Средства массовой информации
в избирательной кампании *
Рекомендации Госкомпечати России от 3.02.97
О некоторых вопросах, возникающих при
регистрации
и перерегистрации средств массовой информации.
В Государственный комитет Российской Федерации по печати,
Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации поступают обращения редакторов региональных периодических
изданий с просьбами дать рекомендации по вопросам правильного
применения законодательства при регистрации и перерегистрации
средств массовой информации.
Рассмотрев практику регистрации и перерегистрации средств
массовой информации в Комитете и его региональных управлениях,
Госкомпечать России констатирует, что значительная часть обращений
связана со сложностью самих форм действующего законодательства
в области средств массовой информации, Гражданского кодекса
РФ и Закона РФ "О введение в действие части первой Гражданского
кодекса РФ", регламентирующих порядок регистрации средств
массовой информации и уставов юридических лиц - редакций средств
массовой информации, а также определяющих их правовой статус.
Это ведет во многих случаях к отождествлению редакций
- как юридических и неюридических лиц, и средств массовой
информации (далее - СМИ) - как формы периодического распространения
средств массовой информации (газета, журнал, радио-, теле-,
видеопрограмма и т.д.)
Между тем эти два понятия должны четко различаться, поскольку
их юридический статус регулируется различными нормативными
актами. Регистрация СМИ осуществляется в соответствии со статьей
8 Закона РФ "О средствах массовой информации" и
производится Государственным комитетом Российской Федерации
по печати или его территориальными органами.
Единственным документом регистрации СМИ является свидетельство
о регистрации. Из этого факта следует, что законным образом
зарегистрированное СМИ вступает в правоотношения в строгом
соответствии с нормами Закона Российской Федерации "О
средствах массовой информации".
Перерегистрация средства массовой информации регламентируется
статьей 11 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Проведение ее необходимо в случаях смены учредителя, изменений
состава соучредителей, названия, языка, формы периодического
распространения СМИ, территории распространения.
Перерегистрация СМИ не означает ликвидации старого и появления
нового СМИ или возникновения каких-либо форм правопреемства.
Следует учитывать, что институт правопреемства в Законе РФ
"О средствах массовой информации" не нашел своего
отражения.
Перерегистрация средства массовой информации, редакция которого
является юридическим лицом, может касаться изменения ее устава,
который является учредительным документом юридического лица.
В этом случае учредитель обязан лишь сообщить о произведенных
изменениях в уставе уполномоченному государственному органу,
его зарегистрировавшему. При этом регистрирующий орган вносит
изменения либо дополнения в учредительные документы.
Иными словами, необходимость перерегистрации юридического
лица или перерегистрации СМИ в соответствии со статьей 11
Закона не наступает.
Таким образом, перерегистрация средства массовой информации
выполняет лишь учетную функцию, не изменяет правового статуса
редакции, не влечет возникновения нового и ликвидации старого
СМИ, не изменяет его положения среди других участников гражданско-правовых
отношений.
Статус редакции определен ст.19 Закона Российской Федерации
"О средствах массовой информации". Вместе с тем
следует иметь ввиду, что в соответствии с указанной статьей
редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим
субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.
Таким образом, если речь идет о редакции - как о юридическом
лице, то следует руководствоваться нормами ГК РФ.
Редакция становится юридическим лицом только после государственной
регистрации устава (регистрационной палатой).
После получения свидетельства о своей регистрации редакция
встает на учет в органах статистики, налоговой инспекции,
отделениях Фондов (занятости, пенсионном, обязательного медицинского
страхования) и становится полноправной стороной правоотношений,
которые предусмотрены ГК РФ и другими нормами действующего
законодательства в полном объеме.
В этой связи Комитет считает оправданным и целесообразным
предложения органов субъектов Федерации о прохождении редакциями
государственной регистрации в качестве юридического лица.
При этом следует подчеркнуть, что регистрация в качестве
юридического лица не может никаким образом отразиться на статусе
средства массовой информации.
Редакция сервера "Выборы в России"
выражает признательность Центру "Право и средства массовой
информации" за возможность знакомить наших посетителей
с материалами по проблемам избирательного законодательства
СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и
средства массовой информации" публикуются в ежемесячном
журнале "Законодательство
и практика средств массовой информации".