ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Основными видами транспорта в Москве, которыми постоянно или иногда пользуются
примерно 90% москвичей, по оценке самих жителей столицы являются городской наземный
некоммерческий транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) и метрополитен. Эти
виды транспорта пользуются одинаковой популярностью у представителей всех социально-демографических
групп населения и у жителей почти всех административных округов столицы. Исключение,
по вполне понятным причинам, составляет Зеленоградский округ, где число постоянных
пользователей метрополитена почти в 2 раза меньше, чем в среднем по Москве.
2. Высокие по сравнению с другими видами транспорта темпы роста числа личных
автомобилей привели к тому, что этот вид городского транспорта в Москве по числу
своих постоянных пользователей вышел на третье место (14,5%). Эта картина повторяется
во всех округах столицы.
Степень использования личных автомобилей, как транспортных средств, зависит
от принадлежности москвичей к той или иной социально-демографической группе. Мужчины
постоянно пользуются личными автомобилями значительно чаще, чем женщины (27,2%
против 7,5%). Наибольшее число автомобилистов наблюдается среди самых дееспособных
возрастных групп населения от 30 до 49 лет и среди лиц с высшим образованием.
В то же время более трех четвертей москвичей в возрасте до 30 лет и старше 50
лет или имеющих среднее образование практически не пользуются этим видом транспорта.
Доля людей, использующих личный автомобиль, также сильно зависит от сферы деятельности
граждан. Наиболее часто постоянно пользуются этим видом транспорта работники торговли
и общественного питания, работники транспорта и связи, работники финансовой сферы,
военнослужащие и работники МВД и, особенно, предприниматели. Практически не пользуется
личным автотранспортом подавляющее большинство студентов и пенсионеров.
3. К группе наиболее приоритетных в столице видов транспорта следует отнести
и городской коммерческий транспорт: такси и маршрутные такси. Только треть жителей
не использует этот вид транспорта. Постоянных клиентов у него тоже немного (8,7%),
но иногда или в исключительных случаях к услугам городского коммерческого транспорта
прибегают 57,7% жителей. Число клиентов такси и маршрутных такси мало зависит
от принадлежности граждан к той и иной социально-демографической группе. Наиболее
часто пользуются городским коммерческим транспортом жители Южного административного
округа, а наиболее редко - жители Северо-Западного и Западного округов.
4. Больше двух третей москвичей в своей повседневной жизни использует железнодорожный
транспорт (пригородные электропоезда). хотя мало кто постоянно ездит на нем (5,3%).
Принадлежность граждан к различным социально-демографическим группам практически
не сказывается на их потребности в железнодорожном транспорте, но значительное
влияние оказывает их место жительства. Больше всего пассажиров пригородных электропоездов,
как и следовало ожидать, среди жителей Зеленоградского округа (96%, в том числе
постоянных - 41,1%). Большую роль играет железнодорожный транспорт для жителей
Северо-западного, Южного и Восточного округов, где только менее четверти населения
практически не пользуется электропоездами.
5. Пригородные некоммерческие автобусы не имеют важного значения, как средство
транспорта, в жизни москвичей. Ими практически не пользуется более половины горожан.
Только жители Зеленограда часто ездят на этих автобусах, в том числе 36,3% - постоянно.
Большинство москвичей (71%) фактически не пользуется пригородным коммерческим
транспортом.
6. Более трети жителей столицы пользуется частным автотранспортом, как правило,
иногда или в исключительных случаях. Чаще других прибегают к услугам частников
работники финансовой сферы, военнослужащие и работники МВД, государственные служащие,
предприниматели, строители и работники транспорта и связи.
7. Население Москвы в целом довольно положительно оценивает организацию транспортного
обслуживания в городе: 82,9% граждан считают его удовлетворительным или вполне
удовлетворительным, в том числе 29% - хорошим. Не удовлетворены тем, как работает
городской транспорт, только 13,4% жителей, в том числе полагают, что транспортное
обслуживание столицы является плохим. 1,7% граждан.
Наиболее высоко оценивают работу городского транспорта жители Южного. Юго-Восточного.
Северного, Центрального и Зеленоградского округов. Больше всего нареканий транспортное
обслуживание населения высказали жители Северо-Западного, Юго-Западного, Северо-Восточного
и Западного округов.
8. Особенно высокое мнение сложилось у москвичей о работе метрополитена. Подавляющее
число граждан удовлетворены работой московского метро, а почти треть жителей города
считает ее хорошей. Только 2.7% населения полагает, что метро работает плохо.
Почти так же высоко оценивают москвичи работу автобусов, троллейбусов и трамваев.
Однако здесь, по сравнению с метрополитеном, хороших оценок в 3 раза меньше, а
каждый седьмой москвич считает работу наземного транспорта в городе плохой. Следует
также отметить, что доля жителей Северо-Западного, Южного и Северного округов,
давших негативную оценку работе городскому наземному некоммерческому транспорту,
в 2 раза больше, чем в целом по Москве.
