Руководитель кампании по сбору подписей должен иметь следующие документы:
- Списки избирателей округа (крайне желательно);
- Официальное описание границ избирательных округов;
- Карта округа;
- Список всех сборщиков подписей и бригадиров (с адресами,
телефонами и паспортными данными);
- Распределение бригад по территории и квотные задания каждой
бригаде;
- График и каналы доставки заполненных подписных листов
от бригадиров в региональный (окружной) штаб избирательной
кампании;
- Бланки трудового соглашения и ведомости оплаты сборщиков
подписей и бригадиров;
- Лист учета работы сборщиков подписей.
К началу сбора подписей должны быть подготовлены следующие
материалы для сборщиков подписей:
- Информация о структуре расселения и паспорт каждого дома
(количество жителей, данные о старших по подъездам или председателях
уличных комитетов, коды подъездов и т.п.);
- Маршрутное задание и график агитации с указанием улиц
и домов, где будет проводиться агитация;
- Инструкция сборщику подписей (где содержатся требования
закона и окружной избирательной комиссии к подписным листам);
- Подписные листы за кандидата или федеральный список кандидатов;
- Конверты и бланки благодарственных писем подписантам;
- Информационные материалы о кандидате и избирательном объединении
(блоке);
- Раздаточный материал (календари, значки, авторучки и т.п.);
- Опросный бланк для сборщика подписей;
- Лист учета добровольных помощников;
В обязанности руководителя кампании по сбору подписей входит
организация инструктажа бригадиров и сборщиков подписей.
Инструктаж предполагает две части: идеологическую и техническую.
В идеологической части требуется рассказать о характере избирательной
кампании, о целях кандидата и избирательного объединения (блока),
о важности их работы.
Техническая часть инструктажа отвечает на следующие вопросы:
- Требования закона и окружной избирательной комиссии к
подписным листам (они содержатся в инструкции сборщика подписей);
- Маршрутное задание сборщика подписей должно соответствовать
границам избирательного округа (в случае с кандидатом по
одномандатному округу);
- Порядок и сроки приемки подписных листов;
- Технология сбора подписей и основные приемы коммуникации
с избирателями;
- Порядок оплаты труда сборщиков, а также оплаты транспортных
и командировочных расходов;
- Информацию о параллельных сбору подписей мероприятиях;
- Информация о порядке заполнения опросных бланков и листа
учета добровольных помощников;
- О формах реагирования на агрессивные действия соперников
или избирателей;
- Необходимые телефоны и адреса на случай непредвиденных
обстоятельств.
На первом инструктаже выдаются удостоверения сборщика подписей.
Определение схем информационного взаимодействия
Руководитель кампании по сбору подписей в региональном (окружном)
штабе обязан определить механизм оперативного информационного
обмена с ответственными за сбор подписей в городах и районах
региона, а также с руководителем кампании по сбору подписей
в Центральном штабе избирательного объединения (блока) и своим
региональным куратором в Центральном штабе.
При конфликтах в регионе ему необходимо оперативно связываться
со специалистами из Центрального штаба по телефонной "горячей
линии" длдя решения вопросов юридического консультирования
процедуры сбора подписей, ее регламентации и решения спорных
вопросов, связанных с возможными нарушениями администрацией
региона избирательных прав граждан.
Важно установить контакты с окружными избирательными комиссиями
с целью оперативного решения вопросов, касающихся сбора подписей
для кандидатов-одномандатников.
Заполненные подписные листы требуется поставлять в региональный
(окружной) штаб два раза в неделю по мере их сбора. Для этого
руководитель кампании утверждает график доставки и каналы
передачи документов от бригадиров сборщиков. График и каналы
доставки необходимо определить до начала сбора. Схему взаимодействия
желательно прописать и передать всем бригадирам сборщиков
подписей.
Определение мест сбора подписей
Определение мест сбора подписей должно обязательно учитывать
границы избирательного округа, когда речь идет об одномандатных
кандидатах. Обычно сбор подписей проводится в следующих местах
(что не противоречит законодательству):
- На предприятиях и в организациях;
- По месту жительства;
- На массовых акциях и мероприятиях (праздники городов,
концерты художественной самодеятельности, фестивали искусств,
конференции, пленумы и съезды общественных организаций и
т.п.);
- На улицах городов с помощью пикетов кандидата или избирательного
объединения (блока);
- По месту работы или жительства сотрудниками коммунальных
и социальных служб (патронажные сестры, врачи, учителя,
почтальоны, работники гаражных кооперативов и стоянок и
т.п.).
