Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Международное положение.

 
Южная Азия и проблема нераспространения ядерного оружия

В середине мая Индия после 24-летнего перерыва провела пять подземных ядерных взрывов. В конце того же месяца Пакистан осуществил серию из шести ядерных испытаний. Индия полагает, что произведенными взрывами она перешагнула порог и стала ядерной державой, независимо от того, признает это мир или нет. По западным оценкам, Индия и Пакистан могут собрать ограниченное количество ядерных боеприпасов в сравнительно короткое время (у них имеются материалы для производства не менее 84 боезарядов, из которых к сборке готовы 12-20).

В Дели объясняли необходимость проведения испытаний тем, что Китай, обладающий ядерным оружием, представляет главную угрозу для Индии. По данным бывшего директора ЦРУ У.Вулси, Пекин, создавая противовес Дели в лице Пакистана, с 1980 года помогает Исламабаду в разработке ядерного и ракетного оружия. Ряд экспертов считает: заявления индийского министра обороны Дж.Фернандеса (3 мая), что Китай является самой большой угрозой безопасности Индии, даже большей, чем Пакистан, - это не просто указание на опасность для Индии китайско-пакистанского ядерного сотрудничества, но и сигнал Вашингтону, который не прочь выстроить на азиатском континенте систему взаимных противовесов, чтобы сдержать растущую китайскую мощь. США опасаются, что неконтролируемая эскалация на Индостанском субконтиненте может втянуть в конфликт и крупные державы: образование пакистано-китайского альянса против Индии может, по словам президента Б.Клинтона, вынудить Россию выступить на стороне Дели.

Поиску решения проблемы ядерного нераспространения в контексте испытаний в Южной Азии была посвящена специальная встреча министров иностранных дел стран-членов СБ ООН в Женеве 4 июня. На ней была принята программа совместных действий, которая получила развитие на заседании представителей стран "большой восьмерки" в Лондоне 12 июня. Члены СБ отвергли притязания Индии и Пакистана на обладание ядерным статусом. Согласованная "восьмеркой" программа призывает их прекратить разработку ядерного оружия, присоединиться к режиму нераспространения и не делать провокационных шагов во избежание эскалации напряженности.

Программа предусматривает комплекс мер. Во-первых, будет осуществляться мониторинг, чтобы не допустить развертывания ядерных вооружений. Индия и Пакистан не скрывают, что разрабатывают средства доставки ядерных боезарядов. Члены "восьмерки" будут координировать политику по предотвращению экспорта в эти государства материалов и технологий, которые могут применяться в ядерных и ракетных программах. Во-вторых, запланированы мероприятия, которые должны способствовать урегулированию застарелых индийско-пакистанских противоречий, включая спор о принадлежности Кашмира. США и Япония предложили свои посреднические услуги в организации переговоров между Дели и Исламабадом. Индия отвергает какое-либо международное посредничество в решении территориальной проблемы Кашмира, а Пакистан, наоборот, стремится ее интернационализировать. В-третьих, намечено использование рычагов экономического воздействия. Если США, Канада и Япония ввели санкции против Дели и Исламабада, то подход России состоит в том, чтобы не наказывать за проведенные испытания, а сосредоточиться на устранении побудительных причин к созданию ядерного оружия. Москва не присоединилась к экономическим санкциям, так как Индия - крупнейший покупатель российского оружия, и, кроме того, имеется соглашение о строительстве АЭС. Под предлогом борьбы с распространением ядерного оружия США пытаются помешать сотрудничеству России с третьими странами в области ядерной энергетики, обвиняют ее в том, что, строя ядерные реакторы в Иране и Индии, она подрывает эффективность американских санкций.

Таким образом, ядерные державы-члены СБ ООН смогли согласовать основные направления взаимодействия, но у них по-прежнему нет единства в вопросе о том, как реализовывать политику нераспространения ядерного оружия.

Новый виток конфронтации между Индией и Пакистаном лишь потому привлек внимание в мире, что он со всей очевидностью продемонстрировал идущий процесс размывания режима нераспространения ядерного оружия. Предпосылкой для усиления угрозы этого стало заключении в 1997 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, когда крупные державы по сути закрыли глаза на проблему существования так называемых "пороговых" государств. Испытания в Индии и Пакистане показали ограниченность возможностей России, США и других великих держав по сдерживанию ядерных амбиций таких государств. Международные режимы ядерного нераспространения, экспортного контроля за ракетными технологиями обнаруживают свою неэффективность. Политика дипломатического давления и экономических санкций не принесет результата, если Индия и Пакистан, которые с 1947 года уже три раза воевали между собой, будут продолжать считать свои ядерные программы единственной надежной гарантией национальной безопасности. В этом случае они будут готовы пойти на большие жертвы, но не откажутся от создания собственного ядерного оружия. Международное сообщество вынуждено будет либо смириться с расширением де-факто клуба ядерных держав, либо действовать по схеме, которая реализуется в отношении Ирака, где под контролем инспекторов ООН ликвидируется потенциал для создания оружия массового уничтожения.

"Ядерный прорыв" в Южной Азии подталкивает США к более тесному сотрудничеству с Россией в противодействии распространению ядерного оружия, а также к переосмыслению приоритетов своей стратегии. На фоне угрозы появления новых ядерных держав и последующей дестабилизации миропорядка вопрос о новом расширении НАТО уже не выглядит для них столь актуальным. Если ядерное сдерживание оказалось действенным в отношениях между великими державами, то это не гарантирует, что новые члены "ядерного клуба" будут руководствоваться теми же правилами поведения. Это может способствовать формированию такого мирового порядка, который будет менее управляемым и стабильным, чем нынешняя система международных отношений.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России