Новости
Технология кампаний
Выборы-справочник
Научный журнал
Исследования
Законы о выборах
Политика в WWW


Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Экономическая политика.
 

Финансовые проблемы

В августе Президент РФ Б.Ельцин подписал 8 экономических указов. Среди них указ "О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 года". В нем с 1 сентября приостанавливаются или отменяются все решения, связанные с увеличением федеральных расходов, предоставлением налоговых и других льгот, которые были подписаны после вступления в силу закона "О федеральном бюджете на 1996 год". Таких решений - 47. Из них 9 нормативных актов отменяются, а действие других - приостанавливается. Это, по оценке А.Лившица, позволит сэкономить бюджету 50 трлн. руб. Кроме того, Президент поручил правительству выйти в парламент с предложением приостановить действие 4 федеральных законов (в том числе - касающихся расходов на судебные и правоохранительные органы)*.

Указ вызвал горячее одобрение МВФ. В августе миссия фонда изучала в Москве планы российского правительства по проведению кредитно-денеж-ной политики. Они были одобрены, и вопрос предоставления России очередной серии кредита расширенного финансирования (EFF) решен положительно.

Президент подписал также указ "О мерах по усилению контроля за оборотом наличных денег", направленный против так называемого "черного нала". Подготовлен указ, согласно которому имущество организаций, не оприходованное в бухгалтерских документах, может быть конфисковано налоговыми органами.

Вступил в действие указ "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных операций". В нем, в частности, устанавливаются ценовые пределы для бартерных операций. Доля бартера в российском внешнеторговом обороте достигает сегодня 7% (около 4 млрд. долл.), основные партнеры - Куба, Германия, Китай, Украина и Белоруссия. Контроль таможенных органов за бартером будет осуществляться теперь с помощью его "паспортизации", указания эквивалентности сделок.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) намерена усилить санкции по отношению к нарушителям импортных контрактов. В первом полугодии таким путем из страны за границу "ушло" более 500 млн. долл. Метод перекачки традиционный - заключается договор о поставке в Россию товаров, товар оплачивается, но через положенные 180 дней в страну не поступает. Деньги остаются за рубежом.

Б.Ельцин подписал указы об усилении государственного регулирования оборота алкогольной продукции и взимании НДС с товаров, поступающих в Россию из Украины (это можно рассматривать как ответный шаг на действия правительства Украины, отменившего НДС на свои экспортные товары).

Предполагается введение на предприятиях и организациях одного расчетного счета, с которого они могут расходовать деньги. С неплательщиками налогов теперь проводится "индивидуальная работа". Эта практика выколачивания платежей будет, очевидно, продолжена и впредь. Впрочем, эксперты считают, что видимых успехов в этой области удастся достигнуть не ранее 2000 г. В августе А.Лившиц назвал собираемость налогов вопросом "жизни или смерти". Из 19,9 трлн. руб., собранных в июле, половина приходилось на казначейские налоговые освобождения, но, по словам Лившица, и "живых денег" по сравнению с июнем получено на 30% больше.

Правительство идет сейчас на весьма неординарные методы наполнения бюджета. Скажем, готовится дополнение к действующим налоговым нормативам, которое предусматривает введение так называемых "вменяе-мых" (априорных) налогов. Суть этого несколько странного в практике налогообложения новшества состоит в том, что налоги будут брать не за результаты какой-либо хозяйственной деятельности, а за выбранный вид этой деятельности (например, если торгуешь трикотажем, то налог такой-то, если занят вязанием трикотажных изделий, - такой-то и т.п.) Правда, речь, скорее всего, идет все-таки о поиске более надежной налогооблагаемой базы того же мелкого бизнеса, чем о прибыли, которую ловко скрывают. На-пример, могут брать налоги в зависимости от площади предприятий и численности занятых на них работников. Поскольку устанавливать такие налоги будут чиновники, правоохранительным органам придется прибавить бдительности.

