Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Второе полугодие 1998 года. Международное положение.

 

Азиатско-Тихоокеанский регион

Саммит АТЭС. На встрече министров иностранных дел и торговли стран АТР в Куала-Лумпуре 14 ноября Россия была принята в члены Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. 17-18 ноября там же прошел саммит участников этого регионального объединения, где Россию представлял Е.Примаков. Итоги саммита оказались весьма скромными, так как не удалось разрешить спор между США и Японией в вопросе об установлении режима свободной торговли в регионе, а принятый на встрече документ не предлагает новых мер по разрешению экономического кризиса в регионе. Особо была отмечена стабилизирующая роль Китая, удерживающего от падения курс своей национальной валюты, и Японии, принявшей 16 ноября пакет мер стоимостью в 196 млрд. долл. по стимулированию находящейся в кризисе национальной экономики (из них 8 млрд. - финансовая помощь странам азиатского региона). Саммит АТЭС показал, что это многостороннее объединение, где ведущую роль играют США, Япония и Китай, несмотря на высказанную поддержку общерегиональной солидарности в попытках выйти из экономического кризиса, не относит Россию к числу тех стран региона, которые нуждаются в международной помощи в приоритетном порядке и на которых необходимо сосредоточить консолидированные усилия мировых финансовых центров. Ведущие державы АТР считают, что положение России не может существенно повлиять на преодоление кризисного состояния в Азии в силу ее слабой вовлеченности в региональные интеграционные процессы.

Россия - Япония. Дипломатическая активность между двумя странами в прошедший период была весьма оживленной. Во время поездки тогдашнего российского премьер-министра С.Кириенко в Японию 13-14 июля был подписан ряд документов, касающихся экономического сотрудничества. Наибольший резонанс получило соглашение между Экспортно-импортным банком Японии и Внешэкономбанком РФ о предоставлении России первого транша в размере 800 млн. долл. из несвязанного кредита размером 1,5 млрд. долл., который Токио направляет на поддержку структурных реформ в российской экономике. Это не целиком двустороннее соглашение - кредитором по нему является также Всемирный банк. Территориальный вопрос в ходе визита специально не затрагивался. В то же время была подтверждена необходимость приложить все усилия для заключения мирного договора до 2000 г.

17 октября состоялся визит министра иностранных дел Японии М.Комуры в Россию. Японская сторона особое внимание уделила заявлению, сделанному во время переговоров премьер-министром РФ Е.Примаковым, что Россия будет придерживаться согласованных позиций. В то же время российские руководители заявили о недопустимости нанесения ущерба суверенитету и национальным интересам России. По мнению газеты "Асахи", финансово-экономический кризис в России, к которому добавилось беспокойство по поводу здоровья Президента, не способствует созданию условий, при которых Б.Ельцин может пойти на уступки по территориальному вопросу, а противники российского Президента могут поставить под вопрос договоренности, достигнутые на неформальных встречах. В то же время японская дипломатия явно делает ставку на "непрерывный диалог" с Москвой, в ходе которого может появиться схема, не допускающая поворота Москвы вспять в решении территориального вопроса.

11-13 ноября состоялся визит в Россию нового премьер-министра Японии К.Обути. В Токио отдавали себе отчет в том, что углубляющаяся нестабильность в России не будет способствовать позитивному (по мнению Японии) решению территориального вопроса. Тем не менее, постепенное смягчение позиции Москвы становится фактом (во многом благодаря готовности Токио предоставить ей второй транш 1,5-миллиардного кредита независимо от мнения МВФ и Всемирного банка). Главными достижениями Токио можно считать договоренность об учреждении комиссии по территориальному размежеванию и соглашение о предоставлении японским гражданам, ранее проживавшим на спорных островах, права свободно посещать родные места. Причем упомянутая подкомиссия создается параллельно с другой - по совместной хозяйственной деятельности. Это, по мнению газеты "Иомиури", предполагает, что вопросы экономики и принадлежности островов станут двумя колесами одной телеги, т.е. если Япония соглашается сотрудничать в экономической области, то Россия не сможет не пойти на уступки в территориальном вопросе.

