
выше). В структуре источников информации резко возрастает роль городских газет
(66%). При этом определяющее место занимает "Московский комсомолец" (см. Диаграмму
ниже).
 |
 |
Московская правда |
 |
Московский комсомолец |
 |
Вечерняя Москва |
 |
Тверская, 13 |
 |
Другие |
|
Роль городских газет как источников
информации о деятельности администрации (В Диаграмме сумма ответов по столбцам
больше 100%, так как выбирать можно было несколько вариантов ответов.)
Также значительно увеличивается
(примерно в 5 раз) роль TV-Центра в информировании жителей муниципальных районов
о деятельности администрации города (до 51,0%). Одним из мощных источников информации
для жителей являются выступления Ю. Лужкова и других руководителей города (42,1%).
Как источник информации эти выступления в десятки раз превосходят по своей значимости
выступления руководителей районных и окружных администраций. Роль всех остальных
источников информации существенно падает. Следовательно, организованные каналы
информации местного уровня слабо насыщают информационную среду муниципальных
районов о деятельности городской администрации. Это подтверждает высокую эффективность
работы на этом важном участке Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой
информации Правительства Москвы. Большую роль в насыщении информационной среды
о деятельности администрации играют справочные издания и статьи. Они являются
своеобразным банком данных. Данные исследования показывают, что уровень насыщения
различными видами информационной продукции о деятельности администрации района,
округа и города резко отличается (см. Таблицу 8).
Таблица 8. Структура справочной информации о деятельности
администрации у жителей 12 муниципальных районов в целом в% (В Таблице 8 сумма
ответов по столбцам больше 100%, так как выбирать можно было несколько вариантов
ответов.)
|
Район |
Округ |
Город Москва |
Справочник |
13.5 |
12.0 |
61.7 |
Информационный буклет |
11.6 |
8.7 |
1.7 |
Информационный лист |
12.5 |
6.1 |
0.8 |
Информационные вырезки из газеты |
13.8 |
8.6 |
3.6 |
Другое (напишите) |
2.2 |
1.8 |
1.6 |
Ничего не имею |
55.1 |
66.8 |
33.8 |
 |
 |
Справочник |
 |
Информационный буклет |
 |
Информационный лист |
 |
Информационные вырезки из газеты |
 |
Другое (напишите) |
 |
Ничего не имею |
|
В пользовании жителей в основном
находятся информационные издания о городской администрации и меньше таких материалов
о работе муниципальных районов. Это, главным образом, - справочники (61,7%).
О деятельности же районной администрации такого рода справочников у жителей
имеется во много раз меньше (примерно, 12-13%). Отсутствие справочников отчасти
компенсируется информационными буклетами и листками (примерно, 11-12%). Заметное
число жителей собирают вырезками из газет (13,8%), что свидетельствует о недостаточности
специальных информационных изданий. Более половины жителей муниципальных районов
(55,1%) вообще не имеют никакой справочной литературы. Еще хуже обстоит дело
со справочными изданиями о деятельности окружной администрации. Здесь не имеют
никакой справочной литературы две третий жителей (66,8%). Таким образом, администрация районов и округов
в работе по насыщению информационной среды муниципальных районов справочной
информацией о своей деятельности значительно отстает от городской администрации.
Данное состояние информационной среды создает
для значительной части жителей районов трудности в получении необходимой информации,
решении возникающих проблем, в обращении за помощью в случае необходимости к
представителям администрации. Хотя две трети жителей муниципальных районов (66,9%)
знают куда обратиться, чтобы найти нужную информацию, то почти половина (примерно,
44%) не имеют информации о том, как решить возникшую проблему или куда передать
жалобу (см. Таблицу 9).
Таблица 9. Степень знания жителями 12 муниципальных районов
информации
о том, куда надо обратиться чтобы:
|
Да |
Нет |
Найти нужную информацию |
63.0 |
37.0 |
Решить возникшую проблему |
55.5 |
44.5 |
Передать жалобу |
56.3 |
43.7 |
 |
 |
Найти нужную информацию |
 |
Решить возникшую проблему |
 |
Передать жалобу |
|
Таким образом, создание полноценной
информационной среды в муниципальных районах, обеспечивающей потребности людей
в необходимых сведениях о деятельности администрации, в первую очередь, районов
и округов, предполагает более широкое и регулярное распространение среди жителей
соответствующей информации в виде буклетов, справочников, информационных листков
и других изданий.
