Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Второе полугодие 1999 года. Международное положение.

 
РОССИЯ - ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

В отношениях с ЕС истекшее полугодие было очень непростым. Главным событием стал двусторонний саммит, состоявшийся 22 октября в Хельсинки. Стороны сверили свои взгляды на перспективы двусторонних отношений, обсудили политические и экономические проблемы, включая совместные усилия в борьбе с международной преступностью и возможности сотрудничества в восстановлении югославской экономики. Премьер В.Путин представил программу "Стратегия развития отношений с ЕС на среднесрочную перспективу 2000-2010 гг.", изложил российское видение того, как должны строиться двусторонние связи, а также разъяснял российское понимание ситуации в отношениях Москвы с МВФ.

Программа предусматривает укрепление партнерства, предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с акцентом на международное право, а не на право силы. Россия может поддержать рост экономики и обеспечение занятости ЕС по торгово-инвестиционным каналам и путем стабильного снабжения топливно-сырьевыми ресурсами. Одновременно она добивается благоприятных условий для вложения российских капиталов в зоне ЕС, признания Брюсселем прогрессивных изменений в российской антимонопольной политике и нормализации "режима экспорта" в ЕС. Москва добивается для российских компаний права участвовать в тендерах по контрактам на восстановление экономики Югославии. ЕС не допускает их к участию в конкурсе, а речь идет о средствах ЕС в размере 4,5 млрд. долл. Возражения вызывают также антидемпинговые меры ЕС в отношении российских производителей. Москва уже сейчас ставит перед ЕС вопрос об учете ее интересов при расширении общего рынка Евросоюза на страны ЦВЕ, которые будут вступать в ЕС, поскольку промедление на прошлом этапе расширения не удалось потом восполнить. Для России небезразлично также будущее единой европейской валюты, так как ЕС является ее крупнейшим торгово-экономическим партнером. Евросоюз настоятельно рекомендует привязать российскую национальную валюту к евро, однако слабость евро по отношению к доллару заставляет проявлять большую осторожность в этом вопросе и не спешить с переориентацией российских валютных резервов с доллара на евро. Что касается сотрудничества в правоохранительной сфере, Москва предлагает объединение усилий в борьбе с терроризмом и финансово-экономическими преступлениями транснационального характера.

Российский вариант совместной программы развития двусторонних отношений в основном совпадает с тем, что содержится в общей стратегии Евросоюза в отношении России, принятой на саммите ЕС в Кельне в июне с.г. Но Россия добивается того, чтобы в совместной программе РФ-ЕС она была признана привилегированным партнером Европы на пространстве бывшего СССР, чтобы Евросоюз отказался от постулата, что Россия является только получателем помощи, так как она сама может помочь Европе, к примеру, в области космонавтики или в строительстве трансъевразийских коммуникаций.

Естественно, что особое внимание участников встречи привлекала ситуация в Чечне. Российской стороне не удалось переубедить своих собеседников - председателя Европейского Совета П.Липпонена, председателя Еврокомиссии Р.Проди и Генерального секретаря Совета ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Х.Солану. Признавая необходимость борьбы с терроризмом, ЕС, тем не менее, счел несоразмерным использование военной силы и призвал Москву от военных действий перейти к политическому урегулированию с чеченскими "властями". Встреча "Россия - Евросоюз" показала, что ЕС не разделяет российского понимания причин кризиса в Чечне.

Свидетельством заметного ухудшения отношений между Россией и ЕС из-за "чеченской проблемы" стало решение Великобритании, Германии, Франции, Швеции и Дании понизить уровень своего представительства на конференции ЕС по "северному измерению", проходившей 11 ноября в Хельсинки. На эту встречу, которая была специально посвящена вопросам сотрудничества ЕС с Россией на северо-западе Европы (включая и Прибалтику) и давно готовилась Финляндией, они не направили своих министров иностранных дел в знак протеста против действий РФ в Чечне. "Мягкий" бойкот со стороны ведущих держав ЕС исключил принятие важных решений и не мог не принизить значение самого события.

На саммите ЕС в Хельсинки (10-11 декабря) лидеры Евросоюза вновь призвали Россию прекратить боевые действия. Франция и Германия придерживались наиболее жесткой позиции, предлагая принять политические и экономические санкции против России в случае продолжения военной операции в Чечне. Но в результате дискуссий возобладала умеренная позиция. В совместном заявлении страны ЕС, признавая Россию важным партнером Европы и право РФ защищать свою территориальную целостность и бороться с терроризмом, в то же время назвали проводимую в Чечне операцию "неразборчивым и неадекватным использованием военной силы". ЕС направил в Москву отдельное обращение, в котором предъявил требования - перевод урегулирования в русло переговоров (при посредничестве ОБСЕ), прекращение огня и достижение договоренности с "правительством" Масхадова, которое, со своей стороны, должно осудить терроризм. В случае отказа Евросоюз пригрозил использовать все имеющиеся у него возможности воздействия - пересмотреть общую стратегию отношений с Россией, заморозить некоторые положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с РФ, понизить торговый статус РФ и осуществить в полном объеме антидемпинговые процедуры, прекратить предоставление кредитов в рамках программы ТАСИС, свернуть продовольственную помощь, а также отозвать послов для консультаций. После поездки председателя ОБСЕ К.Воллебека на Северный Кавказ в середине декабря и его доклада на встрече министров иностранных дел государств "большой восьмерки" в Берлине позиция ЕС по сути не изменилась, однако стала уже не столь жесткой.

Подход Евросоюза к "чеченской проблеме" продиктован не реальной оценкой происходящего в Чечне, а в значительной степени является данью общественному мнению, сложившемуся на Западе еще в период первой чеченской кампании 1994-1996 годов; с тех пор в западном сознании устойчиво неприятие любых силовых действий Москвы в Чечне. Впрочем, в странах ЕС немало и тех, кто заинтересован в том, чтобы Чечня и Северный Кавказ оставались регионом нестабильности, куда откачивались бы ресурсы Российского государства, подрывая его способность конкурировать с Западом в тех сферах, где их интересы противоречат друг другу. При этом нынешняя реакция Запада имеет свои особенности. Хотя в правящих кругах нет единства по поводу мер воздействия на Москву (одни предлагают ввести санкции, другие не хотят "перегибать палку", опасаясь загнать в тупик отношения с Россией), в целом нынешняя позиция является более жесткой, что связано с изменившимся характером отношений между Россией и Западом.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России