Удовлетворены в целом жители столицы и тем, как их обслуживают городской коммерческий
транспорт и пригородные электропоезда.
В силу того, что москвичи довольно редко пользуются пригородным наземным транспортом,
как коммерческим так и некоммерческим, большинство жителей затруднились дать оценку
его работе, хотя следует отметить, что большая часть тех, кто смог оценить, считает
работу этих видов транспорта удовлетворительной.
9. Большая часть москвичей полагает, что существующие цены на транспортные
услуги некоммерческого, включая метро, и коммерческого общественного транспорта
в Москве слишком высоки, если исходить из финансовых возможностей населения. Примерно
треть москвичей считает цены за пользование некоммерческим и коммерческим транспортом
нормальными, и только 0,1% жителей столицы полагает эти цены низкими.
Материальное положение представителей различных социально-демографических групп
населения накладывает свой отпечаток на отношение граждан к ценам на транспортные
услуги. Если работники транспорта, финансисты, государственные служащие, военнослужащие
и работники МВД и предприниматели в своем большинстве полагают, что сложившиеся
цены на услуги транспорта нормальные, то представители всех остальных групп населения
считают цены на проезд в городском транспорте слишком высокими для себя.
10. Представители почти всех социально-демографических групп, как и москвичи
в целом, самыми приоритетными задачами улучшения транспортного обслуживания считают:
- обновление парка и совершенствование работы городского наземного автобусного,
троллейбусного и трамвайного транспорта;
- совершенствование работы метрополитена, ремонт и обновление его подвижного
состава;
- ремонт автодорог и мостов;
- строительство новых станций метрополитена для улучшения связи центра с отдаленными
районами.
Работники городского транспорта поставили на первое место проблему вывода за
границы московской кольцевой автодороги грузовых и сортировочных станций, основной
массы комплектовочных и снабженческих баз, складов и части производственных мощностей.
полагая, что не сделав это нельзя кардинально решить проблему снятия перегрузки
с транспортных магистралей столицы; этого же мнения придерживаются 79,8% жителей
Южного округа.
Жители Северного и Южного округов на первое место поставили задачу строительства
новых станций метрополитена для улучшения связи центра с отдаленными районами;
жители Зеленограда поставили эту задачу на второе место.
Для граждан, проживающих в Зеленоградском округе, первоочередной и наиболее
важной транспортной проблемой является совершенствование железнодорожного и автобусного
сообщения с отдаленными районами и пригородами Москвы.
Больше всего считающих одной из важнейших задач строительство еще одной кольцевой
линии метрополитена наблюдается в Южном округе.
11. По мнению автовладельцев, проблема ремонта и сервисного обслуживания автомобилей
и проблема заправки, еще не столь давно бывшие основными для автомобилистов, в
настоящее время потеряли свою остроту. Только 0,7% автовладельцев отметили, что
у них часто бывают проблемы с заправкой, а 20,9% -что они с этой проблемой встречаются
иногда. В то же время 49,2% автомобилистов отметили, что они никогда не имели
сложностей с заправкой автомобиля.
Относительно благополучное положение сложилось сейчас в городе и с ремонтом
и сервисным обслуживанием автомобилей. Заявили, что они часто сталкивались с трудностями
при получении этих услуг, только 3% автовладельцев. А вот то, что с такими трудностями
они встречаются иногда, редко или никогда, отметили примерно по трети автомобилистов.
Значительно хуже, по мнению автовладельцев, обстоят дела в Москве с парковкой
автомобилей. Только 12,4% автомобилистов никогда не встречались с этой проблемой,
хотя часто с ней сталкиваются 18%, а иногда - 50,7% автовладельцев.
Одна из самых тяжелых проблем столичного транспорта -пробки на дорогах Москвы.
Практически нет ни одного автомобилиста, который бы не попадал в пробку. При проведенном
опросе больше половины автовладельцев (58,3%) заявили, что они постоянно сталкиваются
с пробками на улицах города, а 37,8% автомобилистов отметили, что они попадают
в транспортные пробки иногда.
12. Большинство автомобилистов считает, что в первую очередь должны быть реконструированы
основные магистральные улицы и проспекты столицы; за то, чтобы основные усилия
первоначально были направлены на реконструкцию улиц центральной части
Москвы, высказалась четвертая часть владельцев личных автомобилей, а каждый
седьмой автомобилист полагает, что в первую очередь следует реконструировать небольшие
улицы, переулки и проезды.
13. В ходе исследования выяснилось, что 32,1% респондентов имеют автомобили,
67,4% - дали отрицательный ответ, а 0,5% - отказались отвечать.