ОЦЕНКА ЖИТЕЛЯМИ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
Наличие и доступность необходимой
информации о деятельности администрации предполагает не только наличие у населения
справочно-информационных изданий, но и возможность обратиться, в случае необходимости,
за такой информацией к работникам соответствующих служб и получить её. Обеспечение
такой возможности является одним из важных направлений информационного взаимодействия
администрации с населением района. В целом абсолютное большинство жителей районов
считает, что они могут получить нужную информацию от работников муниципальных
служб (см. Таблицу 10).
Таблица 10. Возможность получить жителями муниципальных районов
нужную информацию от работников служб:
|
Да |
Нет |
РАЙОНА |
66.9 |
33.1 |
ОКРУГА |
50.1 |
49.9 |
ГОРОДА |
47.9 |
52.1 |
В значительно меньшей степени жители
уверены, что могут получить необходимую информацию от работников административных
служб округа и города. Доступность этого уровня работников для населения существенно
ниже. Таким образом, если отсутствие достаточного количества инфоромационно-справочных
изданий о деятельности администрации муниципальных районов в определенной степени
компенсируется информационной доступностью административных служб, то на уровне
окружной администрации такой компенсации не происходит. Здесь меньше как информационно-справочных
изданий, так и возможностей получить необходимую информацию от работников административных
служб. На городском уровне недостаточная доступность
работников и служб в значительной мере компенсируется высокой насыщенностью
информационно-справочных изданий. Однако такая информация не может заменить
прямое общение населения с работниками административных служб. Состояние информационной среды в муниципальных
районах непосредственно сказывается на оценках деятельности администрации по
информированию населения со стороны жителей. Оценка москвичами деятельности
администрации районов и округов существенно отличаются от оценки деятельности
городской администрации (см. Таблицу 11).
Таблица 11. Оценка работы администрации по информированию
населения (в %)
|
Хорошо |
Скорее хорошо, чем плохо |
Скорее плохо, чем хорошо |
В основном плохо |
РАЙОН |
7,2 |
28,3 |
37,4 |
27,1 |
ОКРУГ |
4,6 |
23,5 |
39,8 |
32,1 |
ГОРОД |
14,5 |
40,2 |
26,3 |
19,0 |
 |
 |
Хорошо |
 |
Скорее хорошо, чем плохо |
 |
Скорее плохо, чем хорошо |
 |
В основном плохо |
|
Более половины жителей муниципальных
районов (55,2%) оценивают работу администрации города по информированию населения
о своей деятельности как хорошую или скорее хорошую. В то же время, оценки работы
районной администрации в этой сфере существенно ниже (35,8%). Еще ниже оценки
окружной администрации (28%). Чем выше степень информированности жителей о деятельности
администрации, тем выше оценивается ее работа в этом направлении (коэффициент
взаимосвязи К=+0,587). При этом на районную администрацию возлагается практически
та же доля ответственности за информирование о деятельности администрации округа
(К=+0,524) и в существенно меньшей степени за информирование о деятельности
администрации города (К=+0,364). Примерно в той же мере жители муниципальных районов
возлагают ответственность за степень информирования населения о деятельности
администрации района на администрацию округа (К=+0,481) и города (К=+0, 401). Таким образом, жители района воспринимают информационную
среду города как единое целое и ответственность за свою информированность о
деятельности администрации всех уровней они возлагают примерно в равной степени
на районную, окружную и городскую администрации, рассматривая их работу в тесной
взаимосвязи. При этом деятельность городской администрации в сфере информирования
населения оценивается значительно выше, чем деятельность районной и окружной
администрации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов исследования
информированности населения о деятельности органов власти города Москвы позволяет
сделать следующие обобщенные выводы.
- Население муниципальных районов в той или иной степени информировано об
интересных, важных мероприятиях, делах, которые осуществлялись администрацией
всех уровней управления, но степень такой информированности о работе администрации
района и округа невысокая, в то время как о работе администрации города значительно
выше (в 2 раза). Данная ситуация в равной мере характерна для всех социальных
групп населения. Следовательно информационная среда районов имеет еще небольшую
насыщенность информацией о событиях местного значения и, наоборот, большую
интенсивность циркуляции информации о событиях городского значения.
- Информация о работе администрации является для жителей ключевым элементом
информационной среды - чем выше информированность населения о деятельности
администрации, тем выше оно оценивает свою информированность о событиях в
районе, округе, городе. Между тем информированность жителей о работе администрации
не выше, чем информированность о местных и городских событиях.
