I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ситуация
после выборов. Упущенные возможности
Истекшие после президентских выборов
месяцы ознаменовались дальнейшим ухудшением положения дел во всех сферах -
экономике, политике, социальных отношениях. По-видимому,
можно говорить о том, что кризис, охвативший Россию в процессе межсистемной
трансформации, вступил в некую новую фазу. Ее отличительной чертой является
постепенное исчерпание ресурсов для сохранения сложившейся в годы реформ общественной
модели, ставшей во многом продуктом стихийного распада прежней коммунистической
системы. Данная модель, основанная на консервации экспортно-сырьевой
ориентации экономики, сверхмонополизме, бюрократическом рынке, олигархическом
принципе управления страной, во второй половине 1996 г. не только отчетливо
продемонстрировала свое несоответствие ожиданиям и надеждам населения, но и
показала, что ее способность к самовоспроизводству, самосохранению вовсе не
является такой значительной, как это казалось совсем недавно.
Между тем, сразу после президентских выборов в России возникла благоприятная
ситуация для осуществления серьезного поворота в социально-экономической политике
и модернизации существующей системы властных отношений, механизмов принятия важнейших
решений. Теоретически изменения должны были быть нацелены на придание курсу
реформ большей социальной направленности, на ужесточение борьбы с тотальной криминализацией
страны, на обеспечение эффективности работы властных институтов, усиление их способности
к реагированию на вызовы времени и учету интересов более широкого спектра
социальных групп и слоев. Возможность подобной альтернативы обусловливалась
следующими объективными факторами:
- Б.Ельцин получил весомый мандат
доверия. Во втором туре за него проголосовали 54% избирателей;
- в ходе предвыборного марафона был
достигнут высокий уровень консолидации элиты, что создавало необходимые
предпосылки для проведения целенаправленной инициативной политики и повышения
эффективности оперативного управления страной;
- на президентских выборах
подавляющее большинство граждан, проголосовавших за Б.Ельцина, фактически
высказалось за внесение серьезных коррективов в стратегию преобразований,
рассчитывая прежде всего на улучшение своего материального положения и
наведение элементарного порядка в стране.
Но для коренного поворота требовались
и субъективные факторы. К их числу нужно отнести осознание элитой
ответственности перед страной, ее умение в решающие моменты подчинить клановые
и узкогрупповые интересы общенациональным, стремление наладить диалог с
обществом в целях выработки на основе взаимных уступок и компромиссов
приемлемого для большинства социальных субъектов варианта дальнейшего развития
страны.
Однако
поствыборная ситуация в России характеризовалась как раз отсутствием зрелого
субъективного фактора. Радикальная трансформация политического
курса не входила в истинные намерения российской элиты, не желавшей
расставаться с обретенными неограниченными возможностями и привилегиями.
Полученный Б.Ельциным мандат доверия на управление страной она попыталась
использовать в первую очередь для консервации сложившейся социальной системы и
закрепления своего лидирующего положения в обществе. Подобная тенденция
отчетливо проявилась уже в августе. Новое правительство страны было
сформировано не под реализацию некой программы действий, не по
профессиональному принципу, а на основе старых подходов, руководствуясь
соображениями соблюдения баланса лоббистских интересов различных отраслевых и
финансовых групп. Были отложены в долгий ящик широко обсуждавшиеся в ходе президентской
кампании планы проведения конституционной реформы, нацеленной на изменение
структуры федеральной власти в направлении большей сбалансированности между ее
ветвями. И, наконец, обновленное правительство В.Черномырдина, приступившее в
августе к заключительному этапу подготовки проекта бюджета страны на 1997 г.,
не стало "изобретать велосипед" и сохранило основные параметры прежнего
умеренно-реформаторского курса. Планы исполнительной власти опирались на
официальные прогнозы социально-экономического развития страны, согласно которым
реализация двух важнейших условий - сохранение в Кремле в результате выборов
президента-реформатора Б.Ельцина и значительное снижение инфляции (к лету в
этом направлении были достигнуты значительные успехи) - создавала необходимые
предпосылки для начала инвестиционного бума в российской экономике. Но очень
скоро стало очевидно, что никакого притока инвестиций не будет. Наоборот,
политике сохранения status quo были брошены весьма серьезные вызовы.
|