Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Экономическая политика.

 

Власть

Начало года не предвещало разразившегося весной политического кризиса в стране. В январе левые депутаты продолжали вялый торг с исполнительной властью, желая обменять принятие бюджета на согласие Президента создать "правительство народного доверия".

Свой первый в этом году рабочий день, 19 января, Б.Ельцин начал с жесткой критики премьера и его первых заместителей за "своего рода провал" при погашении долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы.

Тотчас начались многозначительные комментарии. Но тогда за критическими высказываниями Президента ровным счетом ничего не последовало. Хотя, конечно, долги по заработной плате бюджетникам полностью погашены не были.

Телевидение продолжало показывать удручающие сюжеты о бюджетниках, которых хлопоты московского и местного начальства по выплатам долгов обошли стороной. Не получили долги по зарплате и работавшие на акционированных предприятиях. Им, по словам М.Задорнова, задолжали 40-45 трлн. старых рублей. 10 января В.Черномырдин провел совещание, посвященное вопросу погашения долгов по заработной плате бюджетникам. Из регионов поступали "противоречивые сведения" о выплатах. О.Сысуеву было поручено провести селекторное совещание с 13 руководителями регионов (из 38 регионов, которым потребовалась помощь Центра). Правительство организовало даже две структуры: долговой центр, имеющий право обращать взыскание на имущество должников, и специальную налоговую инспекцию для работы с крупными налогоплательщиками. Чуть позже выяснилось, что все это было пустыми хлопотами.

30 января Б.Ельцин заявил, что следует сохранить существующий кабинет во главе с В.Черномырдиным и стабилизировать работу правительства путем замены нескольких министров. По поводу персон, подлежащих замене, в конце января выдвигались различные предположения. Среди потенциальных отставников-стрелочников назывались фамилии руководителя ГНС Починка, замминистра финансов Кудрина, замминистра экономики Уринсона и вице-премьера Сысуева.

В то время мало кто обратил внимание на пророческое интервью М.Задорнова "Независимой газете" (13 января 1998 года). Он заявил, что не видит почвы для начала экономического роста. "К сожалению, события ноября-декабря лишний раз подтвердили это мнение", - заявил министр финансов. Кризис на фондовом рынке отбросил Россию по уровню банковских ставок на полгода назад. В декабре за счет временного прекращения заимствований на рынке ГКО доходность этих бумаг удалось снизить до уровня 31%. Но в дальнейшем снижать таким же путем этот процент будет все труднее, подчеркнул Задорнов. Ситуация на финансовых рынках в лучшем случае прояснится к середине 1998 года. Тогда же, по его мнению, начнет действовать и новая налоговая система, которая, в отличие от отвергнутого Налогового кодекса, должна как-то способствовать экономическому оживлению. С учетом этих потерь времени, полагал министр, экономические результаты текущего года не будут лучше, чем года прошедшего. Ситуация на финансовом рынке действительно прояснилась в указанные сроки - кризис разразился в последней декаде мая. Налоговая система к этому времени, разумеется, не изменилась...

В ожидании президентского послания Федеральному Собранию (17 февраля) обитатели Дома правительства представили Б.Ельцину список 12 главных дел, планируемых к осуществлению в текущем году. Главе государства понравилось, что возле каждого означенного в списке "дела" чиновники по хорошей советской традиции указали ответственных исполнителей.

