Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Второе полугодие 1997 года. Международное положение.

 
Россия, прибалтийские государства и Северная Европа

Во втором полугодии Россия с особой настойчивостью стала инициировать предложения о предоставлении гарантий безопасности трем республикам Прибалтики в качестве альтернативы их вступлению в НАТО. На международной конференции "Сосуществование государств и добрососедские отношения - основа безопасности и стабильности в Европе", проходившей 5 сентября в Вильнюсе с участием высших руководителей 12 стран (Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Финляндии, Украины, Болгарии, Румынии, Молдавии, Венгрии, Белоруссии и России), премьер-министр В.Черномырдин заявил о готовности России предоставить прибалтийским республикам любые гарантии безопасности в случае их отказа от вступления в НАТО. Продолжая эту линию, министр иностранных дел Е.Примаков в своем выступлении на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября предложил Литве, Латвии и Эстонии гарантии безопасности в виде заключения договоров о добрососедстве, которые бы представляли собой своего рода пакт региональной безопасности. 24 октября на переговорах в Москве с президентом Литвы А.Бразаускасом Б.Ельцин вновь предложил гарантии безопасности Прибалтике и создание регионального пакта с участием стран Северной Европы, что было официально отклонено на саммите в Паланге 10 ноября лидерами трех республик, заявившими, что гарантиями для них является только вступление в НАТО и европейские структуры.

Во время государственного визита в Швецию 2-4 декабря Президент России продолжил дипломатическое наступление на прибалтийском направлении, объявив о сокращении к 1 января 1999 г. на 40% группировки российских войск в районе Балтики и предложив ряд дополнительных мер: ввести в регионе режим доверия в приграничной зоне и в акватории Балтийского моря, включая взаимное посещение военных объектов, совместный контроль воздушного пространства на Балтике, совместные учения военно-транспортной авиации и вообще обеспечение большей транспарентности, чем это предусмотрено Договором об ограничении вооруженных сил в Европе; установление горячей линии связи между военным командованием в Калининградской области и в прибалтийских государствах; взаимодействие в проведении операций по борьбе с последствиями природных и техногенных катастроф.

Выдвигая стокгольмскую инициативу, Россия не претендует на то, чтобы эти гарантии были только российскими, согласна с предоставлением перекрестных гарантий, в которых бы участвовали США и другие страны Запада. В самой Швеции это предложение было воспринято как попытка России снова втянуть Литву, Латвию и Эстонию в сферу своих интересов, правда, шведские руководители отметили как положительный факт изменение российской аргументации. Формально одобрив инициативу Москвы, США не преминули подчеркнуть право государств Прибалтики самим выбирать средства обеспечения своей безопасности. Положительная реакция Вильнюса, Риги и Таллина на стокгольмскую инициативу объясняется тем, что последняя не увязывается с их отказом от вступления в НАТО.

В ходе переговоров Швеция, выступая как "доверенное лицо" республик Прибалтики, пыталась убедить Россию ускорить подписание договоров о границе с Латвией и Эстонией. Стокгольм склонен "не замечать" дискриминацию русскоязычного населения в этих государствах, лишь бы только расчистить им путь для вступления в Европейский Союз, что выделяет позицию Швеции по данному вопросу в сравнении с рядом стран Евросоюза и даже с уполномоченным ЕС по правам человека.

Признавая "позитивную направленность" стокгольмской инициативы России, Запад, вместе с тем, в целом склонен трактовать сокращение на 40% численности вооруженных сил на северо-западе России как вынужденную меру, продиктованную общей реформой российских вооруженных сил, а не как уступку интересам безопасности прибалтийских республик.

На совещании министров иностранных дел Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Финляндии с их коллегами из Эстонии, Латвии и Литвы при участии высокопоставленного представителя госдепартамента США, которое прошло в Бергене (Норвегия) в начале сентября, и на ежегодной сессии Северного Совета в том же страновом составе, за исключением США (Хельсинки, 10-13 ноября), обсуждались вопросы безопасности трех прибалтийских республик с точки зрения выработки скоординированной политики стран Северной Европы для содействия Эстонии, Литве и Латвии в их усилиях по интеграции в НАТО и ЕС и развития внутрирегионального сотрудничества. Хотя на обоих форумах и признавалась необходимость поддержания добрососедских отношений с Россией, но она не была приглашена участвовать в них, а тема безопасности Прибалтики неизменно сводилась к вопросу об укреплении связей Таллина, Вильнюса и Риги с НАТО и их полноправном членстве в этой организации в перспективе.

При всей ограниченности нынешних возможностей России у нее остается определенный ресурс влияния на процессы в Балтийском регионе. Эстония и Латвия заинтересованы в договорном урегулировании вопроса о границах с Россией, без чего они не смогут присоединиться к западным структурам. В рамках "пакетного" решения по статусу государств Прибалтики в системе европейской безопасности необходимо добиваться подключения стран Запада к поиску приемлемой для всех сторон формулы гарантий республикам Прибалтики, так как без этого практически не преодолеть предубежденность прибалтов в отношении инициатив, исходящих из Москвы. Здесь наибольшие возможности открывает близость позиций России и Франции, которая не заинтересована в усилении влияния США и Германии в Европе, в данном случае за счет вхождения Прибалтики в НАТО.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России