Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1997 года. Экономическая политика.

 
Параметры "нового курса"

25 февраля Президент Б.Ельцин поставил свою подпись под федеральным бюджетом. "После поправок депутатов бюджет стал хуже, - заявил он. - Но Совет Федерации бюджет принял, и я скрепя сердце его подписал". Наиболее смелые и проницательные специалисты уже тогда говорили о невыполнимости федерального бюджета текущего года, ссылаясь на низкую собираемость налогов, поднять которую, по их мнению, репрессивными мерами не удастся.

6 марта Президент огласил послание Федеральному Собранию РФ "Порядок во власти - порядок в стране". Б.Ельцин плохо отозвался об исполнительной власти, которая "оказалась неспособной работать без президентского окрика", следовательно, состав правительства следует изменить. Он обвинил Государственную Думу в принятии, а Совет Федерации в утверждении невыполнимых законов.

Б.Ельцин объявил о намерении бороться с коррупцией и организованной преступностью: "Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию..., а коррумпированная часть государственного аппарата "питает" и защищает как криминальный бизнес, так и незаконные действия бизнеса легального". Поскольку уровень экономической преступности "зависит в первую очередь от возможностей незаконного обогащения за счет средств государственного бюджета", Президент обязал правительство покончить с порядком распределения казны через уполномоченные коммерческие банки. К концу текущего года бюджетные деньги должны перетекать в экономику и социальную сферу через учреждения казначейства.

Б.Ельцин обещал усилить судебную власть, пообещав, что начиная с 1998 г. она будет финансироваться "в приоритетном порядке". Конституционному суду РФ поручена борьба с нормотворчеством субъектов Федерации, входящим в противоречие с Конституцией. Кроме того, Президент намерен активизировать работу института своих представителей в регионах.

В Послании также содержалось указание правительству разработать в трехмесячный срок программу сокращения бюджетного дефицита.

Обращение Президента отразило очевидную необходимость изменения правительственной политики. Двухлетний застой сопровождался спадом производства, наращиванием внешнего и внутреннего долгов государства, регионализацией страны, снижением уровня жизни населения. Общее объяснение тому - практический отказ власти от активной реформаторской деятельности. Мировой опыт показывает, что сколько-нибудь длительное нахождение общества в состоянии прерванных реформ, когда старого уклада нет уже, а нового нет еще, рано или поздно приводит к социальным катаклизмам. Иначе говоря, начав реформы сверху, российская власть должна их продолжать. В противном случае, не говоря о судьбе самой этой власти, наступает угроза целостности страны, под вопросом оказывается ее наличие на политико-экономической карте мира.

Правительство практически в полном составе, за исключением В.Черномырдина и нового единственного первого вице-премьера А.Чубайса, было отправлено в отставку. 21 марта в Государственной Думе выступил председатель правительства, который, в частности, заявил, что назначения А.Чубайса и Б.Немцова на должности первых вице-премьеров состоялись по его рекомендации. Среди первоочередных задач нового кабинета министров В.Черномырдин назвал выплату задолженности по пенсиям и заработной плате, а также нормализацию платежной системы. Премьер подчеркнул, что правительство намерено провести реформы в коммунальном хозяйстве и социальной сфере. Было обещано также установить строгий контроль над финансовыми потоками и ценами на продукцию естественных монополий.

Приступив к исполнению своих обязанностей, новые первые вице-премьеры не уставали удивляться. Так, А.Чубайс удивился нереальному бюджету. Тому самому, ради принятия которого правительство выламывало руки Государственной Думе. Он сделал вид, что впервые познакомился с росписью расходов и доходов и 18 апреля произнес "честную речь" в Совете Федерации, заявив о необходимости секвестра бюджета. Легко представить глубокое удовлетворение сенаторов, когда "сам Чубайс" признался в наступлении "чудовищного бюджетного кризиса, масштабы которого ставят под вопрос возможность государства осуществлять свои функции". И весь депутатский корпус срочно заглянул в экономические словари, чтобы выяснить значение мудреного термина "секвестр".

Известно, что есть внешняя история, состоящая из высказываний государственных деятелей, и молчаливая, которая собственно историей и является. Молчаливая история бюджетных средств тесно связана с известными многим четырьмя дырами, через которые утекают деньги из казны и России.

Первая дыра, начало которой просверлено в земле российской, другим концом выходит в подвалы швейцарских и прочих заграничных банков. С 1991 г. через эту дыру-тоннель утекло, по разным оценкам, от 150 до 300 млрд. долл. Ежемесячно, по данным Интерпола, за кордон вывозится 1-2 млрд. долл. Только в Финляндии открыто полторы тысячи российских фирм, вложено 2 млрд. марок и приобретено на вывезенные из России деньги две сотни объектов недвижимости. Вторая дыра - теневой сектор, доля которого в ВВП оценивается от 20 до 40%. Современная налоговая система продолжает диаметр и глубину этой дыры старательно увеличивать. Третья дыра, дна которой вообще не видно, - рынок ценных государственных бумаг. Российские банки только этим рынком и живут. Схема проста. Казна дает банкам деньги, банки крутят их на финансовом рынке и возвращают казне, но получая взамен процент, равный доходности ценных бумаг. В результате, если государство хочет выплатить работникам бюджетной сферы рубль заработной платы, то еще один рубль оно одновременно должно выплатить коммерческим банкам. Четвертая дыра - казнокрадство. По мнению правоохранительных органов, бюрократический аппарат ежегодно крадет до 20% бюджетных денег (около 6 млрд. долл.).

Так что секвестр - очень простое решение бюджетных проблем. Потому что ничего не меняет в сути дела. Масштабов всех видов казнокрадства секвестр бюджета пропорционально не снижает.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России