Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Политик и общество
 

Политические технологии в переходный период

Под "политическими технологиями" имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть.

Политические технологии включают в себя два основных компонента: универсалистский и конкретно-эфристический. В первом случае имеются в виду методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии. В качестве примера можно привести пять приемов коммуникационного воздействия, описанных в Библии:

  1. "Все создается, ничто само не приходит. Где нет воли, нет и пути. Чтобы дойти до цели, надо идти. Шаг идущих вослед тверже, чем шаг ведущих. В будущее входят с оглядкой на прошлое. Все, чего ожидаешь, переносится легче. Все испытай, а хорошее удержи. Давай, и воздастся тебе. Требуй - получишь и дашь. В робких просьбах отказывают. Быстрое благодеяние нуждающемуся - благо вдвойне. Удовлетворенные люди приятны".
  2. "Любят сделанное человеку добро, ненавидят - нанесенную одбиду. Обида агрессивна. Оскорбления встречай спокойным молчанием. Грех не вменяется, когда нет закона. Попустительство дурным людям вредит хорошим. Чтобы избавиться, одолжи что-нибудь ценное. То, что вместе быть не может, лучше разъединить. Оставляя след, оставляешь шрам. Опирайся только на то, что оказывает сопротивление".
  3. "Конец зависит от начала. Что началось гневом, кончается стыдом или страхом. Сильные бури длятся не долго. Ругать других - второй способ самовосхваления. Угрозы - оружие тех, кто сам под угрозой. Жестокость - удел рушащейся власти. Между благодатью и нуждой - один шаг. Победитель воспринимает черты побежденного".
  4. "Успех - лучший оратор. Час разговора лучше многих писем. Добрая самоуверенность таит колоссальную силу. Убеждает интонация, честность и точность, гордость и скромность. Только сочувствие - вызывает доверие. Доверие людей живительно".
  5. "Трудную работу делай немедленно. Невозможную - завершай через определенное время. Поручай работу, которую человек умеет. Говори то, что он хочет услышать. Человек верит в то, чего желает. Советуй то, что приятно и полезно. Советы даются ведрами, а принимаются каплями. Свяжи приятное с полезным - будешь славен".

Конкретно-эвристический компонент политических технологий включает в себя механизмы и методы, ориентированные на тщательный учет и месте, и времени (наглядным примером является известная работа В.И.Ленина "Детская болезнь "левизны" в коммунизме"). Когда речь идет о "российском переходном периоде", имеется в виду определенное временное пространство, которое началось в 1984 году и закончится не ранее 2005-2007 годов. Этот хронологический период характеризуется сменой цивилизационной парадигмы, появлением и закреплением новой модели политической культуры, новой системы социальных, межрегиональных, экономических, политический структур, формированием новых систем ценностей личности и общества и т.д.

Какие политические технологии необходимы и эффективны на данном этапе? рассмотрим только некоторые из них, поскольку прагматический анализ всего политического технологического комплекса возможен только в применении к каждой выбранной долгосрочной стратегии того или иного политического субъкта.

I. Формирование и развитие организационного потенциала. Это, возможно, наиболее важная политическая технология в переходный период, поскольку традиционные для советской эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые, чаще всего, не выдерживают испытания временем. Система "оргпотенциал" включает в себя значительное число компонентов. Назовем некоторые из них:

  • концептуально-методологический компонент, ответственный за практическую выработку идей и синтез представлений о наиболее эффективных оргформах политического действия;
  • компонент оргпроектирования или стратегического планирования, который несет ответственность как за практическое планирование, так и за планирование различных конъюнктурных оргкомбинаций на каждом конкретном этапе времени;
  • кадровый компонент, включающий в себя, в свою очередь, три основных элемента: систему кадровых критериев, систему кадрового рекрутирования, систему кадрового обучения. Эти три элемента требуют и трех различающихся векторов своего развертывания;
  • компонент кадрового опыта, включающий в себя опыт взаимодействия с иными политическими субъектами, внутриорганизационный кадровый опыт, опыт кризисного поведения;
  • компонент-ядро, или компонент так называемых x-векторов. В каждый момент существуют специфические, особоважные аспекты организационного поведения, имеющие ключевое значение для будущего того или иного субъекта. Речь может, например, идти о специфичном аспекте взаимоотношений между лидерами данной организации (т.н. "система лидерства"), о неких закрытых аспектах идеологии и практики (только так называемые двуслойные сложноорганизованные системы эффективны в политической борьбе - об этом совершенно правильно и точно писал в свое время В.И.Ленин в книге "Что делать?") и т.д.