Этот список не содержал ни одной новой задачи. Вот эти "дела" вместе с мартирологом ответственных лиц. 1. Снижение налогов (А.Чубайс, А.Лившиц, М.Задорнов, А.Починок). 2. Сокращение неплатежей (А.Чубайс, Б.Немцов, С.Дубинин, А.Лившиц, М.Задорнов, Ф.Газизуллин, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ). 3. Обеспечение своевременной выплаты пенсий и зарплат бюджетникам (Б.Немцов, В.Юмашев, О.Сысуев, В.Барчук, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ). 4. Погашение задолженности государства перед ВПК (А.Чубайс, А.Лившиц, Я.Уринсон, М.Задорнов). 5. Поддержка инвестиций и структурной перестройки производства (А.Чубайс, С.Дубинин, А.Лившиц, Я.Уринсон, В.Булгак, В.Серов, Е.Ясин, М.Задорнов, М.Фрадков). 6. Снижение тарифов (Б.Немцов, Р.Орехов, Е.Ясин, Н.Аксененко, С.Кириенко). 7. Повышение эффективности управления (Б.Немцов, В.Юмашев, В.Булгак, В.Хлыстун). 8. Проведение земельной реформы (В.Хлыстун, Я.Уринсон, С.Дубинин, А.Лившиц, И.Южанов). 9. Адресная социальная защита (Б.Немцов, В.Юмашев, Р.Абдулатипов, О.Сысуев, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ). 10. Обеспечение жильем военнослужащих (Б.Немцов, А.Чубайс, И.Сергеев, М.Задорнов). 11. Приведение законодательных норм регулирования трудовых отношений в соответствие с реалиями рыночной экономики (О.Сысуев, Р.Орехов, Я.Уринсон). 12. Усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики (Б.Немцов, В.Юмашев, Р.Орехов, А.Куликов, С.Степашин). Если сравнить эти 12 важных дел с "антикризисной программой" нынешнего правительства, то какие-либо отличия обнаружить затруднительно...

В январе В.Черномырдин с согласия Б.Ельцина лишил А.Чубайса и Б.Немцова значимых полномочий. Их пребывание в ранге первых вице-премьеров потеряло смысл. Премьер напрямую подчинил себе Министерство финансов и Минтопэнерго. Куратором Минатома был определен В.Булгак, в ведение которого отошли и средства массовой информации, отобранные у Чубайса. Б.Немцов был полностью отстранен от ТЭКа - его задача сводилась к своевременному обеспечению топливом коммунальной сферы. А.Чубайс отвечал за наполнение бюджета, тогда как расходование казны оставалось в руках премьера. Сохранили свои позиции вице-премьеры Я.Уринсон, В.Серов, А.Куликов, О.Сысуев, В.Хлыстун, Р.Абдулатипов.

Эксперты посчитали, что В.Черномырдин начал готовиться к выборной кампании 1999-2000 годов. Вскоре такая возможность была ему предоставлена официально...

3 февраля закончился экономический форум в Давосе. На этот раз собравшиеся вроде бы не обсуждали кандидатуру нового российского президента. 30 января в Давосе состоялся так называемый "русский день". В.Черномырдин произнес речь, которая больше приличествовала президенту, чем главе правительства. Он заверил влиятельных участников форума, что инфляция в России будет на уровне 5-7% годовых в этом году и не выше 3,5% в 2001-м. Наблюдатели верно предположили, что даже теоретически все представленные в Давосе планы могут быть выполнены лишь к концу второго срока президентства преемника Б.Ельцина.

19 февраля завершился трехдневный визит в Москву директора-распорядителя МВФ М.Камдессю, в ходе которого удалось окончательно согласовать с требованиями фонда программу правительства и ЦБР на 1998 год. Миссия МВФ отметила, что правительству "необходимо углубить структурные реформы, прежде всего за счет развития принципов эффективного корпоративного управления, и решить проблемы несбалансированности налогово-бюджетной сферы". Таким образом, в очередной раз под угрозой отказа от дальнейшего кредитования МВФ рекомендовал российскому правительству "жить по средствам". Но правительство этим рекомендациям не последовало.

26 февраля состоялся спектакль под названием "отчет правительства Президенту". Б.Ельцин вытерпел лишь выступления В.Черномырдина и М.Шаймиева. Председатель правительства назвал монетаризм - "делом правым" и поклялся довести это дело до конца. Из пространного доклада запомнилась постановка задачи, согласно которой "неплатежи должны быть не только ликвидированы, но и уменьшены".

