Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Международное положение.

 

Балканы: кризис в Косово и его международные последствия

Обострение конфликта в сербском крае Косово - одна из наиболее острых проблем мировой политики первой половины 1998 года. К очередному кризису на Балканах было приковано внимание России, США, европейских государств, а также международных структур (НАТО, ЕС, ЗЕС, "контактной группы" по бывшей Югославии).

События в Косово развиваются по боснийскому сценарию (когда межэтнические столкновения переросли в полномасштабную войну), и велика угроза, что в него будут втянуты соседние государства. Урегулирование осложняется тем, что происходит радикализация настроений сербских албанцев, а лидер умеренного крыла И.Ругова не контролирует экстремистские группировки, число сторонников которых неуклонно увеличивается. На встрече с генеральным секретарем Кофи Аннаном 1 июня Ругова призвал ООН (а также НАТО) к международной интервенции в Косово. Однако ООН не хочет брать на себя иную роль, кроме гуманитарной.

Ослабление позиций президента Югославии С.Милошевича внутри страны в результате поражения на парламентских выборах в Черногории 31 мая его союзника М.Булатовича и победы политических оппонентов, возглавляемых черногорским президентом М.Джукановичем, не способствует тому, чтобы югославский лидер проявлял больше гибкости в урегулировании косовской проблемы и шел на компромиссы. Наоборот, сразу после выборов сербский спецназ развернул новую операцию по "зачистке" местности от террористов "Армии освобождения Косово".

На заседании министров обороны НАТО 11 июня в Брюсселе было принято принципиальное решение о возможности применения военной силы против сербской армии в Косово. Министр обороны РФ И.Сергеев на встрече с ними 12 июня и министр иностранных дел Е.Примаков в тот же день в Лондоне на заседании "контактной группы" заявили, что Россия решительно отвергает возможность силового воздействия на Югославию для решения косовской проблемы. РФ отказалась присоединиться к санкциям Запада против СРЮ и Сербии (запрет на кредиты и инвестиции, замораживание зарубежных авуаров, прекращение авиасообщения). 16 июня в Москве прошли переговоры Б.Ельцина и С.Милошевича. Югославский лидер согласился допустить международных наблюдателей в зону конфликта, возобновить переговоры с И.Руговой и другими представителями умеренных политических сил косовских албанцев о приемлемой форме автономии, но отказался вывести силы безопасности из Косово, на чем в последнее время стал особенно настаивать Запад.

В круг требований, которые были согласованы странами "контактной группы" на уровне министров иностранных дел во время специальной встречи 12 июня в Лондоне, входят также прекращение огня, создание системы мониторинга ситуации и возвращение беженцев.

Отличительной чертой российской дипломатии в косовском кризисе в последнее время стали начавшиеся контакты со всеми вовлеченными в конфликт сторонами (переговоры замминистра иностранных дел РФ Н.Афанасьевского с И.Руговой), тогда как раньше Россия практически игнорировала косовских албанцев.

Московские договоренности Ельцина-Милошевича Запад посчитал недостаточными и стал делать еще больший акцент на методы силового устрашения. НАТО в своих планах, судя по всему, не ограничивается "превентивным" развертыванием сил блока в Албании, чтобы взять под контроль албанско-сербскую границу (для этой операции может потребоваться до 20 тыс. чел.) или сценариями военных ударов по сербским войскам в Косово. В качестве последнего средства рассматриваются варианты воздушных ударов по сербской территории и за пределами Косово. В интервью австрийской газете "Курир" один из военных руководителей Альянса не исключил, что могут быть атакованы и силы ПВО Югославии, если они станут помехой для натовской авиации (подобным образом США действовали в Ираке, устанавливая запретные для иракских войск зоны на юге и севере этой страны).

Подход Запада к урегулированию кризиса в Косово на словах состоит в том, чтобы албанское большинство этого края получило разумную степень самоуправления и полную защиту своих гражданских прав, но оставалось частью Сербии и СРЮ. И все же очевиден дефицит понимания того, что если Косово получит независимость, то два албанских государства рано или поздно объединятся, а албанское меньшинство в Македонии, составляющее четверть ее населения и проживающее в приграничных с Албанией и Косово районах, также потребует отделения. Но Сербия, Македония, Болгария и Греция не смирятся с появлением на Балканах "большой Албании".

Среди западных держав наиболее жесткую позицию занимают США и Великобритания, которые считают, что именно промедление с использованием силы позволило разгореться войне в Боснии, и теперь они не хотят повторять боснийский опыт. Выступая 16 июня в сенате с разъяснением правительственной позиции, госсекретарь М.Олбрайт подтвердила, что остается в силе предупреждение, сделанное Сербии в 1992 г. администрацией Дж.Буша, о готовности США предпринять в одностороннем порядке военные действия (То есть, по-русски - совершить агрессию. - Авт.) в ответ на карательные акции против косовских албанцев. Она заявила, что резолюция Совета Безопасности ООН, санкционирующая использование НАТО военной силы на территории сербского края Косово, "желательна, но не обязательна".

Стремление США и Великобритании произвольно устанавливать границу полномочий ООН и НАТО расшатывает саму основу ооновского механизма регулирования миропорядка. Разное отношение к использованию силового фактора определило линию размежевания между Россией и Западом. В этой ситуации противодействие РФ осуществлению агрессии означает не только защиту интересов дружественной страны, но и борьбу за свой международный престиж.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России