Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Международное положение.

 

Азиатско-Тихоокеанский регион

Российско-японская встреча "без галстуков". 18 апреля в Каване (Япония) состоялась вторая неформальная встреча Б.Ельцина и Р.Хасимото. В ходе нее был достигнут ряд важных договоренностей по экономическим вопросам, однако ситуация с решением территориального вопроса не стала яснее. Б.Ельцин предложил Р.Хасимото расширить рамки намечаемого договора, сделав его "договором о мире, дружбе и сотрудничестве". Со своей стороны, японский премьер-министр выступил с инициативой решения территориального вопроса путем "демаркации границы", то есть фиксации пограничной линии к северу от спорных островов. На первом этапе такого решения Россия признала бы сам факт суверенитета Японии над этими островами, осуществляя над ними временное административное управление; на втором - непосредственно передала бы Японии этот суверенитет. Такой вариант свидетельствует о том, что позиция Токио становится более гибкой в вопросе о сроках окончательного возвращения островов; кроме того, термины "территориальный вопрос" и "территориальные уступки" (которые, согласно Конституции РФ, не допускаются) заменяются на нейтральную формулу "демаркация границы". Главный вопрос, однако, по-прежнему не решен: как заключить мирный договор, не поступаясь территориальной целостностью России. Поскольку Япония все равно будет требовать определения конкретных сроков окончательного возврата островов, рано или поздно придется решать, где находится предел уступок в территориальном вопросе.

Дипломатия великих держав в регионе. Январское турне министра обороны США У.Коэна по ряду стран Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Китай, Япония и Южная Корея) отразило обеспокоенность США последствиями, которые может иметь для американских военных и экономических интересов дестабилизация положения в регионе в результате острейшего валютно-финансового кризиса. Вынужденные меры жесткой экономии в этих государствах означают для США утяжеление бремени по сохранению стабильности в регионе в целом, по поддержанию системы двусторонних военных связей и материально-технической инфраструктуры своего военного присутствия в Азии. Как отмечала газета "Лос-Анджелес таймс", "неожиданно затронув интересы США в области безопасности, азиатский кризис нанес удар по попыткам Вашингтона заставить союзников в Азии больше платить за обеспечение собственной обороны". Несмотря на этот кризис, США не собираются снижать уровень своего военного присутствия в регионе. Более того, расширяются возможности доступа к военным объектам в странах ЮВА и проведения здесь военных учений.

В начале февраля министр обороны Китая впервые в истории китайско-японских отношений нанес официальный визит в Японию. Интерес китайского военного руководства к Японии возрос после потепления в отношениях между Москвой и Токио. На переговорах с Чи Хаотянем начальник Управления национальной обороны Ф.Кюма не опроверг того, что Тайваньский пролив и сам Тайвань входят в зону действия американо-японского договора безопасности и что Япония будет помогать вооруженным силам США в их защите. В свою очередь, глава китайского военного ведомства уклонился от прямого ответа на предложение Токио присоединиться к трехсторонним консультациям по вопросам безопасности в Восточной Азии, которые регулярно ведутся на неофициальном уровне Россией, США и Японией. Сходную идею выдвинул и президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун, выступивший за формирование многосторонней структуры обеспечения региональной безопасности в восточноазиатском регионе с участием шести стран, включая Россию.

Стремление Токио к большей сбалансированности своих связей с великими державами отражает осознание того, что при всей важности военного союза с США Япония выступает в нем как зависимая сторона и этот союз не может обеспечить все ее внешнеполитические потребности. Наблюдая активизацию американо-китайских и российско-китайских связей, Токио стремится не отстать от Вашингтона и Москвы в сближении с Китаем и создать себе больше возможностей для влияния на формирование нового регионального баланса сил.

Для России невыгодно, если будет создана отдельная структура консультаций и согласования по вопросам безопасности в Восточной Азии, объединяющая только США, Японию и Китай, а такой вариант Вашингтон и Токио для себя не исключают в случае согласия с ним Пекина.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России