Средства массовой информации
в избирательной кампании *
Депутаты увеличивают частоту и продолжительность
своих выступлений в региональном теле- и радиоэфире
15 сентября 1999 года Государственная дума приняла в первом
чтении проект федерального закона “О внесении изменений в
Федеральный “О порядке освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой информации” (№7-ФЗ
от 13.01.95). Предложенные в законопроекте поправки коснулись
только статьи 9 (“Выступления депутатов Совета Федерации и
депутатов Государственной думы в государственных региональных
средствах массовой информации”) этого Закона. Вот как они
выглядят:
Действующая редакция
Часть 1: Государственные региональные средства массовой
информации должны по просьбе избранного по территориальному
избирательному округу депутата Совета Федерации либо депутата
Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы,
которому данный регион определен для работы его депутатским
объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность
выступления по месту их избрания один раз в два месяца по
телеканалу и один раз в месяц по радиоканалу.
<…>
Часть 4: В одной программе могут участвовать несколько депутатов
Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Для выступления
каждому из участников программы должно быть предоставлено
не менее семи минут.
Часть 1: Государственные региональные средства массовой информации
должны по просьбе избранного по территориальному избирательному
округу депутата Совета Федерации либо депутата Государственной
Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный
регион определен для работы его депутатским объединением в
Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления
по месту их избрания один раз в месяц по телеканалу
и один раз в месяц по радиоканалу.
<…>
Часть 4: В одной программе могут участвовать несколько депутатов
Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Для выступления
каждому из участников программы должно быть предоставлено
не менее десяти минут.
<…>
Разработчики законопроекта, председатель комитета Государственной
думы по информационной политике и связи Олег Финько и член
этого комитета Алексей Чурилов (оба – члены фракции ЛДПР)
обосновали необходимость его принятия следующим образом: “В
соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом…
членам Совета Федерации ФС РФ и депутатам Государственной
думы ФС РФ предоставляется возможность выступления по месту
их избрания один раз в два месяца по телеканалу, при этом
для выступления каждому предоставляется не менее семи минут.
На фоне необъективной и неполной подачи деятельности Федерального
собрания Российской Федерации как представительного и законодательного
органа Российской Федерации центральными средствами массовой
информации этого времени оказывается явно недостаточно. Предлагаемый
законопроект частично снимает эту проблему…”
По всей видимости, законотворческая активность депутатов
в сфере регулирования деятельности СМИ в период начавшейся
14 сентября зимней сессии (последней для Государственной думы
этого созыва) будет чрезвычайно низкой. Причин для этого несколько.
Во-первых, высокая занятость депутатов в регионах, где они
начали активную подготовку к новым выборам. Специально для
того, чтобы активизировать работу в избирательных округах,
Госдума перешла на новый график работы: вместо трех, депутаты
будут проводить в Москве только две недели в месяц, остальные
две – в регионах. Во-вторых, в последнее время законопроекты,
регулирующие деятельность средств массовой информации, редко
с первого раза проходят утверждение Советом Федерации и подписание
президентом. Если же какая-либо серьезная законодательная
инициатива будет отклонена верхней палатой парламента или
натолкнется на президентское вето, времени на создание согласительных
комиссий, ожидание результатов их работы и прочие процедуры
до декабрьских выборов попросту не останется. В-третьих, из
оставшихся до выборов трех месяцев, значительную часть сессионного
времени депутатов займет рассмотрение бюджета на 2000 год.
До его принятия прохождение через нижнюю палату всех остальных
законопроектов будет чрезвычайно медленным.
В то же время, в отличие от подавляющего большинства других
законопроектов, находящихся сейчас в комитете Государственной
думы по информационной политике и связи, проект федерального
закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке
освещения деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации”” имеет шансы быть оперативно
принятым. За принятие этого закона в первом чтении проголосовало
рекордное количество депутатов – 350, против – только один.
Очевидно, что Комитет по информационной политике и связи постарается
подготовить законопроект ко второму и третьему чтению в минимально
допустимые регламентом сроки. Таким образом, новый закон может
выйти из стен Государственной думы уже в начале ноября.
Сказать с определенностью, будет ли Совет Федерации рассматривать
этот закон на пленарном заседании или одобрит его “по умолчанию”,
пока нельзя. С одной стороны, как подчеркнули в финансово-экономическом
обосновании разработчики законопроекта, он “не потребует введения
или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных
займов, изменения финансовых обязательств государства и иных
расходов средств государственного бюджета”, а значит, он не
относится к числу законопроектов, обязательных к рассмотрению
Советом Федерации. С другой стороны, верхняя палата может
вынести закон на рассмотрение, поскольку, обязывая увеличить
продолжительность эфирного времени, предоставляемого для бесплатных
предоставляемых выступлений депутатов, законопроект коснется
в первую очередь именно региональных телерадиокомпаний, учредителями,
а иногда и собственниками имущества, которых часто являются
органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Редакция сервера "Выборы в России"
выражает признательность Центру "Право и средства массовой
информации" за возможность знакомить наших посетителей
с материалами по проблемам избирательного законодательства
СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и
средства массовой информации" публикуются в ежемесячном
журнале "Законодательство
и практика средств массовой информации".