Создание
идеологии как технологическая задача
Классическая модель предполагает,
что теоретический концепт идеологии формируется и развивается в
интеллектуальной среде, затем принципы и идеалы этой "высокой" идеологии
переводятся на общедоступный язык программ, лозунгов и требований, которые
политическая элита или/и контрэлита транслируют в массы и используют для обоснования
своих политических стратегий. Этот
традиционный путь представляется для современной России не вполне продуктивным.
Во-первых, если где и сохраняется
ситуация идеологического противостояния, так это именно в интеллектуальной
среде, которая в России всегда отличалась крайне высокой идеологизированностью,
а в настоящее время еще и заметной фрагментацией. Поэтому трудно ожидать как
того, что в ней возникнет мощное и влиятельное интеллектуальное движение
идеологического характера (по образцу, скажем, российского марксизма рубежа
XIX-XX вв. или кадетизма), так и достижения между интеллектуалами консенсуса по
вопросу об основополагающих идейных принципах, мировоззренческих ценностях и
политических целях.
Во-вторых, до сих пор все попытки
отдельных личностей и групп российских интеллектуалов, представлявших различные
идейно-политические ориентации, разработать и транслировать в общество
принципиально новую или (чаще) обновленную идеологическую версию заканчивались
безрезультатно. Их идеи не "овладевали массами" и оставались в основном на
бумаге. Таков общий итог проекта группы Г.Бурбулиса - наиболее разработанного
из числа предлагавшихся российскими либералами, "либерального империализма"
Б.Федорова, идейных исканий различных эпигонов евразийства, адептов православной
монархии, сторонников различных течений русского национализма и российского
коммунизма, социал-демократов всех мастей и разновидностей, "красной религии"
С.Кургиняна. Конечно, нельзя категорически исключить возможность выработки в
отечественной интеллектуальной среде новой идеологической системы, успешно
воспринятой российским обществом, но вполне очевидно, что следование тем
традиционным путем, который проходит в своем зарождении и развитии классическая
идеологическая доктрина, относит решение этой задачи в весьма отдаленное
будущее.
Однако ее можно весьма облегчить,
если относиться к созданию идеологии не как к философской и
теоретико-методологической проблеме, а как к технологической задаче. Иными словами, речь должна идти об
идеологической инженерии, то есть о том, чтобы сконструировать идеологию из
эле-ментов тех старых и новых идеологических систем, которые бытуют в
российском обществе. Такой подход, безусловно, механистичен, но хорош при
нехватке исторического времени. (Именно по этому принципу формировались все те
идеологические доктрины последних пяти лет, которые объявлялись их творцами
интеллектуальным прорывом и "новой" идеологией для России.)
Не служит здесь препятствием и то
обстоятельство, что несущие конструкции новой идеологической схемы могут быть
почерпнуты из конкурирующих и даже враждующих идеологических систем. Любая
идеология в основе своей мифологична, но в эпоху информационного общества и
виртуальной реальности она легко строится из откровенно взаимоисключающих
элементов: "По Голгофе бродит Будда и кричит: "Аллах акбар!"" Яркий образчик
подобного соединения несоединимого представляет собой идейное кредо Г.Зюганова,
где воедино увязаны и переплетены уваровская триада, славянофилы, народники,
Сталин, мистифицированная геополитика, конспирология, постиндустриальное
общество, глобальная экологическая проблематика.
Гораздо более существенно, чтобы
"кирпичики" - основные идеи и положения конструируемой доктрины -
соответствовали обыденным взглядам и представлениям людей, были укоренены в
российском обществе и не вызывали реакции отторжения с его стороны.
|