Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1997 года. Экономическая политика.

 
Резюме

Активная деятельность первых вице-премьеров правительства России А.Чубайса и Б.Немцова заставила некоторых обозревателей заявить: "Новая либеральная революция уже началась". Невольно рождается параллель с началом 1992 г. Правда, тогда ответственность за последствия "шоковой терапии", затеянной Е.Гайдаром, полностью взял на себя Президент. Сегодня бóльшая часть ответственности переложена на премьера. Тем более что в общество вброшен известный троцкистский лозунг, противопоставляющий политиков "молодых" и "старых".

Результатом деятельности "молодого правительства" Е.Гайдара в 1992 г. стал раскол российского общества. К настоящему моменту этот раскол превратился в молчаливое противостояние власти и общества. Они живут и действуют ныне в мирах параллельных. А "молчаливость" такого состояния объясняется только тем, что ни власть, ни общество не обладают достаточной консолидацией. Власть выродилась в фаворитизм, в соревнование властных лиц за доступ к Президенту. Члены же общества в одиночку заняты проблемами выживания. Этим можно объяснить и то, что граждане практически никак не реагируют на новации А.Чубайса и Б.Немцова, и то, что игровые комбинации молодых первых вице-премьеров предназначены исключительно для втянутых в реальную политику властных группировок.

В июне эксперты подводили итоги "первой четверти второго срока" Президента РФ Б.Ельцина. Возобладало мнение, согласно которому между 1992 и 1997 годом немало общего. Правительство не демонстрирует особого единства. "Молодые реформаторы" суетятся, подобно команде Гайдара, в русле рекомендаций Международного валютного фонда. В этой суете они сталкиваются с умеренными и консервативными силами, как в самом правительстве, так и вне него. Всё то же "противостояние" исполнительной и законодательной ветвей власти. Всё то же отторжение "московского начальства" региональными элитами. Всё те же реставрационные лозунги на коммунистических митингах. Всё так же СНГ продолжает оставаться аморфным образованием.

Эксперты называют Чубайса - Бурбулисом, Немцова - Гайдаром, Селезнева - Хасбулатовым, а Лебедя - Руцким, усиливая тем самым соответствующие аналогии. За эти пределы выводятся только пять политических фигур, три из которых находятся у власти - Черномырдин, Лужков и Строев, а две в оппозиции - Явлинский и Зюганов. Единодушно предсказывается передел власти в стране. При этом такие персоны, как Чубайс, Немцов и Лебедь, иными политологами вовсе сбрасываются со счетов.

Чем же определялась экономическая (и не только экономическая) политика в России в первом полугодии?

Во-первых, отношениями с МВФ, поскольку "обновленный" кабинет старательно выполняет все указания М.Камдессю, полученные во время его визитов в Москву. Ничего принципиально нового в экономической политике А.Чубайса и Б.Немцова нет. Создается впечатление, что это не первые вице-премьеры образца 1997 года, а правоверные члены правительства Гайдара 1992 года.

Во-вторых, новым переделом собственности, который поссорил представителей финансовой элиты, временно консолидированной президентскими выборами. При этом наибольшую остроту приняло соперничество между В.Потаниным и Б.Березовским.

В-третьих, нарушением противовесов в окружении Б.Ельцина, поскольку Президент вновь теряет вторую "опорную ногу", отторгая умеренное крыло своих сподвижников в пользу только чубайсовской группы.

В-четвертых, принятием правительством самоуничтожающей политики. В истории были правительства, которые не кормили собственный народ, но не было правительств, которые не кормили бы армию.

В-пятых, шантажом регионов, которые обязаны выполнять антисоциальные предписания московских властей под угрозой обрезания трансфертов.

В-шестых, сокрытием главных экономических противоречий текущего периода борьбой с консервативной Думой. К числу таких главных противоречий можно отнести, например, полный отрыв правительства от общества и попытку навязать ему моноидеологию уже забытого на Западе примитивного либерализма.

В-седьмых, существенными геополитическими уступками Западу во имя попадания в "семерку" и другие международные организации. В результате появляется призрачная надежда, что Запад от политики предоставления России самой себе перейдет, наконец, к политике реальной инвестиционной помощи.

Такие основания экономической политики первого полугодия оптимизма не внушают. Новые идеи у правительства отсутствуют. Недаром ведь в конце июня главной новостью СМИ был аукцион по продаже чиновничьих иномарок...

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России