Накануне партийно-хозяйственного актива в Доме правительства В.Илюхин потребовал посадить В.Черномырдина, а заодно и А.Чубайса, в тюрьму. Это была первая после долгого перерыва атака КПРФ на Черномырдина, который, обычно, оставался за чертой антиправительственных выступлений партии. Илюхин не исключил, что фракция КПРФ поставит вопрос даже о вынесении вотума недоверия правительству. Обвинения председателя думского комитета по безопасности были основаны на отчете об исполнении бюджета 1997 года, подготовленном Счетной палатой. Документ констатировал, что секвестр бюджета в прошлом году был проведен правительством незаконно. Государственная Дума, как известно, не приняла тогда соответствующий закон. Согласно данным аудиторов Счетной палаты, незаконные действия кабинета нанесли государству в прошлом году ущерб в сумме 65,8 трлн. старых рублей. Кстати, правительство нарушило закон о бюджете 1997 года и тем, что не смогло выполнить и произвольно урезанный бюджет. Доходная часть секвестрированного бюджета, по данным Счетной палаты, была недовыполнена на 13 трлн. старых рублей. Но правительство, разумеется, отрапортовало, что перевыполнило доходную часть урезанного бюджета на 12,3 трлн. старых рублей.

6 марта Президент Б.Ельцин принял тогда еще министра топлива и энергетики С.Кириенко. Задолженность по заработной плате горнякам составляла 3,5 млрд. новых рублей. Кириенко сообщил, что намерен решить проблемы отрасли путем экономии денег, выделяемых на поддержку угольных регионов.

В марте рейтинговое агентство Moody's все-таки понизило кредитный рейтинг России. Рейтинг государственных облигаций, выпущенных в иностранной валюте, снизился с уровня Ba2 до B3. Тем самым отечественные ценные бумаги были отнесены американским агентством к группе спекулятивных выпусков, которые имеют среднюю степень защиты номинала и процента. Это - рейтинг так называемых "бросовых облигаций". Помимо России такие бумаги выпускают Аргентина, Иордания, Казахстан, Румыния и Вьетнам.

23 марта Президент неожиданно отправил в отставку правительство Виктора Черномырдина. Бывшего премьера Б.Ельцин вроде бы благословил на публичную политическую деятельность. Нарушив Конституцию, Президент сгоряча назначил премьер-министром себя, а первым вице-премьером - С.Кириенко.

Эксперты пытались ответить на вопрос, что и кто подвигнул главу государства на дестабилизацию обстановки в стране. Версии высказывались противоречивые. Единственно, на чем комментаторы сошлись - правительство отставили не за новые долги по зарплатам и пенсиям и не за странный бюджет текущего года. За это в России никогда, никого и ниоткуда не выгоняли. Иначе говоря, собственно с работой кабинета его разгром ни один из умных обозревателей не связал. Некоторые наблюдатели утверждали, что корни подобных решений кроются в очевидной неадекватности престарелого и болезненного главы государства. В подобном соображении есть резон. В телесюжете, посвященном встрече Президента с В.Юмашевым и А.Лившицем ("невыполнение указов - смерти подобно"), Б.Ельцин выглядел почти как после "игры в теннис" осенью 1993 года. Другие говорили о кознях Б.Березовского, о том, что между ним и бывшим премьером пробежала кошка. При этом имелось в виду нечто большее, чем утвержденные Черномырдиным и выгодные для группы ОНЭКСИМ условия продажи НК "Роснефть" или возвращение в банк В.Потанина счетов ГТК. А что именно представляет собой это "большее", не говорили.

Пока сочинялись версии, С.Кириенко проводил интенсивные консультации с видными политическими фигурами. 25 марта он встретился в Государственной Думе с Г.Зюгановым. Дважды, 24 и 25 марта, Кириенко встречался с Е.Строевым. Строев об уважительном Кириенко отозвался хорошо. Мэр Москвы Ю.Лужков 24 марта посчитал отставку правительства "правильной". По его мнению, "отставкой правительства закончился один из позорнейших этапов жизни нашего государства. Этап гайдаризации и чубайсизации". Теперь-то ясно, что такая оценка ситуации была поспешной.

24 марта Президент провел совещание с руководством своей администрации. Речь шла о "политических задачах администрации в условиях формирования нового правительства". Стало известно, что над программами действий будущего кабинета среди прочих трудится команда во главе с Гайдаром, Улюкаевым и Илларионовым.

