Средства массовой информации
в избирательной кампании *
КОММЕНТАРИЙ ЦЕНТРА "ПРАВО И СМИ"
Интернет независим от закона о выборах?
Что произошло?
Поводом к настоящему комментарию явился скандал, связанный
с публикацией в Интернете 19 декабря 1999 г., т.е. в день
голосования в Государственную Думу, результатов опросов общественного
мнения Фондом эффективной политики (ФЭП) на сайте www.election99.com
(“Выборы в России”). Исследование проводилось по методике,
получившей название “exit poll”, при которой гражданам, выходящим
из помещений избирательных участков, задается вопрос о том,
за кого они проголосовали.
Российское законодательство о выборах запрещает опубликование
таких материалов в течение трех дней до дня голосования и
в день голосования, однако, это правило касается лишь СМИ,
к числу которых Интернет, по общему мнению правоведов, не
относится. Тем не менее, оппоненты руководителя ФЭПа Глеба
Павловского рассудили по-другому, в силу чего ими неоднократно
предпринимались попытки закрыть Интернет-ресурс “Выборы в
России”. В борьбу за “чистоту выборов” вступили глава Центральной
избирательной комиссии А.А. Вешняков, функционеры блока “Отечество
– Вся Россия” и другие, так что в конце концов сайт в результате
этих инициатив был заблокирован.
Казалось бы, закон, который не запрещает подобные публикации
в Интернете, в этой ситуации целиком находится на стороне
Глеба Павловского. Однако и для жестких ответных действий
официальных лиц, вызванных инициативой ФЭПа в Сети, также
находятся некоторые правовые основания. Иными словами, проблема
не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд.
О букве и духе ст.38 Закона “Об основных
гарантиях…”
П.5 ст.38 Закона “Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
гласит: “В течение трех дней до дня голосования, а также в
день голосования опубликование в средствах массовой информации
результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов
выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами
и референдумом, не допускается”. Подобную норму имеют в своем
законодательстве многие демократические государства, поскольку
она является важной гарантией прав избирателей. Реализация
этой нормы позволяет уменьшить давление на свободный и осознанный
выбор гражданами своих представителей в высших органах власти.
Т.е. все, что может помешать гражданам в свободной оценке
их политического выбора, в том числе данные социологических
опросов, в указанный период не должно иметь места. Тем более
это верно, если говорить о такой спланированной и широко разрекламированной
акции как публикация сайта “Выборы в России”, - ведь здесь
мы имеем дело с попыткой создания прецедента.
О понятии СМИ в законе “О средствах массовой
информации”
Закон о СМИ 1991 г., как следует из смысла ст.2 “Основные
понятия”, под СМИ понимает форму периодического распространения
предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и
материалов. Исходя из этого, сайты в Интернете вполне могут
подпадать под это определение. И действительно, ч.2 ст.24
Закона о СМИ устанавливает норму, согласно которой периодическое
распространение массовой информации через телекоммуникационные
сети (т.е., другими словами, распространение сетевых СМИ)
регулируется теми же правилами, что и распространение радио-
и телепрограмм. Характеристики “периодичность сайта” (обновление
информации) и “массовость информации” (неограниченный круг
пользователей Сети) говорят о том, что владельцы сайта были
бы обязаны осуществить лицензирование своей деятельности и
зарегистрировать свой ресурс как СМИ. Однако никаких организационных
и правовых механизмов для реализации этой установленной законом
обязанности у нас в стране до сих пор не существует, что препятствует
реализации ч.2 ст.24 Закона о СМИ. В результате сложилась
практика, в соответствии с которой лишь некоторые наиболее
“сознательные” владельцы сетевых СМИ добровольно проходят
регистрацию в качестве СМИ, в то время как большинство их
коллег указанные нормы закона попросту игнорируют.
