Средства массовой информации
в избирательной кампании *
Комитет Госдумы по законодательству в срочном
порядке готовит к третьему чтению проект закона “О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”.
Вместе с новой редакцией Закона “Об основных гарантиях избирательных
прав и права на “участие в референдуме граждан РФ”, вступившей
в силу в апреле, он создаст правовую основу намеченных на
декабрь этого года парламентских выборов. Одним из принципиальных
вопросов обоих законов является измененный порядок проведения
предвыборной агитации в средствах массовой информации.
Обновленное избирательное законодательство
предоставит СМИ право выбора.
Какова ситуация?
Введенный в действие полтора года назад Закон “Об основных
гарантиях избирательных прав…” сделал СМИ потенциальной игрушкой
в руках каждого политика, зарегистрировавшегося в качестве
кандидата на выборах любого уровня. Центр “Право и СМИ” неоднократно
заявлял о юридических и смысловых неточностях этого закона
в вопросах регламентации использования СМИ для проведения
предвыборной агитации. Отсутствие громких скандалов, вызванных
этими ошибками, объяснялось лишь тем, что с момента принятия
закона в России еще ни разу не проводились ни одни общефедеральные
выборы. Сейчас, в преддверии парламентских и президентских
выборов, необходимость ревизии и совершенствования избирательного
законодательства резко возросла, чем и объясняется напряженная
работа органов всех ветвей власти, направленная на поиск компромиссов
в этой крайне важной для них области.
Каждую стадию законодательной процедуры поправки к Закону
“Об основных гарантиях избирательных прав…” преодолевали с
большим трудом. После крайне сложного прохождения через Государственную
Думу их сначала отклонил Совет Федерации, а затем - Президент.
Поэтому состоявшемуся наконец в конце марта этого года подписанию
Президентом новой редакции Закона предшествовала не прекращающаяся
в течение полутора лет работа различных согласительных комиссий.
Ожидается, что судьба нового Закона “О выборах депутатов
Государственной Думы…” окажется более легкой. С одной стороны,
несмотря на то, что этот закон крайне детализирован (текст,
розданный 24 мая ко второму чтению составил 350 страниц),
его положения полностью соответствуют нормам новой редакции
Закона “Об основных гарантиях избирательных прав…”. С другой,–
в Законе заинтересовано абсолютное большинство депутатов Государственной
Думы (за его принятие во втором чтении проголосовало рекордное
число депутатов – 354). Для того, чтобы преодолеть возможное
отклонение Закона Советом Федерации, Думе будет достаточно
набрать 300 голосов. Следовательно единственную реальную угрозу
этому Закону представляет его отклонение Президентом. Понимая,
что в случае, если будет наложено вето, на создание согласительных
комиссий попросту не хватит времени, депутаты постарались
своевременно устранить его наиболее вероятные причины.
Проект закона “О выборах депутатов Государственной Думы…”
значится в списке наиболее приоритетных вопросов, намеченных
к рассмотрению на первых заседаниях Госдумы после 31 мая,
когда депутаты вернуться из своих избирательных округов. Поэтому
можно ожидать, что он будет принят в третьем чтении уже в
первых числах июня.
В чем была опасность старого закона?
Главная “недоработка” прежней редакции Закона “Об основных
гарантиях избирательных прав…” заключалась в том, что, давая
каждому зарегистрированному кандидату право требовать от СМИ
бесплатного распространения его политической рекламы, этот
Закон не делал ни малейших различий между государственными
и стопроцентно частными средствами массовой информации.
Требование Закона предоставлять свой эфир и печатные площади
для предвыборной агитации распространялось на все СМИ, “которые
финансируются полностью или частично за счет средств… бюджета,
а также средства массовой информации, которые имеют льготы
по уплате налогов и обязательных платежей”.
Очевидно, что определение “полное или частичное финансирование
из бюджета” одинаково применимо и к государственным СМИ, находящимся
на полном бюджетном обеспечении, не имеющих ни своих доходов,
ни собственного имущества, и к изданию или телекомпании, которые,
будучи абсолютно самостоятельными, получили из бюджета любую,
пусть даже мизерную сумму. Причем не имеет значения, произошло
ли подобное “частичное” бюджетное финансирование за месяц
или за несколько лет до выборов.
Но даже те СМИ, которые никогда, ничего за счет бюджета не
получали, от обязанностей “государственных” СМИ освобождены
отнюдь не были, поскольку на них распространялась формула
“имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей”.
Льготами по оплате услуг связи, аренде помещений, находящихся
в федеральной собственности, уплате НДС и налога на прибыль,
предоставленными Законом “О государственной поддержке средств
массовой информации...” пользовались практически все издания
и телекомпании, за исключением рекламных и эротических.
Подобное “уравнивание в правах” неизбежно должно было привести
к тому, что, во-первых, частные СМИ лишились бы львиной доли
доходов от политической рекламы, во-вторых, множество мелких
партий и заведомо проигрывающих кандидатов получили бы доступ
к ранее недосягаемым для них “дорогим” (а значит и популярным)
частным средствам массовой информации.
Центральная избирательная комиссия, принимавшая активное
участие в разработке первоначальной редакции Закона, не заметить
всего этого не могла. Раиф Биктагиров, бывший в то время членом
Центризбиркома ответственным за СМИ, в интервью Центру “Право
и СМИ” согласился с тем, что в совокупности данные нормы распространяются
на “более чем 90 процентов всех телекомпаний, газет и журналов”.
Что говорит новый закон?
В результате принятия изменений и дополнений к Закону “Об
основных гарантиях избирательных прав...” из него было устранено
подавляющее большинство недостатков, присущих его первоначальной
редакции.
Из статьи 55 было исключено положение, обязывающее бесплатно
публиковать политическую рекламу все СМИ, которые пользуются
льготами по уплате налогов и обязательных платежей. Кроме
того, избавленными от роли бесплатных агитаторов оказались
средства массовой информации, доля государственного финансирования
которых не превышает 15 процентов от их бюджета, и те издания
и телекомпании, которые, хотя и были на государственном финансировании,
но в последний раз получили бюджетные деньги ранее, чем за
год до даты назначения выборов.
Таким образом, каждое СМИ сможет теперь добровольно выбирать
между отказом от бюджетных вливаний и обязанностью публиковать
предвыборную агитацию всех кандидатов.
Не разрешенным, правда, остался вопрос, обязано ли частное
СМИ, свободное от обязанности распространения бесплатной предвыборной
агитации, но заключившее договор о платной политической рекламе
с одним из кандидатов, заключать подобные договоры и со всеми
другими кандидатами, пожелавшими разместить в этом СМИ свою
агитационные материалы.
Как эта проблема решена в Америке?
В отличие от России, в Соединенных Штатах нет “государственных”
СМИ. Соответственно нет и правила о бесплатном распространении
предвыборной агитации. Тем не менее, принцип равенства возможностей
кандидатов на выборах развит в американском Законе “О связи”
1934 года в еще большей степени, нежели в новой редакции российского
Закона “Об основных гарантиях избирательных прав…”. Согласно
§315 47 титула Свода Законов США, “если вещатель позволит
любому лицу, являющемуся юридически правомочным кандидатом
на выборах в один из государственных органов, использовать
вещательную станцию, он должен предоставить равные возможности
всем другим подобным кандидатам на это место в использовании
этой вещательной станции”.
Редакция сервера "Выборы в России"
выражает признательность Центру "Право и средства массовой
информации" за возможность знакомить наших посетителей
с материалами по проблемам избирательного законодательства
СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и
средства массовой информации" публикуются в ежемесячном
журнале "Законодательство
и практика средств массовой информации".