С.Кириенко направил депутатам отчет правительства "О предварительных итогах исполнения федерального бюджета за 1997 год". В нем не было сказано ни слова о задачах нового кабинета, поскольку документ готовился силами отставленного правительства и был выдержан в мажорном ключе. Между тем, выступая 1 апреля в Совете Федерации, С.Кириенко назвал экономическую ситуацию в стране сложной. "Последние полгода власти все время говорили о тенденциях роста, но практически нет ни одного человека, который почувствовал это на себе, - справедливо заметил Кириенко. - Это достаточно серьезный вопрос, поскольку он ставит под сомнение честность правительства, честность власти".

Апрель прошел под знаком политического кризиса, связанного с проталкиванием на пост премьер-министра России С.Кириенко. 7 апреля состоялся "круглый стол" под председательством Б.Ельцина. Президент предложил руководителям депутатских фракций жить по принципу: "Я без вето, вы без запрета". При этом он настаивал на кандидатуре Кириенко на пост премьера. Составленная для последнего в Волынском программа не содержала ничего нового: сдерживать инфляцию и укреплять стабильность рубля, понижать ставки по ГКО и ликвидировать долговую пирамиду, ликвидировать взаимозачеты и неплатежи, снижать налоги, бороться с коррупцией. И прочее, о чем писалось в газетах еще до 1992 года.

7 апреля С.Кириенко направил в Государственную Думу тезисы своей программы. В каждом пункте, конечно же, предусматривалась дружная работа премьера с Федеральным Собранием. Он обещал создать кабинет министров, который будет пунктуально расплачиваться по старым долгам и каким-то образом не делать новых. Этот кабинет, разумеется, будет дружить с регионами, а также бороться за социально-экономическое развитие. Правительство должно увеличить доходы, рационализировать расходы и поднимать производство. Далее следовал набивший оскомину набор мероприятий. Здесь и улучшение собираемости налогов, и эффективное использование недр и интеллектуальной собственности, снижение тарифов естественных монополий и налогового бремени, и проч., и проч. Не обошлось, разумеется, и без защиты отечественных товаропроизводителей.

10 апреля Государственная Дума не признала Сергея Кириенко премьер-министром. Против его утверждения проголосовали 186 народных избранников, за - 143.

За день до этого под лозунгом "за полную выплату зарплаты" прошла общероссийская акция профсоюзов. Работники ВПК, бастовавшие с 7 апреля, выступили с требованием "изменить экономический курс, направив его на существенное повышение уровня жизни народа". Оппозиционные партии и движения, принявшие участие в акции профсоюзов, выдвигали политические лозунги.

16 апреля Государственная Дума вновь отвергла кандидатуру С.Кириенко. На этот раз за президентского ставленника было подано голосов даже меньше, чем 10 апреля - 115. В Москве стали распространяться слухи о переводах на счета думских фракций значительных сумм, которые могут быть сняты только после очередного голосования по кандидатуре Кириенко.

24 апреля Государственная Дума тайным голосованием все же утвердила С.Кириенко в должности премьер-министра. За него был отдан 251 голос, против - 25. Бюллетени для участия в голосовании взяли 315 депутатов. При вскрытии урн было обнаружено 275. Еще 12 письменных заявлений в пользу Кириенко от депутатов, которые отсутствовали на заседании, счетная комиссия проигнорировала.

В мае в стране разразился социальный и финансовый кризис. Пока в Кремле и вокруг него занимались бюрократической возней, связанной с окончательным формированием состава нового кабинета министров, в России прошли шахтерские бунты и пал финансовый рынок.

7 мая под председательством С.Кириенко состоялось "бюджетное совещание". В.Петров представил проект трехлетнего бюджета страны. После его выступления министры раскололись на два лагеря: условно - "отраслевиков" и "макроэкономистов". Группу "макроэкономистов" составили М.Задорнов, Я.Уринсон и С.Дубинин. Группу "отраслевиков" - почти все остальные. Вице-премьеры выбрали нейтралитет, а премьер пытался выступать в роли арбитра. В.Петров в очередной раз призвал теперь уже новый кабинет жить по средствам. И заявил, что именно этот принцип положен в трехлетний бюджетный план и будет последовательно проводиться в жизнь. По мнению Минфина, через двадцать месяцев 70% расходов бюджета придется использовать на обслуживание государственного долга. Поэтому, если жить по средствам, то на отраслевые министерства денег практически нет. Я.Уринсон добавил, что обсуждаемый трехлетний план будет ужесточен, поскольку Госкомстат представил еще более удручающие данные о состоянии государственных финансов. За ужесточение бюджетной политики высказался и С.Дубинин.

