Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Второе полугодие 1997 года. Международное положение.

 
Балканы

11-12 декабря в Бонне прошла конференция по боснийскому урегулированию с участием делегаций 51 страны (в том числе России) на уровне министров иностранных дел. Она констатировала, что реализация гражданских статей дейтонских соглашений в решающей степени опирается на фактор силы и судьба Боснии по существу зависит от присутствия миротворческого контингента, руководимого НАТО. По общепризнанному мнению, с уходом СПС боевые действия между тремя боснийскими общинами возобновятся. Генеральный секретарь НАТО Х.Солана заверил участников, что по истечении мандата Сил по стабилизации военное присутствие альянса в республике сохранится и возглавляемая им миротворческая операция продолжится.

Председательствовавший на конференции министр иностранных дел Германии К.Кинкель был вынужден признать, что население Боснии до сих пор не выказывает желания окончательного примирения и сотрудничества. Иждивенчество, проявляемое боснийскими сторонами, когда международному сообществу приходится решать за правительство Боснии его проблемы, отметил и глава российской делегации, замминистра иностранных дел И.Иванов. И хотя, как и на предыдущих подобных форумах, в Бонне вновь было заявлено, что международная помощь Боснии будет напрямую зависеть от участия конфликтующих сторон в выполнении дейтонских соглашений, очевидно, что спустя два года после Дейтона Боснии и Герцеговины как единого государства не существует, а перспективы построения целостного многоэтнического боснийского государства, которое могло бы сохраниться без иностранного военного присутствия, не стали более отчетливыми.

В упоминавшемся выступлении К.Кинкель поднял вопрос и о положении этнических албанцев в сербской провинции Косово, в результате чего сопрезидент Боснии и Герцеговины от боснийско-сербской общины М.Краишник и президент Республики Сербской Б.Плавшич, которые в последнее время оказались по разные стороны баррикад из-за различного отношения к действиям США и Запада в ходе дейтонского процесса, вместе покинули конференцию в знак протеста против вмешательства во внутренние дела СРЮ. К тому же, в заранее подготовленном проекте документа конференции говорилось о введении некоего "особого статуса" для этого района Сербии, хотя он и не подпадает под действие дейтонских соглашений. На конференции проявилось стремление США и НАТО превратить Боснию и Герцеговину фактически в оккупационную зону, расширив полномочия верховного представителя ООН Вестендорпа и сделав его по существу генерал-губернатором.

Для США реализация дейтонской схемы - вопрос политического престижа; от ее успеха зависят возможности их влияния на постюгославские государства и на Балканский регион в целом. Смысл Дейтона не только в прекращении военных действий в Боснии, но и в том, чтобы не допустить объединения боснийских сербов с Союзной Республикой Югославией и возникновения государственного образования, обладающего относительно независимой позицией. Вероятность того, что это новое государство способно стать реальным союзником России на Балканах не устраивает Соединенные Штаты. Этим во многом объясняется политика Вашингтона по "умиротворению" сербов как Союзной Республики Югославии, так и Республики Сербской, его поддержка албанских сепаратистов в Косово и вообще разыгрывание "албанской карты", стремление с позиции силы навязать свои правила поведения.

Влияние США, в частности, их стремление изолировать Югославию, сказывалось даже тогда, когда лидеры балканских государств впервые в истории региона предприняли попытку общерегионального объединения на встрече 3-4 ноября на греческом острове Крит, где собрались руководители Албании, Болгарии, Греции, Македонии, Румынии, Турции, Югославии, Боснии и Герцеговины.

Российская внешняя политика вынуждена исходить из новых геополитических реалий на Балканах, складывающихся не в ее пользу. Это - усиление роли США, Германии и Турции, устремленность сюда НАТО, пусть и в миротворческом обличье, ориентация подавляющего большинства постюгославских государств на Запад, формирование механизмов межбалканского сотрудничества в привязке к западным экономическим и военным структурам, в результате чего позиции Москвы в регионе ослабевают. В такой ситуации перед Россией встает задача переломить тенденцию, когда к ее услугам прибегают для реализации сценариев, разработанных без ее участия.

При выработке нового мандата, который СБ ООН должен определить для новой миротворческой операции взамен нынешнего мандата Сил по стабилизации, Россия имеет право настаивать, чтобы силовые акции в рамках миротворческой операции в Боснии не проводились без консультаций с ней как с равноправным участником миссии ООН в этой стране. По крайней мере, они не должны проводиться без согласования с командованием российского контингента в зоне его ответственности, как это было в последние полгода, когда натовские силы в составе СПС проводили захват боснийских сербов, обвиняемых гаагским "трибуналом", или открыто вмешивались во внутренние дела Сербской Республики (СР), насильно беря под свой контроль электронные СМИ в Пале, которые выступали с антизападных позиций. Избегая конфронтации с Соединенными Штатами на Балканах, Россия должна активно противодействовать планам Запада расколоть боснийских сербов и не закрывать глаза на применяемую им политику одностороннего "сдерживания" сербов и практику двойных стандартов, когда участников конфликта делят на "своих" (мусульмане, хорваты) и "чужих" (сербы).

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России