Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Международное положение.

 

IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

В минувшее полугодие Россия активно балансировала между различными центрами силы современного мира (как уже существующими, так и складывающимися) в попытках уменьшить свою зависимость от единственного мирового полюса, стимулировать тенденции к многополярности. Об этом свидетельствуют встречи Президента РФ с лидерами ФРГ, Франции, Японии, достигнутые на них договоренности о новых направлениях сотрудничества, усилия России по мирному разрешению иракского и югославского кризисов, оживление российской политики на африканском направлении и придание этой политике отчетливо экономического измерения (визиты в Москву президентов алмазодобывающих Намибии и Анголы). Между тем, коридор возможностей нашей страны в мире сужается, в первую очередь - в связи с ухудшающимся экономическим положением, потрясениями на финансовых рынках, что усиливает зависимость России от иностранных заимствований и неизбежно заставляет приспосабливаться к требованиям тех, кто определяет условия предоставления помощи.

Реальное участие США в разрешении финансового кризиса, поразившего Россию и Японию, высвечивает уменьшившуюся роль РФ в мире. Администрация Б.Клинтона не отказывает нам в помощи. Но если российскому правительству приходится просить Вашингтон, чтобы он убедил МВФ предоставить заем для поддержания рубля, - и при этом Соединенные Штаты позволяют себе держать Москву в состоянии мучительной неопределенности, - то в случае с Японией они пришли на помощь немедленно и почти без всяких условий. Хотя, казалось бы, Япония - их наиболее сильный экономический конкурент, и они должны быть заинтересованы в ее ослаблении.

Конечно, внешняя политика (особенно такой крупной и по-прежнему обладающей определенными инструментами международного влияния страны, как Россия) может осуществляться в значительной мере в автономном режиме и демонстрировать гораздо лучшие результаты, чем внутренняя. Однако ресурс подобной автономии, если он основан только на остатках былого сверхдержавного могущества и на дипломатическом искусстве, может быстро истощиться.

Очевидно, например, что раздробление естественных монополий (в первую очередь "Газпрома") - если оно все же произойдет под давлением МВФ - лишит Россию едва ли не основного рычага ее влияния, непоправимым образом подорвет ее позиции в Европе и мире. Многое сегодня зависит от внутриполитической стабильности в нашей стране, от того, как сложатся отношения между руководящими "командами" в Москве и других мировых столицах. В этой связи длительный правительственный кризис отнюдь не добавил прочности внешнеполитическим позициям России, основанным в значительной мере на личных связях между главами государств и правительств.

Именно после смены кабинета проявились признаки ужесточения тона США в отношении России. Это - принятый обеими палатами конгресса законопроект, требующий наказания иностранных юридических и физических лиц, которые подозреваются в передаче Ирану ракетных технологий; это - прямая увязка визита Б.Клинтона в Россию с ратификацией договора СНВ-2 (правда, в конечном счете данное условие было снято); это - жесткие заявления американского президента о том, что Совместный постоянный совет Россия-НАТО - не более чем "разъяснительный" форум, что никакие вопросы стратегии НАТО не могут на нем обсуждаться прежде, чем будут согласованы самими членами Альянса (данное уточнение он специально сделал 21 мая, подтверждая ратификацию протоколов о вступлении Польши, Чехии и Венгрии в НАТО).

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России