Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

 
Первое полугодие 1999 года. Внутренняя политика.

 
Формирование нового правительства и его первые шаги

Провал процедуры импичмента в Думе резко снизил способность парламента оппонировать президентской власти в таком важнейшем вопросе, как утверждение кандидатуры нового премьера. Опасения, что Президент в отместку за попытку парламентариев отрешить его от должности предложит им заведомо неприемлемую кандидатуру, во многом предопределили лояльное отношение большинства депутатов к кандидатуре С.Степашина. В этом контексте знаковым для депутатов стало то обстоятельство, что одновременно с назначением С.Степашина и.о. председателя правительства президентским указом первым вице-премьером был назначен министр путей сообщения Н.Аксененко, известный тесными связями с Б.Березовским, Р.Абрамовичем и Т.Дьяченко. С.Степашин, уловив опасения парламентариев, выбрал верную линию во взаимоотношениях с Думой. В публичных выступлениях он неоднократно заявлял о намерении продолжить курс правительства своего предшественника, особенно в части укрепления общественной стабильности, борьбы с криминальным капиталом, защиты отечественного производителя, сохранения в составе кабинета поста вице-премьера по сельскому хозяйству. К 19 мая уже достаточно четко вырисовалась мотивация большинства фракций, утвердивших в этот день кандидатуру нового премьера 301 голосом. Понимая, что влиять на процесс формирования кабинета после провала импичмента у Думы возможности нет, а также осознавая, что новое правительство, скорее всего, будет находиться под плотным контролем президентских структур, депутаты решили не искушать судьбу. В то же время, стремясь сохранить свое политическое реноме перед предстоящими выборами, большинство парламентских фракций предпочло публично дистанцироваться от правительства, назвав его техническим, отказалось направить своих представителей в состав кабинета. При этом Г.Зюганов отметил, что С.Степашину “не дадут работать”. По мнению наблюдателей, это означало, что КПРФ и ее союзники, просчитывая возможность возникновения конфликта между премьером и олигархическими группами, намекали на то, что в случае если С.Степашин захочет стать самостоятельной фигурой, он сможет рассчитывать на поддержку думского большинства.

Значительно облегчила С.Степашину прохождение через Думу нейтральная позиция Совета Федерации. Строго говоря, она была уже предопределена двумя предшествующими событиями: вялой реакцией сенаторов на отставку Е.Примакова и провалом импичмента в Думе. Региональные лидеры, не привыкшие играть роль инициативной силы в политике, предпочли в сложившейся ситуации действовать по привычному сценарию — высказать публичное одобрение новому премьеру в обмен на очередную финансовую помощь Центра.

В новом кабинете основная борьба развернулась за ключевые посты в финансово-экономическом блоке и “силовых” структурах. Поначалу больших успехов удалось добиться группе Б.Березовского — Т.Дьяченко. Так, одним из первых получил новое назначение В.Рушайло, считающийся выдвиженцем Б.Березовского. Другой ставленник этой группы — М.Зурабов — получил пост главы Пенсионного фонда. Группе А.Чубайса и союзных с ним олигархов (М.Фридмана, В.Гусинского, М.Ходорковского) на первых порах успехов добиться не удалось. Это едва ли не привело к новому правительственному кризису, когда, вопреки договоренностям между премьером и Президентом, группа Т.Дьяченко — А.Волошина попыталась полностью взять под свой контроль финансово-экономический блок правительства. Однако, в конечном счете, благодаря консолидированному давлению “обиженных” олигархических групп ситуацию удалось выровнять: финансово-экономический блок поручили курировать новому первому вице-премьеру В.Христенко, близкому А.Чубайсу, а ВПК из-под контроля Н.Аксененко перешел к новому вице-премьеру И.Клебанову, также связанному с А.Чубайсом и С.Степашиным еще по их работе в Петербурге (впрочем, по некоторым сообщениям, И.Клебанов реально контролируется группой Березовского-Абрамовича). При этом и Минфин, и МГИ, и МНС, формальное кураторство которых закреплено за С.Степашиным, реально находятся в оперативном распоряжении В.Христенко.

Таким образом, уже в начале июня стало ясно, что идея формирования олигополии, монополизации основных “командных высот” одним кланом натолкнулась на существенные трудности.

На страницу назад

 
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России