Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Международное положение.

 

Вокруг урегулирования "иракской проблемы"

После того как в январе Багдад обвинил руководителя одной из групп инспекторов ООН в шпионаже и заявил, что в комиссии слишком большое количество американцев и англичан, произошло очередное обострение кризиса вокруг Ирака. С.Хусейн отказался также допустить инспекторов ООН на "дворцовые объекты" и потребовал снять экономические и торговые санкции. Вновь, как и в ноябре прошлого года, ухудшение отношений повлекло за собой всплеск дипломатической активности и демонстрацию силы со стороны Вашингтона.

Поначалу США удалось склонить к поддержке своей предполагаемой антииракской операции "Гром в пустыне" ряд стран, которые до того проявляли колебания. Сложившаяся ситуация создала угрозу серьезного обострения российско-американских отношений. Министр обороны РФ И.Сергеев на встрече с У.Коэном в Москве в начале февраля говорил о возможных негативных последствиях для российско-американского военного сотрудничества силовой акции США.

В конечном счете после консультаций с представителями пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, а затем переговоров с С.Хусейном Кофи Аннан 22 февраля достиг соглашения с Багдадом: Ираку пришлось пойти на уступку в главном вопросе - согласиться на неограниченный доступ инспекторов на все объекты - в том числе и на "президентские" - и не ограничивать инспекции никакими временными рамками и количеством посещений.

Вашингтон, делавший ставку на военное решение, оказался в сложной ситуации. Кризис выявил, что три из пяти постоянных членов СБ ООН (Россия, Франция, Китай) смотрят на ситуацию не так, как США. Фактически Кофи Аннан помог спасти лицо именно американцам, ведь если бы они нанесли по Ираку очередной удар, обстановка в регионе дестабилизировалась бы еще больше, а влияние США - даже среди сателлитов - резко ослабело бы. Падение доверия к ближневосточной политике Вашингтона - одна из главных причин непреклонности США в иракском вопросе. Они не смогли предотвратить потепления отношений Ирака с большинством соседей, не сумели спрогнозировать тех изменения, которые происходят в Тегеране с избранием нового президента, помешать возвращению европейской дипломатии и бизнеса в Иран; наконец, неудачи преследуют все попытки Вашингтона вывести из тупика арабо-израильский мирный процесс.

Тот факт, что даже среди союзников далеко не все проявили энтузиазм в поддержке иракской линии США, говорит о важной тенденции - стремлении ряда государств воспользоваться этим кризисом, чтобы показать свое скрытое или открытое недовольство однополярным миром.

Несмотря на то что кризис вокруг Ирака несколько разрядился после всплеска напряженности в январе-феврале, события последнего времени не дают оснований для вывода об устранении причин для нового обострения "иракской" проблемы в будущем. 14 июня заместитель премьер-министра Ирака Т.Азиз и руководитель спецкомиссии ООН Р.Батлер заключили соглашение о расписании двухмесячной работы комиссии на иракских объектах, по завершении которой она подготовит окончательный доклад для решения Советом Безопасности ООН вопроса о санкциях (в октябре с.г.). В случае положительного вывода санкции будут отменены, и инспектора ООН переключатся на осуществление долговременного мониторинга. По словам Р.Батлера, если Багдад согласится сотрудничать в устранении остающихся сомнений (они касаются неучтенных боеголовок и ракетного топлива, запасов нервно-паралитического газа "VX"), то он сможет доложить Совету Безопасности о выполнении комиссией по разоружению Ирака мандата ООН.

В "иракском вопросе" одним из решающих является нефтяной фактор. В середине июня заместитель министра иностранных дел В.Посувалюк нанес визит в Ирак в качестве представителя Президента РФ для обсуждения вопросов о снятии санкций и развитии двусторонних экономических связей. Экономические интересы, особенно в связи с обострением внутреннего финансового кризиса, вынуждают Россию торопить СБ ООН с отменой санкций против Ирака. В 1996 году РФ подписала соглашение с Ираком о восстановлении его нефтяной промышленности после снятия санкций, которое оценивается в 10 млрд. долл. Кроме того, Ирак обязался начать выплачивать долг России (7 млрд. долл.).

Часть членов СБ ООН (Россия, Китай и Франция) выступает против затягивания с отменой санкций. США настроены продлевать антииракские санкции как можно дольше. Они не могут надеяться на какие-либо контракты для своих нефтяных компаний, пока у власти в Багдаде находится нынешний президент (он прямо заявил об этом после кувейтской войны), поэтому могут своим вето блокировать отмену санкций до тех пор, пока С.Хусейн не будет устранен. Вскоре после договоренности Азиза и Батлера (14 июня) Вашингтон объявил, что американские эксперты обнаружили следы газа "VX" во фрагментах боеголовок, изъятых еще в 1995 году и поступивших на экспертизу в США в начале этого года. В результате 24 июня СБ ООН продлил санкции против Ирака еще на 60 дней. В ответ Багдад пригрозил, что если санкции не будут отменены в этом году, он пересмотрит свои отношения с инспекторами ООН.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России