- Средний рейтинг работы администрации муниципальных районов и округов ближе
к плохой оценке, администрации города - к удовлетворительной оценке.
- Заметно выше среднего рейтинг информированности в муниципальном районе
Крылатское, причем по всем видам информирования - о работе администраций района,
округа и города.
- Структура каналов информации о работе администрации района и округа отличается
сравнительным многообразием. Главными среди них являются организованные источники
информации. Ведущее место в информировании жителей об администрации районов
занимают районные газеты, об администрации округов - окружные газеты, но значение
последних меньше (в 1,4 раза). Роль других источников информации - кабельного
телевидения, информационных стендов на улицах и в подъездах, информационных
листков - также существенна, но значительно ниже.
Незначительна роль активных источников информации - выступлений администрации
в прямом эфире, живой связи с жителями по "горячей линии", общения советников
с населением. Значительную роль для жителей районов играют стихийные источники информации
- случайные разговоры, слухи, соседи по дому, которые замещают недостаток
организованных источников информации, но информация из этих источников может
иметь искаженное содержание.
- В целом жители испытывают недостаток в организованной достоверной информации
о деятельности администрации районов. Важно поднять уровень районных и окружных
газет, сделав их для населения столь же значимыми, как и городская пресса.
Необходимо дальнейшее расширение и насыщение сети информационных стендов,
выпуск информационных бюллетеней и листовок, регулярность поступления в почтовые
ящики нужной для жителей информации. Следует перевести на регулярную основу
и в строго установленное время выступления администрации районов в прямом
эфире, использование "горячей линии" для связи с жителями. Требуется наладить
постоянное информирование советников районных собраний, чтобы повысить активность
советников в информировании жителей о деятельности администрации района.
- Структура каналов информации об администрации города имеет сравнительно
небольшое многообразие. Среди них выделяются два главных источника - городские
газеты, особенно "Московский комсомолец", и TV-Центр.
- Администрация районов и округов в работе по насыщению информационной среды
муниципальных районов справочной информацией о своей деятельности значительно
отстает от городской администрации. В распоряжении жителей в основном находятся
информационные издания городской администрации (главным образом, справочники)
и несравнимо меньше таких материалов о работе администрации муниципальных
районов и, особенно, округов.
Отсутствие справочников лишь отчасти компенсируется информационными буклетами
и листками.
- Две трети жителей муниципальных районов знают куда обратиться, чтобы найти
нужную информацию. Однако имеющееся состояние информационной среды в муниципальных
районах создает для значительной части жителей трудности в получении необходимой
информации, решении возникающих проблем, в обращении за помощью в случае необходимости
к представителям администрации. Целесообразно существенно увеличить тиражи
справочных изданий о работе администрации, снабдив ими за небольшую плату
все семьи.
- В целом абсолютное большинство жителей районов считают, что они могут получить
нужную информацию от работников муниципальных служб. При этом в значительно
меньшей степени жители уверены, что могут получить необходимую информацию
от работников административных служб округа и города. Если отсутствие достаточного
количества инфоромационно-справочных изданий о деятельности администрации
муниципальных районов в определенной степени компенсируется информационной
доступностью административных служб, то на уровне окружной администрации такой
компенсации не происходит.
На городском уровне недостаточная доступность работников и служб в значительной
мере компенсируется высокой насыщенностью информационно-справочных изданий.
Однако такая информация не может заменить прямое общение населения с работниками
административных служб.
- Более половины жителей муниципальных районов (55,2%) оценивают работу администрации
города по информированию населения о своей деятельности как хорошую или скорее
хорошую. Оценки работы районной администрации в этой сфере в 1,5 раза, а окружной
администрации в 1,9 раза ниже.
- Жители муниципальных районов воспринимают информационную среду города как
единое целое и ответственность за свою информированность о деятельности администрации
всех уровней возлагают примерно в равной степени на районную, окружную и городскую
администрации, рассматривая их работу в тесной взаимосвязи. При этом деятельность
городской администрации в сфере информирования населения оценивается значительно
выше, чем деятельность районной и окружной администрации.
Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Комитету
по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы за
предоставленную возможность знакомить наших посетителей с проводимыми исследованиями
общественного мнения по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим
проблемам жизни столицы. Все материалы исследований Мэрии Москвы публикуются
в регулярных сборниках "Пульс".
|