Губернаторские
выборы. Возникновение "третьей силы"?
Важным фактором, оказавшим
значительное влияние на развитие политического процесса в России, стали
состоявшиеся в 50 субъектах Федерации выборы их руководителей - губернаторов,
президентов, глав администраций. Поначалу околопрезидентскими структурами
выборы рассматривались как удобный инструмент для консолидации властвующей
элиты на основе противодействия попыткам левой оппозиции взять реванш за
поражение в президентской кампании. Но в результате усиления внутриполитической
борьбы в федеральном Центре столичная элита не смогла выступить на
губернаторских выборах единым фронтом. Во многих регионах наиболее влиятельные
политики поддерживали разных кандидатов. В других субъектах Федерации противостояние
между претендентами от "партии власти" и левой оппозицией не имело решающего
значения для исхода выборов, который определялся соперничеством местных политических
и промышленно-финансовых группировок. На волне обострившегося осенью социально-экономического
кризиса в 16 регионах победу одержали кандидаты, в той или иной степени
поддержанные левой оппозицией, в то время как практически в половине регионов
прежние главы администраций вынуждены были сложить полномочия.
Таким
образом, итоги губернаторских выборов оказались неутешительными с точки зрения
федеральной "партии власти". Поставленные цели достигнуты не были. В то же
время было бы упрощением пытаться оценивать возможное воздействие их
результатов на политический процесс в стране в целом только сквозь призму
противостояния нынешней федеральной исполнительной власти и левой оппозиции.
В общенациональном масштабе
изменились институциональные рамки взаимоотношений Центра и региональных элит,
рычаги административного контроля над которыми были в значительной мере
утрачены. В обстановке острого бюджетно-финансового кризиса уменьшились и
возможности влиять на региональные процессы с помощью финансовых инструментов. Других же способов воздействия на
власти субъектов Федерации (например, посредством пропрезидентских
общенациональных политических партий), у Центра в настоящее время нет. Поэтому
в условиях ослабления федеральной
власти сменившие прежний статус назначенного чиновника на мандат народного
доверия региональные лидеры в ближайшей перспективе станут играть все более
заметную роль в общероссийской политике. Не исключено, что при определенных
условиях они могут превратиться в "третью силу", способную коренным образом
переформатировать сложившуюся систему властных отношений и изменить нынешний
баланс сил в российских верхах.
|