Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1998 года. Экономическая политика.

 

Фискалы

23 июня состоялось расширенное заседание правительства с участием Президента и депутатов Думы. Глава государства настоятельно потребовал от парламентариев до отъезда на каникулы принять необходимые для выполнения правительственной программы законы. Во вступительном слове Президента, кроме привычных угроз в адрес Думы, прозвучали слова о некоем государственном регулировании рынка. Что именно имел в виду Б.Ельцин, для экономистов-профессионалов осталось тайной. Если речь идет об усилении фискально-полицейских служб, то это к государственному регулированию экономики отношения не имеет.

С.Кириенко доложил программу, которая поначалу называлась "антикризисной", но затем была переименована в очередную программу финансовой стабилизации. Докладчик стремился всячески акцентировать внимание на том, что государство ежемесячно традит на погашение ГКО по 31 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает соответствующие доходы бюджета. Каждый месяц заимствований при нынешнем уровне доходности ГКО увеличивает расходы бюджета на обслуживание государственного долга в будущем году на 12 млрд. руб. И это естественно при стагнирующей под фискальным прессом экономике.

Заседание было, по-видимому, специально из рук вон плохо организовано. Сидящие в зале докладываемую программу не то что понять, прочитать не успели. Невольно создалось впечатление, что главная цель всей этой "бюрократической скуки" - продемонстрировать МВФ реформистский накал Президента и правительства. Это как-то облегчает А.Чубайсу щекотливые переговоры на предмет получения 10-15 млрд. долл. Беда в том, что если МВФ деньги действительно даст, правительство сможет вновь ничего не делать и лежать на печи, а шахтеры и профессора - на рельсах.

Россией сегодня управляют, по крайней мере, четыре центра власти: МВФ, Президент, так называемые "олигархи" и, в какой-то степени, кабинет министров. Во всяком случае, российский финансовый рынок расширенного заседания официального правительства России 23 июня будто бы и не заметил. Котировки акций продолжали падать, Центральный банк выбрасывает, чуть ли не по миллиарду долларов в неделю, чтобы удержать курс рубля к доллару в установленном коридоре. Отношение резервов ЦБР к краткосрочным обязательствам неуклонно снижается. Но события на финансовых рынках не более чем внешнее проявление - надводная часть глубинных кризисных процессов.

Между тем, представленная правительством антикризисная программа направлена только против следствий кризиса. Потому что экономический курс, в рамках которого работает нынешний кабинет, не позволяет бороться с его причинами. Более того, курс правительства ежедневно их усугубляет. Все последнее время страну призывают "жить по средствам". Но в рамках заданного курса эти средства увеличить не представляется возможным. Правительство постоянно занимает деньги у иностранцев и на собственном рынке облигаций и пускает их по ветру. Оно не в состоянии справиться ни с одной технической операцией в области промышленности и финансов. Кабинет видит причины кризисного положения экономики в чем угодно, кроме собственной политики. Впрочем, у него и нет собственной политики. Все, что делается в России с 1992 года, - это экономическая политика Международного валютного фонда.

После обстоятельного знакомства с антикризисной программой вопрос "зачем она" не возникает. Скроена она только для того, чтобы МВФ в очередной раз одолжил деньги. Отсюда - "налоговый геноцид" как главный стержень разрушительных для экономики мероприятий. Потому что этот геноцид значится в условиях, на которых МВФ согласен поддержать правительство и вместе с ним свой собственный курс в Российской Федерации. В этом весь смысл антикризисных мер правительства, которое к тому же требует молниеносного законодательного оформления этого фискального разгрома остатков экономики (см. ниже). И все ради того, чтобы облегчить Чубайсу переговоры с МВФ о кабальном стабилизационном кредите в сумме 10-15 млрд. долл...

Каким же образом предполагается выходить из кризиса? Разумеется, исходя из собственного понимания его причин. В Волынском эти причины сведены к тому, что бюджет недобирает доходов и правительство вынуждено занимать деньги у российских и иностранных игроков на финансовом рынке. Что ждет нас помимо новых займов МВФ? Среди предложенных мер:

- создание единого реестра налогоплательщиков; отмена отсрочек по уплате налогов; переход на систему счетов-фактур;

- укрепление таможенного контроля; создание государственной акционерной компании для управления спиртовыми и ликероводочными заводами;

- введение единого налога с вмененного дохода; предоставление права регионам вводить налог с продаж по ставке 5-10%;

- введение единой налоговой регистрации крупных холдингов и подача ими консолидированных деклараций;

- снижение процентных ставок до 20-25% годовых.