Работа по сбору подписей идет эффективнее, когда есть договоренность
с руководителями предприятий и администрацией региона, города,
района о проведении акции. Организатору кампании целесообразно
выявить те предприятия и организации региона, которые имеют
устойчивые деловые связи с кандидатом или избирательным блоком,
в поддержку которых производится сбор подписей. Требуется также
определить городские районы или микрорайоны, поселки, где население
по экспертным оценкам положительно относится к Вашему избирательному
объединению (блоку) и его кандидату с тем, чтобы организовать
в них группы сборщиков.
Руководитель кампании и бригадиры должны владеть информацией
о предстоящих крупных событиях в городах и районах округа
и сроках их проведения. Это необходимо для того, чтобы заранее
предусмотреть сбор подписей на массовых акциях и общественных
мероприятиях (например; праздники городов, крупные спортивные
мероприятия и т.д.).
Традиционно значительную часть подписных листов собирают
в студенческих и рабочих общежитиях. Установив контакты с
их комендантами или руководителями предприятий, можно получить
значительный эффект в кампании по сбору подписей и в целом
в избирательной кампании. Однако следует иметь в виду, что
определенная часть жителей общежитий не внесена в компьютерные
базы данных органов внутренних дел, по которым проверяются
подписные листы. Поэтому подписи граждан, недавно проживающие
в общежитиях, например, студенты первого курса, часто квалифицируются
членами соответствующих избирательных комиссий как неподлинные
или даже поддельные. Это приводит к нежелательным конфликтам
представителей кандидата или избирательного блока с избирательными
комиссиями.
Желательно установить контакты с руководителями школ и детских
садов, чтобы мобилизовать их сотрудников на сбор подписей
на родительских собраниях в начале учебного года, а также
наладить контакты с руководителями почтовых отделений, служб
социального обеспечения, учреждений здравоохранения с той
же целью.
Макет подписного листа приведен в приложении 4. Один подписной
лист содержит пустографку на определенное количество подписей.
Для сбора подписей в избирательном округе необходимо исходить
из расчета размножения подписных листов в объеме, позволяющем
собрать количество подписей более, чем необходимая квота в
1,5 раза. Для размножения подписных листов необходимо найти
множительную технику (ксерокс или ризограф) и обеспечить для
этого необходимое количество бумаги.
Проверка подписных листов
Перед передачей подписных листов в соответствующую избирательную
комиссию необходимо проверить собранные подписные листы по
нескольким параметрам.
Правильность заполнения подписного листа (см. требования
к заполнению подписного листа в приложении 3 “Памятке по сбору
подписей…”.
Наличие подписи и сведений о сборщике (сведения о
сборщике подписей, фиксируемые внизу подписного листа, должны
соответствовать указанным требованиям, поскольку их несоблюдение
влечет потерю всех подписей, собранных на подписном листе,
тогда, как ошибка в данных по одному подписанту приводит к
недоучету только этой подписи).
Повторные подписи - в силу случайностей в подписные
листы могут попасть сведения об одном избирателе повторно.
В этих случаях необходимо составить специальную справку о
том, какие подписи, и на каких пронумерованных листах повторяются
за подписью уполномоченного избирательного объединения (блока)
или самого кандидата. При наличии такой справки подписные
листы с повторяющимися подписями соответствующая избирательная
комиссия принимает и претензий у нее не возникнет. Иначе данные
ошибки могут послужить основанием не регистрации кандидата
(федерального списка кандидатов).
Следует также внимательно отнестись к однородности графического
заполнения подписей с тем, чтобы выявить возможное нарушение
из-за недоброкачественного выполнения работы сборщиками.
Все подписные листы, которые прошли проверку на надежность
собранных подписей, необходимо откопировать на ксероксе,
что в дальнейшем может быть использовано для поиска добровольцев
среди подписантов и в целях контроля.
После регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии
необходимо взять заверенную ею форму о количестве подписей,
собранных в поддержку кандидата в депутаты, выдвинутого от
избирательного объединения (блока) по одномандатному избирательному
округе. Сведения необходимо срочно передать в Центральный
штаб.