Сосредоточившись на фискальной политике, Центр до конца года намерен собрать в бюджет минимум 50 трлн. руб., но с последствиями этой политики непосредственно сталкиваться придется региональному начальству. Накануне региональных выборов Совет Федерации проявил осмотрительность и обратился 8 августа к правительству с просьбой приостановить известное постановление № 808 от 18.07.96 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров..." Инициатором обращения выступил мэр Москвы Ю.Лужков. По его мнению, "действие по-становления приведет к резкому - на 42% - скачку цен на товары "челноков". Обращение Совета Федерации правомерно рассматривать как первую реакцию представителей региональных властей на фискальные действия федерального правительства.

Правительство продолжает активно использовать неинфляционные источники погашения дефицита бюджета. В процентах от ВВП эти источники выглядят следующим образом: ГКО - 2,2; иностранные кредиты и продажа золотовалютных активов - 3,3. Таким образом, на указанную цель в сумме расходуется пять с половиной процентов от ВВП. Кредиты Центрального банка для финансирования бюджета перестали привлекаться с 1995 г., а, например, в 1994 г. их доля в средствах погашения бюджетного дефицита достигала 7%, что и обусловливало известные трудности в подавлении инфляции.

Однако неинфляционное финансирование бюджета 1995 г. и первой половины 1996 г. только сбило инфляцию (до 0,7% в июле-августе), а дорога прямым инвестициям в реальный сектор экономики так и осталась перекрытой. Средства выгоднее вкладывать на финансовом рынке. Доходность ГКО в предвыборной период достигала рекордной отметки в 200%. Это объясняется тем, что на конец первого полугодия 1996 г. бюджетный дефицит возрос до 5,5% ВВП. Государство при низкой собираемости налогов вынуждено продолжать операции по внутренним заимствованиям на рынке ГКО.

Теоретически, чтобы перевести средства с финансового рынка на нужды реального сектора экономики, достаточно сократить сумму заимствований на этом рынке. Но тогда надо уменьшить государственные расходы, что, с социальной точки зрения, представляется неразрешимой задачей. Кроме того, при бюджетном дефиците закон о бюджете по расходам не выполнен - они на 4% меньше запланированных.

Снизить доходность ГКО можно только привлечением на этот рынок иностранцев ("нерезидентов"). Но законодательные акты пока не позволяют в полной мере мобилизовать этот источник снижения внутренних заимствований. По новому положению Центрального банка, регулирующему деятельность "нерезидентов" на российском рынке ГКО, резко увеличивается коммерческий риск иностранных инвесторов. Раньше, в соответствии с положением от 2 февраля 1996 г., все их конверсионные операции шли только через ЦБ. Другими словами, последний брал на себя весь риск проведения иностранцами операций на российском рынке государственных ценных бумаг. Понятно, что такой риск Центральный банк мог взять на себя только при относительно низкой доходности этого рынка для иностранных участников. Чтобы стимулировать их приток более высокой доходностью ценных бумаг, было решено ввести институт уполномоченных коммерческих банков, которые делили риски с Центральным банком.

На самом деле получается так, что все риски теперь перекладываются на иностранцев. Раньше, имея дело с Центральным банком, "нерезиденты" на российском рынке ГКО работали под государственные гарантии. Теперь же, контактируя с коммерческими банками, они имеют гарантии отдельных коммерческих структур. Учитывая определенные "шатания" российской банковской системы, такой маневр Центрального банка только отпугнет иностранцев с рынка ГКО. Они будут работать на этом рынке через подставных лиц. Но это не уменьшит затрат на обслуживание внутреннего долга.

Это не единственная трудность, с которой столкнется новый кабинет, решая краткосрочные задачи.

В стране продолжают ходить квазиденьги в виде разного рода векселей. До сих пор эмитентом квазиденег выступал минфин, который выпускал КНО - казначейские налоговые освобождения. С 15 августа, по соглашению с МВФ, эта подрывная для финансовой системы деятельность минфина прекращена. Недавно лопнул один из главных эмитентов векселей - Тверьуниверсалбанк. Но на смену этим производителям квазиденег пришло минтопэнерго.

