Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Второе полугодие 1998 года. Международное положение.

 

Каспийский регион

Прошедшее полугодие стало периодом, когда "эйфорический рывок к Каспийскому морю умерили разумные ожидания". Именно такое признание сделал специальный представитель США по вопросам энергетического и торгового сотрудничества с "новыми независимыми государствами" Я.Калицки на состоявшейся в начале декабря в Вашингтоне конференции по проблеме каспийских трубопроводов. Подобный вывод проистекает из все более отчетливого разрыва между политическими амбициями США в Каспийском регионе и соображениями коммерческой целесообразности, не позволяющими осуществить эти амбиции в полном объеме.

Официальная линия США по-прежнему заключается в поддержке идеи множественности маршрутов нефте- и газопроводов через регион. Это - проекты Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) через территорию России, нефтепровода Баку-Супса, Транскаспийского газопровода с территории Туркменистана и нефтепровода Баку-Джейхан. Выступая в начале июля на слушаниях в конгрессе, специальный советник госсекретаря США по делам "новых независимых государств" С.Сестанович заявил, что интересы США не ограничиваются добычей нефти и газа. Администрация США, по его словам, намерена и дальше способствовать урегулированию конфликтов в Нагорном Карабахе и Абхазии, укреплению стабильности и демократии в республиках Закавказья и Средней Азии, созданию в этих государствах рыночной экономики и интеграции их в мировую экономику. И конечно, Вашингтон заинтересован в укреплении ключевой роли Турции в качестве географического, торгового и культурного моста между Каспийским регионом и Европой, служащего еще и полюсом притяжения для бывших южных республик СССР. Одна из важнейших задач, преследуемых США, - предотвращение прокладки магистральных трубопроводов по территории Ирана.

Все эти соображения предопределили ведущую роль, которую США отвели именно проекту нефтепровода из Баку в Джейхан (Турция), несмотря на декларируемую "множественность" приоритетов. Основная проблема, однако, возникла из-за того, что нефтяные компании, участвующие в каспийских нефтеразработках, не поддержали проект в таком виде ввиду его дороговизны и недостаточной безопасности (в первую очередь - прохождение трубопровода по территории, где турецкие власти осуществляют геноцид курдов), предпочтя более дешевый путь от Баку до Супсы (Грузия), а далее по Черному морю через Босфор.

Весьма вероятный провал проекта Баку-Джейхан станет серьезным политическим поражением как для американской администрации, так и в особенности для Турции. Сообщения об изменении "западного" маршрута появились незадолго то того, как в Анкаре 29 октября должно было состояться подписание соглашения между главами участвующих в проекте государств о строительстве нефтепровода по турецкому маршруту. Вместо этого была подписана мало что значащая декларация. С тех пор все усилия администрации США направлены на то, чтобы примирить интересы нефтяных компаний с интересами правительств тех стран, которые участвуют в проекте.

Свои интересы в регионе есть и у Европейского Союза, который спонсировал проведение в Баку 7-8 сентября конференции по проекту "Шелковый путь" с участием президентов, премьер-министров и высокопоставленных чиновников из 33 стран, включая США, Китай, Японию, а также 12 международных организаций. Проект предусматривает модернизацию и создание транспортных коммуникаций, соединяющих Европу с Закавказьем и Азией. 14 стран, которые составляют основу группы ТРАСЕКА ("Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия"), подписали Бакинскую декларацию, в которой обязались осуществить данный проект, возродив исторический торговый "шелковый путь". К получению в перспективе нефти и газа из региона Каспия и Центральной Азии проявляют интерес также США, Китай и Япония.

Идея возрождения "шелкового пути" зародилась в значительной мере в результате того, что Запад направляет миллиардные инвестиции на освоение энергоресурсов Прикаспия и Центральной Азии (один только Азербайджан подписал с 20 иностранными нефтяными компаниями контракты на 30 млрд. долл.) и стремится получить рычаги контроля за ситуацией в этих регионах и поведением расположенных здесь государств.

Соображения России о том, что она может предоставить более удобные и экономически выгодные маршруты торгового потока и трубопроводной связи, чем намечаемые в проекте (аналогичные доводы приводил и Иран), были проигнорированы. Ведь главный замысел проекта - политический: создать торгово-транспортный путь из Западной Европы на Дальний Восток именно в обход России и ее трансъевразийских коммуникаций. Ради этой цели Запад готов закрыть глаза даже на то, что далеко не все правительства стран, через которые должен пройти "шелковый путь", в состоянии контролировать собственную территорию. Запад ясно дает понять республикам бывшего СССР, что российский маршрут - это не путь к энергетической, а значит и политической независимости. Президенты Узбекистана и Грузии И.Каримов и Э.Шеварднадзе не скрывают, что они приветствуют проникновение Запада в регион и его стремление усилить в нем свое влияние с помощью проекта "шелковый путь".

Откровенно политическая подоплека западных нефтяных и транспортных проектов в Каспийском регионе, имеющийся в них немалый элемент блефа (чему особенно способствуют правящие режимы некоторых прикаспийских государств, склонные намного завышать реальные запасы нефти), а иногда и прямая их коммерческая невыгодность могли бы сыграть на руку России и ее интересам в "южном подбрюшье", если бы она сама зачастую не поддавалась на этот блеф, соизмеряла бы интересы своих нефтяных компаний с интересами государства, не предпринимала бы столь поспешно шаги, которые оказываются в итоге невыгодными для нее самой (согласие на изменение статуса Каспия - пример тому). Падение мировых цен на нефть (а по прогнозу министерства энергетики США, только к 2007 г. они смогут вернуться на уровень 1997 г.) будет только охлаждать интерес нефтяных компаний к проектам типа Баку-Джейхан.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России