В любом случае теперь уже ясно, что Токио не намерен бесконечно долго вести переговоры с Москвой по территориальной проблеме и будет добиваться решения этого вопроса до 2000 г. Он также дал понять, что не считает возможным всестороннюю активизацию экономического сотрудничества с Россией без прогресса в диалоге о заключении мирного договора и в решении территориальной проблемы. Москве в создавшихся условиях остается только тянуть время, надеясь на возможность и далее выдвигать всякого рода промежуточные предложения, оттягивающие окончательное решение территориальной проблемы. Правда, ресурсы России здесь отнюдь не исчерпаны, учитывая, во-первых, экономические трудности самой Японии, а во-вторых, настроения японской общественности, которая все менее склонна считать вопрос о "северных территориях" первоочередным.

США - Китай. Важной договоренностью, достигнутой в ходе визита президента США Б.Клинтона в Китай (25 июня-3 июля) и символизирующей новый этап в американо-китайских отношениях, стало соглашение о ненацеливании ядерных ракет обоих государств друг на друга. При обсуждении ситуации в Южной Азии Б.Клинтон пытался вбить клин между Россией и Китаем, играя на обеспокоенности Пекина российско-индийским сотрудничеством в ядерной области. США и Китай объединяет крайне негативное отношение к предстоящим российским поставкам ядерных реакторов Индии. Определенный сдвиг в позиции США навстречу пожеланиям Китая в тайваньском вопросе не означает, что Вашингтон собирается отказываться от гарантий безопасности, которые он предоставил Тайбэю. США высоко оценивают роль Китая, который оказывает стабилизирующее влияние на положение в Азии, охваченной кризисом. Но в самих США ряд экспертов видит угрозу, которую китаецентристский подход в азиатской политике Клинтона представляет для прочности союзов, имеющихся у США в регионе.

Япония - Китай. Первый в истории визит государственного руководителя Китая в Японию, состоявшийся 26-30 ноября, вызвал разочарование у обеих сторон, несмотря на то что было подписано несколько соглашений о двустороннем сотрудничестве и на обещание Японии предоставить Китаю в следующие два года кредитов на 3,2 млрд. долл. Не случайно, что участники отказались подписывать итоговую декларацию. Председатель КНР Цзян Цзэминь так и не смог добиться от премьера К.Обути письменного извинения Японии перед китайским народом за агрессию в годы второй мировой войны, а также обязательства Токио придерживаться "трех нет" в отношении Тайваня: не признавать идею независимости для Тайваня, принцип "двух Китаев" или принцип "одного Тайваня и одного Китая". Кроме того, Китай не хочет, чтобы Япония получила место постоянного члена СБ ООН, желая оставаться единственным представителем АТР в этом органе.

Хотя для Японии ценность Китая как партнера и одного из главных оплотов стабильности в регионе, особенно на фоне постоянно ухудшающегося положения России, несомненна, однако их политические противоречия (по Тайваню, по американо-японскому военному сотрудничеству и т.д.) способствуют сохранению взаимного недоверия.

Китай и возможности "стратегического треугольника". Визит Е.Примакова в Индию (20-22 декабря) привлек к себе внимание прежде всего инициативой российского премьера создать "стратегический треугольник Россия-Индия-Китай". Однако, как представляется, попытки "достроить" российско-индийские отношения до некоего "союза трех" являются пережитком старой биполярной философии международных отношений, не учитывающей ни реального места России в современном мире, ни экономической ориентации Дели и Пекина на Запад, ни весьма напряженных отношений между двумя азиатскими гигантами.

Китай является противником того, чтобы Россия была привлечена к четырехстороннему механизму урегулирования на Корейском полуострове (он стремится к тому, чтобы после воссоединения Кореи быть единственным гарантом ее безопасности), чтобы происходило сближение Южной Кореи с РФ, чтобы Москва была участником регионального форума по безопасности в Восточной Азии, создание которого предлагает Сеул. Совершенно очевидно, что Китай вовсе не заинтересован в расширении участия России (как и США) в делах региона. КНР, по словам ее лидеров, понимает "стратегическое партнерство" с Россией как "международные отношения нового типа: не как между союзниками, не как между странами, находящимися в состоянии конфронтации друг с другом, и не как отношения, направленные против третьей страны". Таким образом, необходимо четко понимать, что Пекин не пойдет на создание упомянутого "треугольника". С точки зрения интересов модернизации Китая (привлечения финансовых ресурсов, современных технологий, управленческого опыта и т.п.), Запад имеет для Пекина гораздо большее значение, чем погрязшая в череде кризисов Россия, несмотря на объединяющее обе страны неприятие американской гегемонии.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России