II. Формирование и развитие потенциала лидеров. На нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют три наиболее ярко выраженных типа руководителей:

  • бюрократические руководители, оказывающие воздействие в силу своего институционального положения; - ситуационные вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать политическое воздействие;
  • лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и в силу этого служащие примером (часто латентным) для тех или иных сегментов общества.

Первая проблема, связанная с технологией развития лидеров, заключается в рационализации дилеммы: "лидер - лидеры". Как показывает опыт анализа динамики кризисных ситуаций, наиболее оптимальная модель здесь следующая: "безусловный лидер - иерархия лидеров - четкие правила взаимоотношений в группе лидеров".

В современных российских условиях важным элементом данной политической технологии является способность (лидеров), с одной стороны, обладать возможностью проецировать в специфической комбинационой форме настроения, чувства, интенции наиболее влиятельных социальных групп в сегодняшнем раскалывающимся социуме, а с другой - обладать потенциалом формулирования и реализации долгосрочных программ, отвечающих интересам (чаще всего не выраженным) этих социальных групп.

Наконец, еще одним важным моментом является способность (лидеров) к конструированию индивидуального имиджа, отражающего с одной стороны глубинные исторические традиции восприятия государственного деятеля в российском общественном сознании, а с другой - наличие в этом имидже специфического элемента, связанного с неопределенностью, вызовом, шоком будущего.

III. Важной политической технологией в переходный период является комплекс методов по формированию и развитию своего финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение, что нет политики без денег. Но более острый вопрос заключается, во-первых, в способности политического субъекта формировать и развивать "многоярусность финансового потенциала" и, во-вторых, оптимальные направления политико-финансовых инвестиций.

Собственно говоря, под "финансовым потенциалом" имеются в виду следующие компоненты:

  • собственные финансовые ресурсы политического субъекта;
  • финансовые ресурсы возможной коалиции, возглавляемой могущей быть возглавленной данным политическим субъектом;
  • набор проектов, способных расширить финансовые возможности данного субъекта и реализующихся вне зависимости от интересов его политической коалиции (то есть ситуативные коалиции);
  • ситуативные финансово-политические кампании.

IV. Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию и развитию информационного потенциала. В рамках информационного потенциала очень важно изначально выделить два ключевых момента:

  • фактор СМИ (то есть фактический контроль над соответствующими средствами массовой информации);
  • спццифический коммуникационный потенциал.

В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элемиентах, как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение), общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные СМИ, региональную прессу.

В условиях переходного периода резко возрастает значение второго компонента - специфического коммуникационного потенциала. Дело в том, что в условиях перманентной сегментации общества резко возрастает значение так называемых групп, формирующих общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные журналисты, политические аналитики, популярные представители молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба и т.д. В этой связи важными подкомпонентами коммуникационного потенциала являются: практическое использование кумерологии (науки о слухах), формирование различного рода квазиэлитных ассоциаций журналистов, критиков, аналитиков и т.д., прогнозирование и планиерование развития моложежной субкультуры и т.д.

V. Весьма важной политической технологией именно для российских условий является обеспечение поддержки центральных органов исполнительной власти. Дело определяется тем, что с исторической точки зрения в России у власти последние триста лет находится одна и та же партия исполнительной власти или имперская бюрократическая партия. Поэтому без формирования модели специфической связи с теми или иными исполнительными институтами эффективность политического действия данного субъекта резко снижается.

VI. В условия подспудного обострения противоречий между Центром и регионами особое значение в нынешней ситуации приобретает проблема обеспечения и развития регионального потенциала политического субъекта. Речь идет о политической технологии, обеспечивающей поддержку:

  • региональных властей;
  • конкурирующих региональных квазиэлит;
  • основных социальных групп в тех или иных регионах.

Необходимо исходить из того, что взаимоотношения между Центром и регионами являлись и являются важнейшим фактором политической динамики России в последние столетия по сравнению с социальными, экономическими, национальными детерминантами. Ключевой момент обеспечения регионального потенциала - это прагматическая программа новой региональной политики, включающая в себя систему федеративных, национальных, отраслевых идей и представлений.

VII. Наконец, следующей важной политической технологией является комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие внешнего потенциала. Речь идет о налаживании, а также поддержании контактов и связи с влиятельными общественно-политическими силами:

  • ведущих западных стран;
  • ведущих восточных стран;
  • ключевыми региональными центрами;
  • странами СНГ.

 

Ш.З.Султанов




Если вас заинтересовала данная страница, возможно, вам будут интересны сайты по следующим ссылкам:

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России