По мнению Центра “Право и СМИ” наиболее адекватным выходом
из сложившейся коллизии было бы признание соответствующих
норм прекратившими свое действие. Дело в том, что в соответствии
с общепринятой юридической практикой, одним из оснований прекращения
действия правовой нормы является появление новых отношений,
нежели те, на регулирование которых рассчитывал законодатель.
Так, в нашем случае, Интернет, о котором в 1991 г. можно было
лишь теоретизировать, к концу 90-х стал вполне реальным и
обыденным явлением. По этой причине сложившиеся к настоящему
времени отношения по поводу Интернета можно рассматривать
как принципиально новые, и поэтому распространять на Интернет
действие ст.24 юридически некорректно. Иначе говоря, отнесение
Интернет-сайтов к СМИ является неправомерным.
Проблема и перспектива
Итак, как выясняется, дух избирательного законодательства
сталкивается с правоприменением Закона о СМИ. Ведь если опираться
на практику Закона о СМИ, то формальная правота будет на стороне
ФЭПа. А если исходить из духа закона о выборах, правым в этой
ситуации оказывается его оппонент Вешняков.
В настоящее время российский сектор Интернета (Рунет) не
опирается на широкую специализированную правовую базу. Однако
и в этих условиях для создания правовых норм, регулирующих
отношения по поводу Сети, нет никаких препятствий формально-юридического
характера. Очевидно, что скорость внедрения правовых норм
в виртуальные отношения пропорциональна развитию политического
и финансового влияния Сети, причем настоящий конфликт без
сомнений свидетельствует, что определенное политическое влияние
Сеть уже приобретает. Несмотря на сравнительно небольшое количество
пользователей, Рунет силен той группой руководителей, деятелей
СМИ, политически и экономически активных граждан, так называемых
“лидеров мнений”, которые регулярно обращаются к сетевой информации
и затем транслируют ее в широкие массы посредством административного
и медийного ресурса. Это значит, что скоро можно ожидать и
соответствующих правовых инициатив, а отношения по поводу
предвыборной агитации в Сети – первый “кандидат” на модификацию
правовых норм.
Что касается коллизии с публикацией результатов опроса общественного
мнения в Сети, то сейчас, по мнению Центра “Право и СМИ” видятся
два наиболее очевидных варианта ее разрешения. Во-первых,
это внесение изменений в законы о выборах, которые будут содержать
расширительное - за счет Интернета – понимание запрета опубликования
исследований, связанных с выборами. Во-вторых, при регулировании
сетевых СМИ (на стадии разработки сейчас находится соответствующее
постановление правительства), периодические информационные
сайты будут зачислены в категорию традиционных СМИ. В таком
случае нормы закона о выборах в части запрета опубликования
результатов опросов общественного мнения будут распространяться
на них автоматически.
Post Scriptum
По последней информации сетевых информационных агентств,
глава ЦИКа Вешняков выразил уверенность в том, что проблема
предвыборной агитации в Интернете будет решена к ближайшим
президентским выборам. По словам Вешнякова, к создателям сайтов,
освещающих ход выборов, в случае нарушений будут применяться
те же санкции, что и к электронным средствам массовой информации.
В качестве примера такого рода “нарушений” глава Центризбиркома
как раз привел пример сайта Фонда эффективной политики “Выборы
в России”. Правда, о правовых основаниях, на которых базируется
эта уверенность пока ничего не известно. Скорее всего, речь
идет о каком-либо “внеправовом” варианте решения проблемы,
поскольку принятие поправок в закон “О выборах Президента
РФ” с началом избирательного процесса сделает невозможным
их применение на текущих выборах в соответствии с требованиями
законодательства о выборах. Что же касается регистрации и
перерегистрации “сетевых СМИ” по не принятому еще постановлению
Правительства, времени до начала этапа предвыборной агитации
будет явно недостаточно.
Редакция сервера "Выборы в России"
выражает признательность Центру "Право и средства массовой
информации" за возможность знакомить наших посетителей
с материалами по проблемам избирательного законодательства
СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и
средства массовой информации" публикуются в ежемесячном
журнале "Законодательство
и практика средств массовой информации".