Снижение ставок рефинансирования - это из области фантастики. Центральный Банк то повышает их до 150% годовых, то опускает до 60, с тем чтобы практически немедленно вновь задрать до 80%. А вот за счет налогов, в том числе из карманов населения, и выбрасывания на улицу работников бюджетной сферы правительство надеется сократить расходы бюджета на 42 млрд. руб., или почти на 10% расходной части. В этом, очевидно, и состоит отличие антикризисной программы от невыполненных правительством Черномырдина 12 "важных дел". В предложениях нет ни одного пункта, который стимулировал бы развитие производства, единственный истинный источник расширения налогооблагаемой базы.

Все это не стоило бы внимания, если дело было бы только в профессиональном соответствии авторов программы. Но ведь речь идет, к сожалению, о дальнейшем разорении производства и региональных экономик, о снижении жизненного уровня населения за счет налога с продаж, о развале промышленности страны и ее топливного комплекса.

В Государственную Думу в конце июня поступил пакет фискальных правительственных законопроектов. Среди них - "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год"". По нему 10% поступлений от подоходного налога должны направляться в федеральный бюджет. Но вот на заседании правительства 26 июня Б.Федоров предложил другое распределение - 50 на 50! Сверх текущих налоговых поступлений правительству нужны еще 3-4 млрд. руб. Поэтому оно поручило Минфину рассмотреть инициативу Федорова. Что означает эта инициатива для регионов, говорить не приходиться. При этом С.Кириенко заметил, что если Дума не примет уже представленные предложения об увеличении налоговых поступлений на 3-4 млрд., то правительство забросает парламент новыми фискальными законами.

Политика российского правительства и МВФ по отношению к регионам выглядит следующим образом. Планируется сократить размеры субсидий местным бюджетам; переложить основное бремя выплат долгов по заработной платы с плеч федеральной власти на региональную; запретить регионам доступ к внешним источниками заимствований и сократить объемы заимствований внутренних; наконец, ввести жесткие условия предоставления трансфертов - например, отказывать в них регионам, на территории которых используются зачеты.

По отношению к топливным отраслям МВФ совместно с российским кабинетом решили: облагать налогом дополнительные прибыли от использования минеральных ресурсов; взимать налоги на стадии производства энергоресурсов; собирать ежегодно единовременный лицензионный сбор или повысить ставки акциза с газораспределительных организаций с учетом транспортной составляющей (то есть акцизы должны полностью оплачивать газопроизводители); увеличить акциз на дизельное топливо и бензин на стадии переработки. Не снимаются и задачи расчленения естественных монополий - "Газпрома", РАО "ЕЭС России", "Транснефти".

Итак, взимать, вводить, увеличивать поборы, сдвигать налоговую базу непосредственно к производству, расчленять эти производства. Вот лексикон согласованных с МВФ правительственных мероприятий. И, разумеется, ничего о развитии производства.

Порой кажется, что кабинет охвачен налоговой лихорадкой. Вот еще фискальные придумки: ввести временную надбавку к НДС в размере двух процентов; ввести удвоенный акциз на бензин до минимального уровня, действующего в ЕС; ликвидировать все льготы по уплатам налогов на прибыль и НДС.

Ну и, конечно же, - "укрепить налоговую администрацию с тем, чтобы увеличить собираемость налогов и ускорить процедуру сбора недоимок". В фискальном угаре рождались даже планы организации специального министерства доходов, в котором следовало объединить под эгидой ГНС также и Федеральную службу налоговой полиции, и Государственный таможенный комитет. То есть производства, приносящие доходы, - членить, а мытарей - объединять. Но можно ли после этого верить заявлениям о грядущем облегчении налогового бремени? А ведь скоро на рубль собранных налогов придется два рубля, расходуемых на содержание фискальной службы. Зачем нужна такая служба в стране, к экономике которой применена политика выжженной земли?

Со всем этим можно было бы мириться, если бы речь шла о месячнике по сбору задранных налогов, после которого все вернулось бы на круги своя. Но планы, перечисленные выше, носят долгосрочный характер, и политику выжженной земли следует, по-видимому, воспринимать не как метафору, а как печальную быль.

Нашу экономику окончательно погубит не финансовый кризис, а меры борьбы с ним, одобренные МВФ. Потому что, как у нас принято, эти "временные" меры будут положены в основу экономической политики властей еще на десять лет и доведут реальный сектор до такого состояния, из которого он уже не выйдет никогда.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России