14. Большинство автовладельцев, когда возвращаются домой. оставляют свои машины
во дворе возле дома, 39,1% - в гараже. Автостоянками пользуются 13,5% респондентов,
имеющих автомашины.
Большинство автовладельцев, проживающих в Центральном, Восточном, Западном,
Северо-Западном. Юго-Западном и Северном округах, обычно оставляют свои машины,
когда возвращаются домой. во дворах возле дома; в Юго-Восточном и Северо-Восточном
округах - в гаражах. Автовладельцы из Южного и Зеленоградского округов в равной
степени пользуются и гаражами, и придомовыми территориями.
Автостоянками чаще других пользуются автовладельцы, проживающие в Центральном,
Юго-Западном и Северном округах.
15. В ходе исследования выяснилось, что 47,9% автовладельцев пользуются платными
автопарковками.
Более половины автовладельцев, проживающих в Центральном, Восточном, Юго-Восточном,
Южном, Северном, Северо-восточном и Зеленоградском округах, пользуются платными
автопарковками. В Западном округе ими пользуются 41.6% жителей, имеющих автомобили,
а в Северо-Западном и Юго-Западном - только четверть проживающих там автовладельцев.
16. Чуть более пятой части автовладельцев отметили хорошо организованную работу
платных автопарковок, четверть - назвали цены за пользование ими удовлетворительными.
За увеличение количества парковок высказалось 29,6% автовладельцев. Отрицательные
оценки работе платных автостоянок дали 35% автовладельцев - они считают, что пользы
от платных автопарковок нет, это еще один способ собирания денег.
Помимо этих оценок, автовладельцы указывали и свои замечания относительно работы
платных автопарковок. В основном все ответы сводились к следующим:
- очень высокие цены;
- охрана машин на платных автопарковках не соответствует высоким ценам за парковку;
- обслуживание автопарковок доверено случайным людям;
- автопарковки не надежны, их обслуживающий персонал не несет никакой ответственности
за автомашины.
17. Наибольшее количество положительных откликов о работе платных автопарковок
было получено от автовладельцев, проживающих в Южном округе - подавляющее большинство
из них считают, что цены за пользование автопарковками удовлетворительные, и автопарковок
должно быть больше.
Отрицательно оценили работу автопарковок большинство автовладельцев, проживающих
в Северо-западном и Юго-Западном округах: они ответили, что пользы от автопарковок
нет, это еще один способ собирания денег.
Мнения автовладельцев из остальных округов не так однозначны.
Хорошо организованную работу платных автопарковок отметили 46.1% автовладельцев,
проживающих в Центральном округе. В Восточном, Юго-Восточном и Северо-восточном
округах такую оценку дали около трети автовладельцев, в Зеленограде, Западном
и Северном округах - не более 29%.
Удовлетворительность цен отметили около трети автовладельцев из Восточного,
Юго-Восточного и Северо-восточного округов. В остальных округах количество автовладельцев,
назвавших цены удовлетворительными, не превышает 25%.
За увеличение количества парковок высказалось от 27,5% до 34,3% автовладельцев,
проживающих в Центральном, Восточном, Юго-Восточном, Западном, Северном и Северо-восточном
округах; 18,4% - в Зеленограде.
Оценку платных автопарковок как еще одного способа собирания денег дали 19,4%
автовладельцев, проживающих в Зеленограде, 25,5% - в Северном округе, от 33,9%
до 39% - в Центральном, Восточном, Юго-Восточном, Западном и Северо-Восточном
округах.
18. В ходе исследования выяснялось, как оценивают москвичи принудительную эвакуацию
автомашин, припаркованных в неположенных местах, на платные автостоянки. Треть
жителей столицы считают ее допустимой, 40% дали отрицательный ответ, а 26,8% -затруднились
ответить.
Интересно отметить, что большинство респондентов-автовладельцев выступает против
принудительной эвакуации автомашин; в то время как противники эвакуации среди
москвичей, не имеющих автомобилей, составляют треть. Сторонники этой меры и в
той, и в другой группе составляют третью часть. Людей, затруднившихся оценить
эту меру, среди автовладельцев насчитывается 7,3%, а среди москвичей, не имеющих
автомобилей - 34,2%.
Большинство жителей, проживающих в Центральном, Южном, Юго-Западном и Северном
округах, считают недопустимой принудительную эвакуацию автомашин, припаркованных
в неположенных местах, на платные автостоянки. Во всех остальных округах перевес
имеют сторонники этой меры.
19. В ходе исследования автовладельцев просили ответить, насколько необходимы
в районах их проживания дополнительные автостоянки и гаражи различной вместимости,
и строительству каких гаражей должно быть отдано предпочтение в Москве.
Подавляющее большинство москвичей, имеющих автомашины, ответили, что в районах
их проживания необходимо дополнительное размещение автостоянок и гаражей большой
вместимости. На необходимость размещения гаражей малой вместимости указали 35%
респондентов-автовладельцев.