Приложение 1
Список документов необходимых для регистрации кандидата по
одномандатному избирательному округу, выдвинутому от избирательного
объединения (блока)
Согласно статье 40 (пункт 1) федерального закона
"О выборах депутатов..." список кандидатов, выдвинутых избирательным
объединением (блоком) по одномандатным избирательным округам,
представляется уполномоченным представителем избирательного
объединения (блока) в Центризбирком РФ. Вместе с ним в ЦИК
РФ передастся, также и протокол с решением съезда (конференции)
избирательного объединения или съезда (конференции) представителей
избирательных объединений, входящих с блока, на которых были
выдвинуты кандидаты по одномандатным избирательным округам.
Для составления этих документов от каждого кандидата, выдвигаемого
по одномандатному избирательному округу, необходимы следующие
сведения:
- Номер и полное наименование избирательного округа;
- Фамилия, имя, отчество кандидата (полностью);
- Число, месяц, год рождения;
- Адрес местожительства;
- Образование;
- Основное место работы или службы (в случае отсутствия
основного места работы или службы – род занятий).
- Занимаемая должность;
- Принадлежность кандидата к не более чем одному зарегистрированному
избирательному объединению и стаж в нем.
Поскольку эта информация будет включена в официальные документы,
то передаваемые в Центральный штаб сведения о кандидатах следует
тщательно проверить с точки зрения отсутствия в них ошибок
(год рождения, верное написание Ф.И.О., юридическое наименование
предприятия, где работает кандидат и т.д.).
Помимо перечисленных сведений в Центральный штаб надо передать:
1. Контактные телефоны (служебный и домашний) и (или) номер
факса для непосредственной связи с кандидатом;
2. Согласно статье 38, пункт 11 избирательное объединение
(блок) вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся
членами избирательного объединения или входящих в блок избирательных
объединений).
Выше приведенные сведения необходимы для составления списка
кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением (блоком)
по одномандатным избирательным округам, для передачи его в
Центризбирком РФ для заверения копии с тем, чтобы после этого
можно было начать сбор подписей в поддержку выдвинутых от
избирательного объединения (блока) кандидатов.
Регистрация кандидатов в депутаты производится в соответствующей
окружной избирательной комиссии на основе собранного должного
количества подписей в поддержку кандидата и предоставления
других избирательных документов (п.1 ст.45).
Приложение 2
Образец заявления кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному
избирательному округу от избирательного объединения (блока)
о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному
округу
Я, Иванов Иван Иванович, даю согласие баллотироваться кандидатом
в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации по (номер и название) одномандатному округ от избирательного
объединения (блока).
В случае избрания меня депутатом Государственной Думы в
пятидневный срок обязуюсь сложить с себя обязанности, не совместимые
со статусом депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации.
Приложение: две фотокарточки размером 3X4 см.
Подпись
Дата
Примечание
- Заявление пишется кандидатом собственноручно.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 84 действующего федерального
закона "О выборах депутатов..." кандидат, избранный депутатом
Государственной Думы, в пятидневный срок обязан представить
в соответствующую избирательную комиссию копию приказа об
освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом
депутата Государственной Думы, либо копии документов, удостоверяющих,
что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении
от таких обязанностей.
Приложение 3
Памятка
по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата по (номер
и название) одномандатному избирательному округу от избирательного
объединения (блока)
СБОР ПОДПИСЕЙ - предусмотренная законодательством процедура,
регулируемая статьями 42, 43, 44 федерального закона “О выборах
депутатов…”.
Для регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы
по одномандатному избирательному округу необходимо собрать
не менее одного процента от общего числа избирателей округа
подписей избирателей (пункт 2 статьи 42). Практика показывает,
что для перестраховки необходимо собрать подписей на 15 процентов
больше минимального количества, тем более что закон это разрешает
(пункт 11 статьи 44).
КТО МОЖЕТ СОБИРАТЬ ПОДПИСИ. Любой гражданин Российской Федерации,
достигший 18 лет, которому кандидат или избирательное объединение
(блок) или инициативная группа избирателей поручает сбор подписей
за своего кандидатка (федарельный список кандидатов) (пункт
2, статьи 44).