В пылу полемики "макроэкономисты" потеряли бдительность и невольно раскрыли разрушительные для экономики страны последствия своей собственной политики. Свидетели утверждают, что на заседании прозвучали прогнозы, достойные "маргинальных критиков" нынешнего режима. Господа из экономического блока кабинета принялись вдруг предсказывать, что в 2000 году вероятен коллапс промышленности, село умрет, разорения компаний и фирм примут массовый характер. Более того, они пугали министров-отраслевиков повторением событий 1991 года и прекращением в XXI веке самого существования России. Но "отраслевиков" и этим кошмаром убедить не удалось. В правительстве появилась первая трещина, которая, по логике, должна вскоре превратиться в пропасть... В.Христенко выступил с предложением переместить центр тяжести заимствований с внутреннего рынка на рынок внешний, где кредиты гораздо дешевле. С.Дубинин добавил, что привлекаемые там средства следовало бы расходовать на погашение внутреннего долга. С.Степашин заявил, что при планируемых Минфином на 1999 год расходах МВД придется сократить численность личного состава на 250 тыс. чел. Похожие претензии высказали министры МПС, Минтопэнерго, Минобороны, Минкультуры и все остальные...

Выступление С.Дубинина эксперты расценили как попытку переложить всю ответственность за разразившийся финансовый кризис на С.Кириенко. В самом деле, Дубинин лишь своевременно предупредил правительство.

Государственная Дума по предложению депутатов от фракции КПРФ потребовала приезда в нижнюю палату С.Кириенко. Он привез в Думу проект закона. В спешно составленном документе предусматривалось сокращение бюджетного финансирования правительства, администрации Президента, Счетной палаты и Федерального Собрания на 25%. Даже теоретически это позволяло сэкономить каплю в море - 500 млн. руб., которые пропагандистски было обещано направить на поддержку угольной отрасли. Депутаты, нарушив регламент работы Думы, тотчас, 371 голосом, приняли законопроект в первом чтении. Провокация со стороны кабинета провалилась.

15 мая С.Кириенко подписал документ, "распределяющий обязанности между заместителями председателя правительства". В подчинение самого Кириенко попали важнейшие финансово-экономические ведомства: Минэкономики, Минфин, Мингосимущество, Минюст, Минатом и Министерство науки и технологии. В рамках компетенции правительства С.Кириенко будет координировать работу силовых министров. Кроме того, премьер намерен курировать Госкомрезервы и оружейный экспорт.

Б.Немцов будет руководить антимонопольной политикой, а также развивать среднее и малое предпринимательство. Кроме того, бывший губернатор должен отвечать за проведение злополучных жилищно-коммунальной и земельной реформ, за преобразования в области перевозок. Более того, этот "энциклопедист" займется даже формированием и реализацией государственной политики в области научно-технического прогресса, энергетики, строительства, транспорта и связи.

Как кур в ощип попал В.Христенко. Ему предписано отвечать, главным образом, за пополнение казны, тогда как расходовать ее будут ведомства, руководимые С.Кириенко. Вице-премьеру предстоит организовывать проведение экономических реформ, осуществлять программы развития страны, ее финансового, кредитно-денежного и банковского секторов. Он должен обеспечить взаимодействие финансовых, налоговых и таможенных органов, а также органов валютного и экспортного контроля. Христенко на паях с Немцовым будет отвечать за промышленную политику и торговлю, экономическую безопасность страны, льготное кредитование АПК и др.

На О.Сысуева возложено бремя организации и проведения реформ в социальной сфере, курирования Пенсионного фонда, Фонда социального страхования. Удивительно, но Сысуев должен общаться и с журналистами, то есть курировать Госпечать и Федеральную службу по телевидению и радиовещанию.

29 мая последовала отставка А.Починка, на которого свалили всю вину за шахтерские бунты и финансовый кризис. Осенью придет очередь преемника Починка - весьма шумного Б.Федорова.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России