Его вексельная программа начнется с 1 октября. Цель программы - расшивка неплатежей с помощью единого энергетического векселя, который заменит многочисленные долговые расписки (вексели) предприятий. Объем эмиссии энергетических векселей эквивалентен 18 трлн. руб. Теперь уполномоченные коммерческие банки и предприятия будут выпускать единообразные вексели под контролем Финансового энергетического союза.

В итоге эксперты прогнозируют следующий ход событий. Банки получат право выпуска универсального платежного средства, каким объявлен энергетический вексель, обязательный "к приему всеми участниками Программы". Обычно вексели учитываются операторами рынка в зависимости от надежности векселедателя, а здесь долговым распискам вменена функция денег. Энергетические вексели будут выпускаться под гарантии минфина, то есть банк, выдавший вексель вместо денег, в момент его погашения получит от минфина деньги. Кроме того, банк получит и процент за деньги, которые не выдавал. Схема, с точки зрения государственного интереса, мягко говоря, подозрительная. Тем более что авторы вексельной программы понимают, что вскоре вексели деньгами погашать будет невозможно (векселей напечатают гораздо больше реальных возможностей Минфина в части погашения), и предполагают в недалеком будущем платить энергетическими векселями налоги.

Сегодня обязательства коммерческих банков по рублевым векселям составляют 17,8 трлн. руб., а доля векселей в денежном агрегате выше, чем в странах с развитыми вексельными рынками. Центральный банк решил контролировать российский вексельный рынок. Для этого был воссоздан ранее упраздненный вексельный отдел. С 1 октября 1996 г. ЦБ устанавливает норматив риска собственных вексельных облигаций для кредитных учреждений и банков (отношение суммы выпущенных векселей и обязательств к собственному капиталу) на уровне 200%, а с 1 марта 1997 г. его предполагается снизить до 100%. Введение норматива объясняется хаотичным переходом хозяйствующих субъектов на расчеты векселями, что влечет за собой подмену денежного обращения. Истинное же назначение векселя - заполнение "финансовой паузы" между моментом сделки и расчетом настоящими деньгами. В России эти паузы стали прерываться не погашением векселей, а крахом кредитных учреждений.

Совет директоров Центрального банка решил с 19 августа снизить ставку рефинансирования со 110 до 80% годовых. За последнее время она понижается второй раз (еще в июле - 120%). Первый заместитель председателя ЦБ С.Алексашенко заявил, что в условиях снижения инфляции и доходности по самым "длинным" ГКО (до 5,2% в месяц) держать ставку рефинансирования на слишком высоком уровне "нет смысла".

Упорные предсказания неизбежного кризиса банковской системы сменились более взвешенным анализом. Первый вице-премьер В.Потанин, в частности, заявил, что "у правительства есть все рычаги контроля, чтобы избежать финансового кризиса, предрекаемого многими осенью этого года". Данное заявление подтверждается тем, что во втором квартале текущего года сокращение реальных активов российской банковской системы замедлилось до 1,4% (13,4% в первом квартале). Разумеется, этот усредненный показатель не означает, что дела улучшаются буквально у каждого банка. По мнению экспертов, большая часть проблем остается у банков, обслуживающих реальный сектор экономики. Нормальным такое положение считать, конечно, нельзя. По-прежнему, в более выгодных условиях оказываются банки, промышляющие на финансовом рынке. Это, кстати, означает, что неблагоприятные тенденции в инвестиционной политике сохраняются.

 



* Будет продолжено финансирование свободной зоны "Находка", президентской программы "Дети России", своевременных выплат пенсий, строительства жилья для военнослужащих, экономики Кабардино-Балкарии и ряда других программ. Продлен срок функционирования оффшорной зоны "Ингушетия". Сохраняются недавно предоставленные льготы РАО "Норильский никель".

return_links(4); ?>
 
©1999-2021 VYBORY.RU
Статистика