III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Задачи
нового правительства
15 августа В.Черномырдин
представил общественности новый кабинет министров. Первыми вице-премьерами
стали А.Большаков, В.Илюшин, В.Потанин. Из них лишь А.Большаков не значился ни
в одном прогнозе. Что касается В.Илюшина и В.Потанина, то их назначения не были
сенсацией.
А.Большакову досталась большая
часть "наследства" О.Сосковца. Он возглавит комиссию по оперативным вопросам и
будет замещать В.Черно-мырдина на период отпусков, болезней и командировок. Ему
будет подчиняться минпром - ведомство, непосредственно связанное с реальным
сектором экономики, следовательно, со структурной перестройкой. До столь
резкого повышения в должности А.Большаков некоторое время занимался в
правительстве вопросами сотрудничества со странами СНГ (на этом поприще его
сменил А.Тулеев).
Экономический блок возглавил
бывший президент ОНЭКСИМбанка В.Потанин. В связи с этим назначением возникает
вопрос: можно ли столь высокую должность частника-банкира считать знаком начала
какого-то эта-па в отношениях между бизнесом и государством? Думается, что
новая должность В.Потанина не более чем развитие уже сложившихся отношений,
суть которых в постоянном припадании частного капитала все к тому же источнику
федерального бюджета.
Бывшему помощнику Президента
В.Илюшину достался социальный блок. Возведение руководителя аппарата
правительства В.Бабичева в ранг вице-премьера, по мнению экспертов, - ответ
"Белого дома" Кремлю. Администрация Президента значительно укрепилась с
появлением там в качестве руководителя А.Чубайса. Вице-премьер, ведающий
исключительно аппаратом правительства, призван, видимо, символизировать
решимость кабинета как-то проводить и собственную линию.
Среди прочих изменений следует
отметить перемещение бывшего помощника Президента по экономике А.Лившица на
должность вице-премьера с одновременным назначением на пост министра финансов.
Е.Ясин сохранил свое место в экономическом блоке, оставшись министром
экономики. В правительство не вошел В.Каданников. Отставлен и министр финансов
В.Пансков, которому предложены посты "на его собственное усмотрение", требующие
"меньшего напряжения".
Опубликование имен "нового"
президентского окружения и состава правительства дает ответ на вопрос, кого выбрали избиратели, голосуя за
Б.Ельцина. Не менее важен и другой вопрос - что выбрали избиратели, голосуя за него?
С началом реформ самым влиятельным и никому не подконтрольным ведомством
в структуре российской власти было Госкомимущество. И краткий ответ на вопрос, что выбрали избиратели, голосуя за
Б.Ельцина, звучит так - они выбрали политику продолжения передела собственности
и охраны результатов такого передела. И
кабинет министров, и администрация Президента - это места рассредоточения Госкомимущества.
Собственно ведомство
(Госкомимущество) может выполнить лишь часть задачи, то есть продолжать
приватизировать, вторую же часть - охранять приватизированное - не может.
Приняв на вооружение принцип "кто делит, тот и охраняет", А.Чубайс на своем
новом посту, во-первых, расширил поле деятельности приватизаторов, введя их
непосредственно в окружение Президента, во-вторых, наметил контуры новой государственной
идеологии, которая свелась к проблемам всякого рода безопасности. А если проблему безопасности тесно увязать с
проблемами перераспределения собственности, то в России можно безмятежно
властвовать бесконечное количество лет, деля и охраняя.
Из опыта многих стран, прошедших
этап экономической либерализации, известно, что рано или поздно возникает
потребность в реставрации дореформенных функций государства, прежде всего -
распределительных и охранительных. Разумеется, не о борьбе с коррупцией идет
речь, поскольку в период становления частной собственности всякая операция
"чистые руки" всего лишь поменяет одну группу коррупционеров на другую. Речь
идет, наоборот, о сохранении курса на создание собственников методами, которые
уже дали какой-то результат.
Эти методы могут противоречить
некоторым представлениям о морали, но беда в том, что других-то методов и нет. Так что приоритет безопасности в
реформируемом обществе, если угодно, и есть гарантия продолжения реформ. И
миновать временное усиление бюрократической системы с теми или иными
национальными особенностями и традициями (будь то "новый курс" в США, "голлизм"
во Франции, олигархии в Латинской Америке) на пути к последующей либерализации
не удалось и не удастся ни одной стране. В условиях слабой пока различимости в России казны и частного капитала
государству уходить из экономики рано.