На необходимость размещения дополнительных автостоянок указало большинство
автовладельцев почти во всех московских округах. Особенно в дополнительных автостоянках
заинтересованы автовладельцы из Восточного, Южного, Северного и Северо-Восточного
округов.
20. На размещении дополнительных гаражей большой вместимости настаивают автовладельцы
всех московских округов, а особенно в их создании заинтересованы автовладельцы,
проживающие в Северо-восточном и Зеленоградском округах.
21. Дополнительное размещение гаражей малой вместимости считаю нужным почти
все автовладельцы, проживающие в Южном округе, а также большинство автовладельцев
из Северного и Зеленоградского округов.
22. Более половины всех респондентов-автовладельцев считают, что в Москве должно
быть отдано предпочтение строительству подземных гаражей. Чуть более четверти
автовладельцев на первое место поставили строительство наземных гаражей большой
вместимости, а 13,7% - наземных малой вместимости.
23. Большинство автовладельцев почти во всех округах считают, что в Москве
должно быть отдано предпочтение строительству подземных гаражей. Особенно на этом
настаивают автовладельцы из Северо-Западного, Южного, Юго-Западного и Северного
округов. Автовладельцы Зеленограда и Западного округа на первое место поставили
строительство наземных гаражей большой вместимости.
24. В ходе исследования жителей столицы просили высказать свое отношение к
уже наболевшей проблеме установки гаражей-"ракушек" во дворах. Мнения распределились
следующим образом: 43% москвичей выступают против того, чтобы "ракушки" ставились
во дворах; 37% считают, что в жилых районах следует выделять специальные площадки
для размещения "ракушек", при этом объявить незаконным установку "ракушек" в других
местах; и только 12% жителей столицы ответили, что владельцы автомашин имеют право
ставить "ракушки" во дворах, если находят для них место.
Среди респондентов-автовладельцев установку "ракушек" во дворах поддерживает
18.5%, не поддерживает - 28%. Среди москвичей, не имеющих автомобили, за установку
высказались только 9,7%, а против - 49,5%. Выделение в жилых районах специальных
площадок для размещения "ракушек" поддержали 46,5% автовладельцев и 33,2% москвичей,
не имеющих автомобилей.
Жители всех московских округов, в основном, выступают либо за выделение в
жилых районах специальных площадок для размещения "ракушек", при этом объявив
незаконной их установку в другом месте, либо против того, чтобы "ракушки" ставились
во дворах. Наибольшее количество сторонников установки гаражей-"ракушек" во дворах
проживает в Западном, Северо-Западном и Юго-Западном округах.
Отношение жителей столицы к проблеме установки гаражей-"ракушек" во дворах
мало зависит от их социально-демографической принадлежности.
25. Подавляющее большинство жителей столицы поддержали идею создания в историческом
центре Москвы новых пешеходных улиц и зон, а совсем незначительное количество
москвичей (7,8%) дали отрицательный ответ.
Сторонники этой идеи преобладают и среди жителей всех московских округов, и
во всех социально-демографических группах.
26. Большинство москвичей считают недопустимым размещение в историческом центре
столицы подземных гаражей, автостоянок и наземных многоэтажных гаражей различной
вместимости.
Против размещения подземных гаражей в историческом центре Москвы выступило
большинство жителей Центрального, Восточного, Юго-Восточного, Северного, Северо-Восточного
и Зеленоградского округов. Большинство жителей Юго-Западного округа высказалась
за их размещение. В Северо-Западном и Южном округах большая часть жителей затруднилась
ответить, но среди ответивших преобладают сторонники размещения подземных гаражей
в историческом центре Москвы. В Западном округе количество сторонников и противников
размещения подземных гаражей в центре города практически совпадает.
27. Против размещения автостоянок в историческом центре столицы выступает большинство
жителей почти всех округов. В Северо-Западном и Юго-Западном большая часть жителей
затруднилась ответить, однако среди ответивших преобладают противники их размещения.
Только жители Южного и Северного округов считают возможным создание автостоянок
в историческом центре столицы.
Против размещения в центре города наземных многоэтажных гаражей выступает подавляющее
большинство жителей Центрального, Восточного, Юго-Восточного, Северо-восточного
и Зеленоградского округов. В остальных пяти округах большинство жителей затруднились
ответить. Однако, среди ответивших в Северо-Западном. Южном, Юго-Западном и Северном
округах преобладают противники размещения наземных многоэтажных гаражей в историческом
центре столицы, а в Южном округе - сторонники их размещения.
Большинство представителей всех социально-демографических групп либо выступают
против размещения в историческом центре столицы автостоянок, подземных гаражей
и наземных многоэтажных гаражей различной вместимости.
[Далее]
|