Необходимость
идеологии
Нельзя не задаться вопросом: а
для чего вообще нужна России национальная идеология? Ответ на него содержится в
анализе функций идеологических систем, который будет особенно плодотворен при сопоставлении
их (функций) с нынешней российской внеидеологической реальностью.
Одна из основных функций
идеологии состоит в ее ориентационном потенциале, то есть способности указывать
политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться. На фоне
сегодняшней бесконцептуальной российской политики, основывающейся на принципе
"кривая вывезет", эта задача, как сказал бы Ленин, "архиважная". И российское
общество в целом, и его элитные группы нуждаются в том, чтобы им был предложен
ясный и позитивный образ будущего, чтобы власть явственно объяснила, куда и
зачем движется Россия (и движется ли она вообще).
В свою очередь, для власти
политическая идеология служит важным фактором легитимации ее действий,
обосновывает ее право управлять об-ществом и реализовывать ту или иную
стратегию. Идеология создает основу для пропагандистской стратегии власти по
созданию позитивного образа проводимой ею политики и стимулирует политическое
поведение масс.
Наконец, одна из главных функций
идеологии заключается в ее способности интегрировать общество на почве
сознательно сформулированных целей и общепринятых ценностей. Здесь стоит особо
отметить одно важное обстоятельство:
вопреки умозрительным предположениям, социологические опросы опровергают мнение
об идеологическом расколе в российском обществе. Состояние идейной
поляризации в ходе президентской кампании носило преимущественно ситуативный характер
и вскоре по ее завершении сошло на нет. Гораздо более серьезную опасность для
об-щества может представлять актуализация социальных и социокультурных
противоречий, достигших в настоящее время критических величин. Снятие этих
противоречий и сплочение отечественного социума - задача идеологической
доктрины, что заведомо предполагает общенациональный (интере-сы всех россиян), а не групповой (интересы
"новых русских", среднего класса и т.д.) характер последней.
Особая актуальность проблемы
выработки идеологии для современной России заключается в том, что, в
принципиальном плане, именно идеология дает наиболее полный и развернутый ответ
на вопрос о причинах общественного кризиса и путях выхода из него. Доминирование
прагматизма, деидеологизация естественны и закономерны для стабильных обществ,
но не для страны, находящейся, как наша,
в ситуации системного кризиса. В этом смысле фукуямовский "конец истории",
априори подразумевающий "конец идеологии", переживает Запад, но не Россия.
|