Средства массовой информации
в избирательной кампании *
ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
И СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:
ГРАНИ СОПРЯЖЕНИЯ
Любопытство глубоко присуще человеческой натуре. Любой.
Правда, его направление и глубина у отдельных людей весьма
разнятся. Коротко говоря, желающих знать все обо всем не так
уж и много.
Зато желающим узнать побольше о неафишируемой стороне жизни
окружающих и, в особенности, людей известных - несть числа.
Именно на удовлетворении такого рода желаний зиждется тиражное
благополучие желтой, или бульварной, прессы - будь то "Бильд"
в Германии, "Сан" в Великобритании или "Экспресс-газета",
"Скандалы" et сetera в России.
Вместе с тем, старая сентенция о том, что каждый хотел бы
разгадать другого, но никто не хочет быть разгаданным, остается
верной и для наших дней. Задача уравновешивания стремления
(подчас подсознательного) каждого разгадать другого (а, значит,
побольше узнать о том, что он не хотел бы раскрывать для окружающих)
и, одновременно, столь же сильного желания в максимальной
степени сохранить конфиденциальность чувствительной лично
для себя информации уже издавна являлась функцией различных
правовых и морально-этических норм. (Вспомним тайну исповеди,
тайну усыновления, тайну почтовых, телефонных, телеграфных
и иных сообщений.)
Право каждого человека на информацию, провозглашенное во
Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст.19)
и закрепленное затем в Европейской Конвенции о защите прав
человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст.10), а
также в Международном пакте о гражданских и политических правах
от 19 декабря 1996 г. (ст.19) предоставляется нам как основное,
но отнюдь не абсолютное право. Правовой режим пользования
им предполагает за нами "особые обязанности и особую
ответственность". В том числе определенные, установленные
законом и необходимые в демократическом обществе, ограничения,
формальности, условия или штрафные санкции, требующиеся, прежде
всего, в целях обеспечения "прав и репутации других лиц".
Кроме того, в самих вышеперечисленных международно-правовых
актах содержатся статьи (соответственно 12-я, 8-я и 17-я),
устанавливающие определенные пределы в пользовании этим правом.
Такими пределами в данных случаях являются права каждого человека
на уважение его личной и семейной жизни, тайну корреспонденции,
уважение чести и достоинства.
В силу этих международно-правовых установлений национальные
законодательства должны обеспечить баланс, динамическое равновесие
между свободой слова, печати, правом на информацию, с одной
стороны, и защитой частной жизни человека, ее информационной
составляющей, - с другой.
Право на частную жизнь или на частную сферу как юридическая
категория родилось в США. В 1928 г. судья Верховного суда
Л.Д.Брандейз официально заявил о наличии в Конституции США
"права быть оставленным в покое" ("the right
to be left alone"). Это заявление появилось отнюдь не
вдруг и не на пустом месте.
Еще в 1890 г., тогда еще молодой бостонский адвокат, Брандейз
в соавторстве с коллегой С.Д.Уорреном опубликовал журнальную
статью "Право на частную сферу" - "Right of
privacy". Ее темой как раз и были правовые и этические
проблемы, возникающие в ходе беспардонного (в то время довольно
частого) вмешательства желтой прессы в тайное тайных человеческой
жизни.
Авторы, констатируя широкое наступление желтой прессы на
"право частной сферы" граждан, предложили ряд мер
по ужесточению средств защиты от этого наступления. В частности,
они предложили, чтобы сама по себе истинность публикуемой
о ком-то информации (как известно, освобождающая от ответственности
по законам о клевете), как и отсутствие у нарушителя частной
сферы "злого умысла" (необходимого для ряда составов
правонарушений по клевете) в этом случае, то есть по делам
о вторжении в частную сферу, не освобождала бы от ответственности.
То есть с их точки зрения нарушение права на частную сферу
- более тяжкое правонарушение, чем клевета и оскорбление,
и потому требует более сильных и эффективных средств защиты.
Вместе с тем, применение этих средств авторы статьи связывали
с наличием двух обязательных условий:
1) реальное наличие морального вреда от публикации сведений,
входящих в понятие "частная сфера", в виде причинения
субъекту публикации "душевной боли" ("mental
sufferings");
2) наличие у самой публикации исключительно коммерческого
или рекламного характера.
Именно с этой статьи доктрина права на частную жизнь, по
американски - прайвеси, начала свое триумфальное шествие по
Америке, а затем и по всему миру. Как отметил один американский
исследователь уже в наше время, "вероятно, ни одна журнальная
статья не имела такого прямого влияния на юридическую общественность,
создав основу для сотен исков и судебных решений" (цит.
по: Петросян М.Е. Информация и личность: правовые аспекты.
Научно-аналитический обзор литературы США. М., 1979, с.5).
Однако журнальная статья, пусть и подкрепленная спустя почти
сорок лет статусным мнением члена Верховного суда США, - еще
не официальный судебный прецедент самого Верховного суда.
Такой прецедент появился лишь в 1965 г. решением по "делу
Грисвольд". Этим решением Верховный суд США признал неконституционность
закона штата Коннектикут о контроле за рождаемостью именно
на основании его противоречия праву на частную жизнь как незыблемой
основе, вытекающей из самой Конституции. Смысл словесной конструкции
высшего юридического ареопага США в том, что право на частную
жизнь, на частную сферу, старше Билля о правах и уже по этой
причине не менее свято.
Известный американский исследователь проблемы прайвеси А.Вестин
определил это решение Верховного суда США как "первый
шаг к созданию новой конституционной доктрины прайвеси"
(цит. по: Петросян М.Е. Указ.соч., с.42).
