Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1997 года. Международное положение.

 
Содружество Независимых Государств

Государства СНГ в гораздо меньшей степени вовлечены в орбиту западного влияния, чем республики, например, Прибалтики, прежде всего в институциональном плане. Все они в той или иной мере связаны с Россией через структуры Содружества. И как бы США не стремились отрицать здесь права России, не признавать ее право на "сферу жизненных интересов", хотя бы по умолчанию, они не могут.

Украина. Подписание в конце мая полномасштабного межгосударственного договора и соглашений по Черноморскому флоту между Россией и Украиной стало событием, которое не поддается однозначной интерпретации. Этот акт можно рассматривать как результат осознания руководством РФ того, что дальнейшее промедление в урегулировании споров с Украиной, возникших в результате распада СССР, будет вести к еще большему ухудшению двусторонних отношений. С стороны Москвы подписание этих документов - скорее, вынужденная мера, нежели завоевание российской дипломатии в "чистом виде". Если же согласиться с официозной оценкой данного события как "грандиозного успеха", то тогда возникает вопрос, зачем надо было откладывать подписание в течение трех лет (в своей основе тексты документов мало изменились с 1994 г.), ведь каждая отсрочка толкала Киев в объятия Запада, усиливала прозападный крен в ориентации украинской внешнеполитической элиты.

Серьезными уступками Украине по многим проблемам, составляющим предмет подписанных соглашений (по ЧФ, по Севастополю и т.д.), Россия вынуждена расплачиваться за стратегические просчеты в прогнозировании поведения Киева, в оценке своей способности влиять на него, и только будущее покажет, достаточно ли этих уступок или потребуется дополнительная "компенсация", чтобы удержать Украину от дальнейшего дрейфа на Запад. Трудно, однако, ожидать, что настроения украинской правящей элиты сразу изменятся после подписания Договора. Наоборот, если уж она поставила целью сближение с НАТО вплоть до вступления в альянс, то официальное снятие Россией территориальных претензий может даже усилить у Киева впечатление легкости присоединения к НАТО. Серьезным предостережением для России в этом плане стала состоявшаяся в Таллине в конце мая встреча лидеров Польши, Украины и трех прибалтийских стран, реанимировавшая призрак "Балтийско-Черноморского союза". Договоренность между Россией и НАТО стимулировала их энергичнее стучаться в западные двери.

Наличие независимой Украины, ее отказ от интеграции с Россией в политической и военно-политической сферах рассматриваются Соединенными Штатами в качестве "самого решающего и существенного условия постсоветского плюрализма". Сближение России с Белоруссией лишь усиливает внимание к Украине. Запад стремится сделать все возможное, чтобы предотвратить установление конфедеративного и уж тем более федеративного союза между Россией и Украиной. США, безусловно, играют на нынешнем этапе ведущую роль среди западных держав в определении политики по отношению к Украине и настроены оказывать протекцию Киеву в МВФ, Всемирном банке и других международных валютно-финансовых организациях, нередко поддерживают прямым или косвенным образом ее позицию в спорах с Россией.

Вместе с тем, визит Л.Кучмы в Вашингтон 14-18 мая показал, что в США начинает постепенно проходить эйфория, вызванная движением Украины в сторону Запада, и наметились признаки освобождения от иллюзий насчет ее способности интегрироваться в евроатлантическое сообщество. Запад отдает себе отчет в том, что одной лишь своей политической поддержкой Украины он не сможет вывести Киев из-под влияния Москвы и закрепить его отдаление от восточного соседа, если становление Украины как самостоятельного государства не будет подкреплено успехами в реформировании ее экономики.

Белоруссия. Эта страна рассматривается Западом как мало преуспевшая в реформах консервативная республика, попавшая в сферу влияния России и идущая на конфедеративный, а впоследствии, возможно, и федеративный союз с ней. Подписание договора о Союзе России и Белоруссии, а затем и Устава Союза, хотя его содержание в итоге оказалось в значительной мере выхолощенным по сравнению с первоначальным замыслом, стало, тем не менее, первым серьезным оформлением стремления Москвы укрепить свои геополитические позиции на постсоветском пространстве в условиях ее ухудшающегося положения в "дальнем зарубежье".

Однако сейчас, после заключения российско-белорусского Союза, американские эксперты полагают, что судьба Белоруссии еще не предопределена до конца в силу нынешних сложностей и неопределенностей самого процесса интеграции, явной слабости России. Во всяком случае, вряд ли стоит рассчитывать, что США смирятся с политическим воссоединением двух стран. Вашингтон поощряет деятельность белорусской оппозиции и одновременно поддерживает усилия, предпринимаемые Польшей, Украиной и странами Прибалтики с целью переориентации внешнеполитических приоритетов Минска в западном направлении.

Случай с Белоруссией является, пожалуй, первым примером использования Соединенными Штатами более жесткого варианта стратегии "геополитического плюрализма" на постсоветском пространстве. Когда тенденция к реинтеграции России и Белоруссии стала обретать все более реальные очертания, Вашингтон перешел к тактике открытого нажима на Минск.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России