СБОР ПОДПИСЕЙ НАЧИНАЕТСЯ после предоставления соответствующей
окружной избирательной комиссией кандидатом или уполномоченным
представителем избирательного объединения (блока) заверенных
соответствующих избирательных документов (пункт 3, статьи
43). Руководитель регионального (окружного) штаба по проведению
избирательной кампании избирательного объединения (блока)
организует тиражирование бланков подписных листов и согласовывает
их в соответствующей окружной избирательной комиссии.
Успех всей избирательной кампании зависит от многих факторов
и в первую очередь от сборщика подписей. Сборщик подписей
своими действиями непосредственно воздействует на избирателей,
увеличивая или же уменьшая число голосов в поддержку кандидата.
Первая обязанность сборщика подписей состоит в том, что
он должен получить от бригадира полную и достоверную информацию
о кандидате и его платформе. Важно иметь при себе информационные
материалы (листовку, газетные статьи и т.п.) о кандидате и
избирательном объединении (блоке). Требуется внимательно и
осмысленно прочитать их и понять. До тех пор пока сборщик
сам не получит ответы на возникающие у него по ходу чтения
информационных материалов вопросы, он не должен приступать
к выполнению своих обязанностей.
Помните, что лица, собирающие подписи избирателей и допустившие
внесение в подписные листы заведомо ложных сведений, их замену
на подложные несут уголовную ответственность (Статья 133’
Уголовного кодекса Российской Федерации).
Для избирателя сборщик подписей - это представитель кандидата
(избирательного объединения (блока)), поэтому следует подумать
о своей экипировке. Одежда должна быть чистой и опрятной,
следует также иметь удостоверение сборщика подписей. Оно выдается
бригадиром.
Нужно четко зафиксировать информацию о том, кому и в какие
сроки сдавать заполненные подписные листы. Имейте при себе
“аварийный” телефон дежурного регионального (окружного) штаба,
необходимый в нештатных ситуациях.
Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата (федерального
списка кандидатов) проводится по месту работы, службы, учебы
и жительства (пункт 3, статьи 44). В соответствии с законодательством
администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм
собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать
содействие в создании всем равных условий при сборе подписей.
ПРИ сборе подписей необходимо тщательно сверять сведения,
заносимые в подписной лист, с паспортными данными.
ОБРАЩАЙТЕ внимание на полноту и правильность заполнения
граф подписного листа:
- в графе "Фамилия, имя, отчество" - требуется записать
фамилию, имя, отчество избирателя (полностью, без сокращений);
в графе "Год рождения” указывается год рождения, а для лиц
в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения;
- в графе "Адрес места жительства" указывается населенный
пункт, улица, номер дома и номер квартиры;
- в графе "Серия и номер паспорта…) указывается серия и
номер паспорта, а при отсутствии паспорта указывается название
заменяющего документа, его серия и номер (удостоверение личности
военнослужащего, военный билет для лиц, проходящих срочную
службу, справку органов внутренних дел РФ по установленной
форме).
- в графе "Подпись и дата ее внесения” избиратель собственноручно
расписывается и ставит дату с указанием дня, месяца и года.
Записи и подписи, сделанные в подписном листе карандашом
или выполненные на печатной машинке, не допускаются.
Каждый подписной лист удостоверяется подписью сборщика (после
слов "Подписной лист удостоверяю"), который указывает также
свою фамилию, имя, отчество, полный адрес, серию, номер и
дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также
дату внесения пордписи сборщиком.
После заполнения подписные листы сдаются бригадиру, который
сдает их затем в региональный (окружной) штаб избирательной
кампании.
Кампанию по сбору подписей нужно использовать для распространения
среди избирателей печатных материалов, содержащих биографию
кандидата, его вклад в решение актуальных проблем, его предвыборную
программу, а также материалов об избирательном объединении
(блоке). Если у избирателей возникают вопросы нужно постараться
ответить на них или же перезвонить после, проконсультировавшись
в региональном (окружном) штабе.
Все высказывания, просьбы, обращения избирателей их пожелания
постарайтесь фиксировать на отдельном бланке и вместе с подписными
листами сдайте бригадиру.
В ходе сбора подписей необходимо провести небольшой опрос
избирателей по специальной анкете для того, чтобы лучше знать
настроения избирателей на уровне избирательного участка.
|