Сегодня информационная составляющая англосаксонского правового
понятия "privacy" (прайвеси) наполнена гораздо более
широким и глубоким содержанием. Например, Закон Испании от
5 мая 1982 г. о защите чести, невмешательстве в частную и
семейную жизнь и праве на индивидуальность (Civil Protection
of the Right to Honour, Personal and Family Privacy and Identity)
определяет ее в качестве "более широкой, более глобальной
совокупности сторон личности человека, которые отдельно могут
не иметь особого значения, но вместе взятые образуют целостный
портрет личности человека, а человек имеет право держать этот
портрет в тайне".
Живая память о тоталитарном прошлом и горячее желание сберечь
нацию от опасностей появления его нового, компьютерного, варианта
заставили внести в Конституцию Испании 1978 года специальное
положение, согласно которому использование компьютерных средств
должно иметь законодательные ограничения, "с тем чтобы
в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан
и содействовать полному осуществлению ими своих прав"(ст.18,
ч.4).
Охрана всех этих благ, реализация права держать свой информационный
портрет в целостности и тайне в условиях массового использования
возможностей современной электронной и телекоммуникационной
техники становятся все проблематичнее.
Появление компьютеров, а затем электронных накопителей информации
- банков данных, постепенно трансформировало европейское понимание
"privacy" в сторону разработки мер защиты от вторжения
в частную сферу именно электронным образом. Эта трансформация
получила и терминологическое опосредование в виде понятия
"защита персональных данных". Дело в том, что первоначально
разрозненные по различным ведомственным "отсекам"
и во многих случаях анонимные информационные следы нашей с
вами жизни получают теперь электронную персонализацию. В самом
деле, данные о нашем дневном и ночном теле- и видеоменю, результаты
выбора книг в библиотеке, перечень газет и журналов, получаемых
по подписке, содержание файлов в персональных компьютерах
и автоответчиках и т.д., и т.п., - все эти и многие другие
данные при желании можно сгруппировать, связать воедино, проанализировать
и интерпретировать так, что человек будет виден как на ладони,
предстанет "прозрачным" во всех своих качествах
и проявлениях.
Условия реального становления информационного общества,
превращающие информацию в главное национальное богатство,
одновременно формулируют и новые опасные вызовы и обществу,
и государству, и конкретному человеку. Поиск адекватных ответов
на них в мире ведется уже несколько десятилетий. Пионером
законодательного варианта такого ответа явилась германская
земля Гессен. Именно в ней еще в 1970 г. был принят первый
в мире закон о защите данных (Gezetz und Verordnungsblatt
fьr das land Hessen, 1970, №1, S.625-627). В настоящее время
такого рода законодательные акты действуют практически во
всех развитых странах мира.
28 января 1981 г. была открыта для подписания Конвенция
Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической
обработкой персональных данных", вступившая в силу 1
октября 1985 г. По состоянию на январь 1996 г. ее участником
является 21 европейское государство. России пока в этом списке
нет, но вопрос о ее участии в Конвенции неизбежно встанет,
ибо без этого невозможно стать полноправным и полнокровным
субъектом общеевропейского информационного обмена. Именно
по этой причине следует приветствовать акцию общественной
правозащитной организации "Гражданский контроль"
из Санкт-Петербурга, сумевшей получить финансовую поддержку
и организовать перевод и издание текста этой Конвенции на
русском языке (см.Конвенция о защите личности. Совет Европы.
С.-Пб., Изд-во "Манускрипт", 1996 г., 30 с.).
Конкретный предмет своей защиты, то есть персональные данные,
Конвенция определяет как любую "информацию, касающуюся
конкретного или могущего быть идентифицированным лица (субъекта
данных)" (ст.2).
В ФРГ действующий Федеральный закон о защите данных (от
12.12.90 г., с последующими изменениями и дополнениями) под
персональными данными понимает "любую информацию, касающуюся
личных или имущественных обстоятельств конкретного или могущего
быть идентифицированным индивида (субъекта данных)" (ст.3).
Как видно, и в том, и в другом случае круг сведений, составляющих
эту "любую информацию" достаточно широк и не очень
четко определен. Российский проект Федерального закона "О
персональных данных", существующий в этом качестве уже
третий год, особой инструментальной четкости в это понятие
не добавляет. Согласно ст.3 проекта, персональные данные -
любая документированная информация, относящаяся к конкретному
человеку, или которая может быть отождествлена с конкретным
человеком.
Приведенные дефиниции наглядно демонстрируют тот факт, что
законодательство о защите персональных данных практически
нигде еще не достигло своей зрелости - даже на терминологическом
уровне. Вместе с тем, анализ основных формулировок этих законодательных
актов позволяет достаточно ясно уловить мировую тенденцию
к расширению сферы охраняемых ими прав и свобод.
А значит, необходимы дальнейшие исследования, обобщение
практики, подготовка рекомендаций законодателям. Все это -
проблематика новой отрасли права: права электронной обработки
данных (об этом см. Steinmьller W. Rechtspolitische Fragen
des Rechts und Verwaltungsautomation in der BRD. - Datenverarbeitung
im Recht, 1974., № 1-2, s.106-108) - "близкого родственника"
права СМИ. Но о степени их родственных отношений - в следующем
номере "ЗиПа".
Редакция сервера "Выборы в России"
выражает признательность Центру "Право и средства массовой
информации" за возможность знакомить наших посетителей
с материалами по проблемам избирательного законодательства
СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и
средства массовой информации" публикуются в ежемесячном
журнале "Законодательство
и практика средств массовой информации".