Средства массовой информации
в избирательной кампании *
Конфликт, возникший между Центральной избирательной
комиссией (ЦИК) и Либерально-демократической партией России,
может серьезно отразиться на всех участниках декабрьских выборов
в Государственную Думу. Причиной конфликта стала “агрессивная
предвыборная агитация в пользу ЛДПР”. Центризбирком заявил,
что в случае, если нарушения правил предвыборной агитации
не прекратятся, партия будет наказана по всей строгости закона.
Но здесь возникает серьезная проблема:
Термина “политическая реклама” в законе
нет. Ее правил – тоже.
Как развивались события?
Массированная агитационная кампания ЛДПР началась уже в конце
весны – 13 мая по четырем общероссийским каналам (ОРТ, РТР,
НТВ и ТВ-6) одновременно были запущены пять рекламных роликов
этой партии. Через некоторое время появилась телевизионная,
печатная и наружная политическая реклама партий “Кедр” и “Яблоко”,
Аграрной партии России, блока “Правое дело”, предпринимателя-фармацевта
Брынцалова и ряда других предполагаемых участников выборов
в Государственную Думу.
В середине июля Центризбирком провел встречу с руководителями
крупнейших телеканалов, во время которой прозвучало предложение
прекратить “предвыборную агитацию”. Однако в течение следующего
месяца интенсивность появления политической рекламы в эфире
лишь возросла, а список размещающих ее общественных объединений
пополнился еще несколькими крупными партиями и блоками. Ни
политики, ни телевизионщики не стали вступать с Центризбиркомом
в полемику относительно законности требования последнего,
они его просто проигнорировали.
Следующее предупреждение ЦИК было вынесено через несколько
дней после опубликования 10 августа президентского указа о
назначении даты выборов, и, соответственно, официального начала
избирательной кампании. Звучало оно гораздо более жестко.
В пятницу, 13 августа председатель Центризбиркома Александр
Вешняков объявил Либерально-демократической партии, что “за
агитацию с нарушением сроков и помимо использования средств
избирательных фондов закон нас прямо обязывает – отказывать
в регистрации. Еще раз, последний предупреждаем и начинаем
действовать”.
Прямая угроза подействовала: в тот же день лидер партии Владимир
Жириновский публично пообещал, что рекламные ролики партии
будут с максимально возможной оперативностью отозваны им из
эфира.
“Реклама” и “агитация”: в чем разница?
Интересно, что, говоря о роликах ЛДПР, Александр Вешняков
неизменно называл их “предвыборной агитацией”, а Владимир
Жириновский – “политической рекламой”. Для неискушенного в
юридических тонкостях человека эти понятия чрезвычайно схожи
и на слух могут восприниматься почти как синонимы. Тем не
менее, с точки зрения права, между “предвыборной агитацией”
и “политической рекламой” есть принципиальная разница.
Термин “предвыборная агитация” прочно занял свое место в
обновленном в этом году российском избирательном законодательстве.
Правила и условия ее проведения детальнейшим образом описывает
принятый в июне Закон “О выборах депутатов Государственной
Думы…” (занимающий три с половиной сотни страниц машинописного
текста!). В частности, статья 53 этого Закона устанавливает,
что “предвыборная агитация начинается со дня регистрации…
федерального списка кандидатов”. Ни одна из политических партий,
в том числе и ЛДПР, федеральный список кандидатов зарегистрировать
не могла (подача документов для регистрации начинается лишь
за 85 дней до выборов, т.е. в последних числах сентября),
поэтому предвыборная агитация на сегодняшний день запрещена.
Если Центризбиркому удастся доказать, что ролики ЛДПР – это
именно “предвыборная агитация”, за ЛДПР будет числиться серьезное
нарушение Закона “О выборах депутатов Государственной Думы…”.
А, как справедливо заметил Александр Вешняков, даже менее
значительные отклонения от требований этого Закона, дают Центризбиркому
право отстранить нарушителя от участия в выборах.
Позиция Центризбиркома была бы неуязвимой, если бы не сомнение
в том, в полной ли мере телевизионная реклама ЛДПР соответствуют
определению “предвыборной агитации”. Лидер ЛДПР попытался
доказать, что телевизионные ролики, посвященные партии, не
имеет ничего общего с выборами: “учитывая международную практику,
они не являются предвыборными. Если ролик предвыборный, я
– лидер партии – обращаюсь: “Голосуйте за ЛДПР!”. Этого я
не имею права делать. Но если там ролик: жарко, я с детьми
купаюсь в бассейне, причем здесь выборы в Госдуму? Там ролики,
связанные с информацией о партии, о ее программе. Там нет
призывов голосовать, нет увязки с декабрем”.
Нельзя не признать, что несмотря на некоторые неточности,
с юридической точки зрения позиция лидера ЛДПР заслуживает
пристального внимания. Ведь под “предвыборной агитацией” закон
понимает “деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить
избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за
или против любого зарегистрированного кандидата, за любой
зарегистрированный Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации федеральный список кандидатов или против него”.
Действительно, призывов голосовать за или против кого бы
то ни было в роликах не содержалось. Более того, как было
сказано выше, никаких “зарегистрированных Центральной избирательной
комиссией” кандидатов или федеральных списков кандидатов на
сегодняшний день нет и до первых чисел октября появиться не
может. И если дело о санкциях за “преждевременную предвыборную
агитацию” ЛДПР или любой другой партии дойдет до Верховного
суда (споры об отстранении избирательного блока от участия
в парламентских выборах подлежит рассмотрению в высшей судебной
инстанции), Центризбиркому будет нелегко опровергнуть эти
доводы.
Что такое “политическая реклама”?
Несмотря на то, что политическая реклама уже в течение девяти
лет регулярно появляется в эфире и на полосах средств массовой
информации, с юридической точки зрения это понятие совершенно
не определено.
Избирательное законодательство упоминает о политической рекламе
единственный раз и то вскользь, просто как об одном из возможных
способов проведения предвыборной агитации через средства массовой
информации. Очевидно, что назвать это упоминание достаточным
нельзя.
Не может решить проблему правового регулирования политической
рекламы и Закон “О рекламе”. Последние четыре года этот Закон
успешно выполняет роль базового нормативного акта для всего
рекламного законодательства, однако первая же его статья делает
оговорку: “настоящий закон на политическую рекламу не распространяется”.
А это означает, что все, предусмотренные им меры по защите
граждан от недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой
рекламы, распространяются только коммерческую, но не на политическую
рекламу.
В стороне от наказания за ненадлежащую политическую рекламу
остается и уголовное право. Статья 182 (“Заведомо ложная реклама”)
Уголовного кодекса устанавливает достаточно жесткое наказание
(до трех лет лишения свободы), но назначаться оно может только
за “использование в рекламе заведомо ложной информации относительно
товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей,
продавцов)”. Деятельность же политических партий ни товаром,
ни услугой не является.
Законодатели понимают опасность, которую таит в себе абсолютный
правовой вакуум, окружающий политическую рекламу. Но по какой-то
причине принятие законопроекта “О политической рекламе” постоянно
тормозиться. В последний раз он был вынесен на обсуждение
Совета Государственной Думы еще в апреле 1996 года, но до
сегодняшнего дня не прошел даже первого чтения.
Редакция сервера "Выборы в России"
выражает признательность Центру "Право и средства массовой
информации" за возможность знакомить наших посетителей
с материалами по проблемам избирательного законодательства
СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и
средства массовой информации" публикуются в ежемесячном
журнале "Законодательство
и практика средств массовой информации".