По мнению минэкономики (а это
сегодня своего рода научно-исследо-вательский институт внутри правительства),
новому кабинету предстоит решать такие экономические задачи:
- краткосрочные - сокращение
дефицита бюджета путем экономии его расходной части и пополнения части
доходной, в том числе за счет повышения собираемости налогов;
- среднесрочные - регулирование
деятельности естественных монополий и постепенное оживление перерабатывающего
сектора экономики;
- долгосрочные - снижение
государственных расходов, окончательная приватизация государственной собственности
и государственных обязательств.
Данные Госкомстата РФ о
социально-экономическом развитии страны в первом полугодии 1996 г. указывают на
то, что правительству придется столкнуться с множеством нерешенных проблем уже
осенью текущего года. Да и общие итоги реформирования экономики в течение последних
четырех с половиной лет неутешительны.
В 1995 г. реальный объем ВВП по
сравнению с 1990 г. сократился на 40%,
а в первом полугодии текущего
года - еще на 5%. Доля России в мировом объеме ВВП уменьшилась
в 2 раза.
В 1995 г. инвестиции в основной
капитал оказались на уровне 30% от показателя 1990 г. В первом полугодии
текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого эти инвестиции
сократились на 14%. В 1990-1995 гг. темпы обновления основного капитала
снизились в 4 раза. Износ основных фондов в промышленности - 50-60%, на транспорте,
в сельском хозяйстве и строительстве - 40%. В 1990-1995 гг. производительность
труда в материальном производстве снизилась на 40%, в том числе в
промышленности - на 30%.
Отраслевая структура
промышленности, по сравнению с советским периодом, не улучшилась. В ней
по-прежнему преобладают энергоемкие отрасли так называемого "тяжелого
индустриального контура" - добываю-щая промышленность и производства, занятые
первичной обработкой природных ресурсов. На мировом рынке востребованной оказалась
продукция, главным образом, ТЭК, поэтому спад производства в топливной
промышленности за период 1990-1995 гг. составил только 30%, что меньше, чем по
другим отраслям за исключением электроэнергетики. Выработка электроэнергии за
указанный период снизилась всего лишь на 20%. Это объясняется сохранением в
отраслевой структуре российской промышленности энергоемких отраслей того самого
"тяжелого индустриального контура" - химии и нефтехимии, цветной и черной
металлургии, целлюлозно-бумажного производства.
Отрасли, производящие продукцию
конечного спроса, прежде всего, машиностроение и легкая промышленность,
деградировали - спад в них с 1990 по 1995 г. составил, соответственно, 60 и 80%.
Продукция легкой промышленности не выдержала конкуренции с импортными товарами.
Производство продукции машиностроения сократилось вслед за уменьшением
внутреннего спроса и потребности в ней военно-промышленного комплекса, в том
числе отраслей, производящих вооружение на экспорт.
В депрессивном состоянии оказался
АПК. В 1990-1995 гг. производство сельскохозяйственной продукции сократилось на
33%, а с учетом падения в первой половине 1996 г. - на 40%. В этой отрасли
проблемы внешнеэкономические (конкуренция с импортной продукцией) переплелись с
проблемами внутренними, в том числе - с медленным реформированием аграрного
сектора и земельных отношений.
По
мнению специалистов ВНИКИ, сегодня экспортный потенциал, который поддерживал
российскую экономику на протяжении всего периода реформ, исчерпан. Экспортных
поступлений не хватило для модернизации не только экономики в целом, но и
собственно экспорториентированных отраслей.
Общий объем накопленных
иностранных инвестиций на начало апреля 1996 г. составлял всего лишь 8,74 млрд.
долл. и 1,5 трлн. руб., в том числе прямых инвестиций - 5,9 млрд. долл. и 1,3
трлн. руб. Для модернизации экономики, по некоторым оценкам, России требуется
чуть ли не 30 млрд. долл. в год. Экономический рост при отсталой отраслевой
структуре и низком качестве продукции, удайся он, только воспроизведет
уродливые хозяйственные пропорции (а ведь для их преодоления в стране и были
развернуты реформы). Ему должны предшествовать модернизация и структурная
перестройка. В противном случае мы вновь столкнемся со странным лозунгом 1986
г. - "перестройка и ускорение", противоречивость которого и тогда не нуждалась
в доказательстве. Так что веских причин, кроме низкого уровня инфляции, для начала
вдруг в будущем году экономического роста нет. А только низкой инфляции,
очевидно, мало.
Может быть, поэтому правительство в первую очередь сосредоточилось на решении
краткосрочных задач, временной горизонт которых, впрочем, не ограничивается оставшимися
4 месяцами текущего года. Борьба с дефицитом бюджета примет, скорее всего, затяжной
характер.
|