Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Экономическая политика.
 

Проект федерального бюджета на 1997 год

22 августа новый кабинет министров заседал в полном составе. Обсуждался проект федерального бюджета 1997 г., который должен быть представлен в Государственную Думу 31 августа.

Министр финансов А.Лившиц просуммировал заявки ведомств на бюджетное финансирование. Если их удовлетворить полностью, то инфляция в будущем году составит минимум 50% в месяц.

Премьер-министр В.Черномырдин назвал проект бюджета-97 "вводной главой" к среднесрочной правительственной программе развития экономики страны до 2000 г. Основные параметры проекта: внутренний валовой продукт - 2700 трлн. руб.; доходы - 15,7%, расходы - 19%, дефицит - 3,3% от ВВП. В числах это выглядит следующим образом: доходная часть бюджета - 422,6 трлн. руб., расходная - 511,7 трлн. руб., дефицит - 89,1 трлн. руб., что на 1 трлн. меньше, чем в нынешнем году. Снижение ставки налога на прибыль уменьшит доходы на 11 трлн. руб., но это будет скомпенсировано отменой налоговых льгот по необлагаемой прибыли. Другой дополнительный источник средств бюджета - упразднение льгот по НДС, в том числе в жилищном строительстве. Это принесет казне 5 трлн. руб. Увеличение акцизов на спиртные напитки добавит еще 1,6 трлн., а на бензин - 5 трлн. руб. Объем капиталовложений за счет бюджета планируется уменьшить на 25 трлн. руб. В целом в проекте бюджета за счет отмены всякого рода льгот и экономии средств по ряду статей доходы казны увеличиваются на 40 трлн. руб.

Эти параметры соответствуют оптимистичному варианту прогноза минэкономики, согласно которому инфляция в 1997 г. не превысит 0,8% в месячном исчислении (9,5% в год). Эксперты министерства предполагают, что в 1997 г. прекратится спад производства и наметится оживление в инвестиционной сфере. Правда, такими безоблачными прогнозами сопровождаются все законопроекты о бюджете, начиная с проекта 1995 г. Никто в Государственной Думе им не верит, что правильно, но бюджет принимают.

На этот раз минэкономики уверяет, что его оптимистичный прогноз в 1997 г. сбудется, если изменятся структуры финансирования дефицита бюджета и ценных государственных бумаг. Но подобные условия ставились и в связи с бюджетом текущего года, между тем правительству приходится неординарными методами бороться с дефицитом бюджета, а инвестиционная активность в реальном секторе отсутствует.

Правда, минэкономики "снабдило" проект бюджета и вероятным "депрессивным" вариантом развития экономики в 1997 г. По этому варианту, ВВП сократится на 1-3%, а годовая инфляция останется практически на уровне текущего года, то есть 21-25%. И целевая установка варианта оптимистичного - переход в 1997 г. от "устойчивой стабилизации" к "устойчивому экономическому росту" - в этом "депрессивном" варианте снимается.

А.Лившиц заявил, что минфин будет твердо придерживаться таких ос-новных параметров бюджета, как доходы, бюджетный дефицит, платежи по обслуживанию государственного долга (на эти платежи, кстати, предусмотрено 3,1% ВВП). Он считает, что ставки по основным финансовым инструментам в 1997 г. не будут выше уровня 20-25%. Это даже меньше того уров-ня (30-40%), при котором во всех рыночных экономиках средства с финансовых рынков начинают перетекать в реальный сектор.

Замысел, конечно, хороший. Не понятно, как он будет осуществлен. В конце июля правительство приняло решение снизить доходность по ГКО, а она ниже 70% не снижается (это в 3 раза выше годовой инфляции). Деньги в реальный сектор не идут, оставаясь на финансовом рынке. Принудительно снижать доходность по ГКО опасно, поскольку в этом случае могут сбыться самые мрачные предположения относительно банковского кризиса (банки сегодня поддерживают ликвидность почти исключительно за счет ценных государственных бумаг).

В проекте бюджета планируется получение иностранных кредитов в сумме 7 млрд. долл. Но МВФ при условии положительной оценки деятельности российского правительства обеспечит не более половины этой суммы. Источники получения недостающей половины в проекте не указаны. Скорее всего, составители бюджета и сами их не знают.

Предусматривается снижение объемов финансирования силовых ведомств. Минобороны уже высказалось по этому поводу, предупредив правительство, что запланированные расходы на оборону недостаточны.

Предполагается сократить дотации угольщикам с 7 до 6 трлн., а АПК - с 14,5 до 9 трлн. руб. Депрессивное положение угольной промышленности и социальная активность шахтеров общеизвестны, поэтому реалистичность исполнения данного намерения вызывает сомнения. Что касается АПК, то с его стороны в правительство поступили предложения о сохранении финансирования, по крайней мере, на уровне текущего года. При этом аграрное ведомство к своим предложениям отнеслось серьезно - представило перечень так называемых "прибыльных источников", которые способны не только компенсировать бюджетные расходы на этот сектор, но и принести в федеральный бюджет дополнительный доход.

К числу претензий к проекту бюджета надо добавить и недовольство регионов межбюджетной политикой. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по бюджету, налогам, банкам и финансам Г.Кулик предупредил: если правительство хочет, чтобы бюджет-97 "прошел" в нижней палате безболезненно, надо уже сейчас создавать согласительную комиссию. В противном случае его принятие сильно затянется.

На основании намерений нового правительства, заявленных в августе, можно сделать единственный вывод - ничего нового кабинет предложить не в состоянии: денежное сжатие, полицейские методы сбора непомерных для честного дела налогов, подъем тарифов на электроэнергию с последующим дополнительным угнетением перерабатывающей промышленности - все это не внушает надежд на сколько-нибудь скорую смену нынешней "бюрократической скуки" началом экономического оживления.

Восемь месяцев текущего года увенчались только одним экономическим успехом - низкой инфляцией. Но в сочетании с продолжающимся спадом ВВП и производства этот успех представляется иллюзорным. Известные издержки экономической политики первого полугодия 1996 г. неизбежно скажутся на состоянии экономики России в будущем году. Тем более, что проект бюджета составлен инерционным методом, а базой его разверстки служит не столько действительное положение дел в экономике, сколько благоприятный прогноз, который минэкономики приложило в прошлом году к сорванному ныне бюджету 1996 г.

return_links(4); ?>
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика