Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1999 года. Международное положение.

 

Ближний и Средний Восток

Ближневосточное урегулирование. Российская дипломатия усилила активность на данном направлении. Это было связано с майскими выборами в Израиле, а также планами (хотя и нереализованными) одностороннего провозглашения палестинского государства. Москва стремится оживить свое коспонсорское участие, которое за последние годы превратилось в чистую формальность. Российскую столицу посетили лидер Палестинской автономии Я.Арафат (апрель), премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху (март) и министр иностранных дел А.Шарон (январь, апрель). В свою очередь, И.Иванов в апреле совершил поездку по ряду стран Ближнего Востока.

Москва, подтверждая свою верность идее палестинской государственности, приняла участие в том, чтобы уговорить Я.Арафата отказаться от намеченных односторонних шагов, и одновременно выступила с инициативой проведения международной встречи по палестино-израильскому урегулированию, в которой должны принять участие все стороны, подписавшие в 1993 г. соглашение в Осло. В планы России входило также использование наметившихся разногласий между США и правительством Нетаньяху, вызывавшего раздражение Вашингтона своей негибкой позицией по ближневосточному урегулированию. Тот факт, что израильские лидеры в преддверии выборов активно боролись за голоса русскоязычных избирателей (именно этим объяснялись их участившиеся визиты в Москву), внушал российской дипломатии определенные надежды на розыгрыш израильской карты против Вашингтона, особенно после начала агрессии НАТО против Югославии. Становилось ясным, что Россия перед выборами главы правительства в Израиле делает ставку на Нетаньяху, хотя все опросы общественного мнения говорили о его неминуемом поражении, а жесткая позиция его кабинета по ближневосточному урегулированию восстановила против него весь арабский мир.

Состоявшееся 17 мая голосование принесло убедительную победу лидеру блока «Единый Израиль» Э.Бараку, и теперь России придется исправлять последствия допущенного просчета, тем более что Барака открыто поддерживали в Вашингтоне. К тому же вряд ли можно было всерьез надеяться на отрыв Израиля от США, даже если у прежнего израильского руководства были разногласия с Вашингтоном. Не помогла здесь и искусственная связь, которую российская дипломатия пыталась выстраивать между Ближним Востоком и балканским кризисом (естественный страх Израиля перед расширением зоны влияния ислама — недостаточный повод для того, чтобы Тель-Авив встал в открытую оппозицию действиям НАТО).

Программа нового израильского премьера, вынужденного формировать правящую коалицию с участием правых партий, остается весьма жесткой. В ней подтверждается, что Иерусалим — единая и неделимая столица страны, что Израиль не собирается уходить со всей территории Западного берега Иордана и сектора Газа и что большинство еврейских поселений на оспариваемых землях останутся под израильским суверенитетом. Правда, в отличие от Нетаньяху Барак провозглашает палестино-израильское урегулирование приоритетной задачей, а также обещает в течение года вывести войска из Южного Ливана. Однако бомбардировки Южного Ливана, проведенные в конце июня уходящим правительством Нетаньяху в ответ на обстрел боевиками группировки «Хезболлах» северных районов Израиля, несомненно, осложнят новому кабинету выполнение этих обещаний.

Ирак. Ведущие державы — члены СБ ООН в течение полугода, что прошли со времени англо-американского воздушного блицкрига против Ирака, не смогли прийти к единому мнению относительно нового режима контроля в отношении Багдада. Споры по этому вопросу продолжаются. 15 июня Великобритания совместно с Нидерландами внесла проект резолюции по Ираку, который предусматривает отмену нефтяного эмбарго, если Багдад даст разъяснения по остающимся вопросам, касающимся его военных программ. По замыслу Лондона, необходимо установить эффективный финансовый контроль за расходованием Ираком средств от нефтяного экспорта, чтобы удостовериться, что они не используются на приобретение ОМУ, и каждые 4 месяца СБ ООН должен принимать резолюцию о продлении приостановки эмбарго на очередной 120-дневный срок, если Ирак выполняет все условия соглашения с СБ ООН. Россия, Франция, Китай и большинство непостоянных членов СБ ООН выступают за временную или полную отмену эмбарго, однако США настаивают на сохранении санкций. Вашингтон не обнаруживает стремления к компромиссу, предпочитая вести против Ирака воздушную войну «малой интенсивности». В результате отношения СБ ООН с Ираком никак не выйдут из тупика. Багдад не разрешает военным инспекторам возвратиться к выполнению своей миссии в Ираке. Сам Совет Безопасности расколот в вопросе о том, как восстановить политические и «разоруженческие» связи с этой страной. Тем временем, министр нефтяной промышленности Ирака А.Рашид заявил в интервью выходящей в Лондоне газете «Аль-Хайят» (27 февраля), что Багдад не будет предоставлять контракты на разработку месторождений нефти на своей территории компаниям из США, Великобритании, Японии и других враждебных стран. Переговоры с зарубежными фирмами об освоении нефтяных запасов, которые оцениваются в 30-40 млрд. барр., являются частью плана Ирака по увеличению суточной нефтедобычи до 6 млн. барр.

Иран. «Иранская тема» часто фигурировала в российско-американских контактах в 1999 г. При этом в январе США подняли вокруг нее ажиотаж явно намеренно, чтобы обосновать правомерность введения санкций против 12 российских институтов и приглушить обвинения Москвы в том, что они не считались с ней, когда принимали решение о нанесении военных ударов по Ираку. По разным оценкам, Иран может потратить около 3,5 млрд. долл. на закупку у России военной техники.

В то время как отношения США с Ираном по-прежнему остаются замороженными, хотя уже и не столь напряженными, как раньше, Западная Европа, по сути, полностью нормализовала свои отношения с Тегераном. Впервые со времени исламской революции 1979 г. иранский президент нанес официальный визит в западноевропейскую страну. 9-11 марта в Риме М.Хатами провел переговоры с премьер-министром М. д'Алемой и другими итальянскими лидерами, в Ватикане он имел встречу с главой Римско-католической церкви. 18 мая после 20-летнего перерыва были восстановлены дипломатические отношения между Великобританией и Ираном. Невзирая на угрозу санкций со стороны США, компании из западноевропейских стран стремятся расширить свое проникновение на иранский рынок энергоресурсов. Итальянская «ENI» и французская «Elf Aquitaine» 1 марта подписали с иранской государственной компанией контракт стоимостью 540 млн. долл. на увеличение нефте- и газодобычи на месторождениях у северного побережья Ирана в Персидском заливе.

Тегеран хочет нормализации отношений с США, но «на равных условиях», как подчеркивает иранский президент. Иран считает американское военное присутствие в зоне Персидского залива источником нестабильности и угрозы для региона, и его так же, как и Россию, настораживает сближение Азербайджана с Западом, стремление Баку сделать свою территорию плацдармом для развертывания войск западного альянса в Закавказье.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России