Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Международное положение.
 

Россия - СНГ - Запад

Минувший период охарактеризовался новыми мерами, направленными на поддержание общности постсоветского пространства на фоне все более откровенных усилий Запада, и прежде всего США, по недопущению какой-либо существенной реинтеграции бывших республик СССР в политической и военной областях. И все же дальнейшая судьба Содружества остается неясной. Если в Москве сторонники реинтеграции видят СНГ прообразом нового объединения постсоветских республик, то для остальных членов интерес заключается главным образом в получении экономической помощи (используя заинтересованность России в сохранении политико-стратегической целостности постсоветского пространства).

За минувший период произошли два события, которые обозначили формирование в рамках СНГ более твердого интеграционного ядра. 29 мар-та в Москве на высшем уровне был заключен договор об углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Правда, по мнению ряда аналитиков, он не содержит ничего нового в сравнении с тем, что уже было записано в соглашениях об образовании СНГ и в последующих документах Содружества, так и не реализованных в ключевых своих положениях (общий рынок в области товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, транспорта, энергетики и др.).

В отличие от "договора четырех" российско-белорусский договор о создании Сообщества суверенных республик (ССР) предусматривает движение в направлении межгосударственного объединения, хотя лидеры двух государств продолжают по-разному трактовать степень предполагаемой интеграции и ее конечные формы.

На этом фоне Запад продолжает энергично наводить мосты с новыми независимыми государствами, все более откровенно демонстрируя свое стремление воспрепятствовать какой-либо политической реинтеграции постсоветского пространства. Наиболее серьезная ставка делается при этом на Украину и Прибалтику, с учетом амбиций их лидеров. Так, президент Украины Л.Кучма на сессии Ассамблеи Западноевропейского Союза, проходившей в Париже в первой декаде июня, заявил, что статус Украины как неприсоединившегося государства не исключает права на вхождение в "любую военно-политическую структуру, которая стремится стать элементом европейской и трансатлантической безопасности".

Запад поддерживает "самостийность" Украины в сфере безопасности, поощряя тенденции в ее политике, препятствующие военно-поли-тической интеграции в СНГ, как противовес усилиям России по консолидации постсоветского пространства.

Что касается прибалтийских государств, то США важно сохранить их в своем силовом поле, не давая им в то же время каких-либо обещаний о сроках приема в НАТО. Это продемонстрировала июньская встреча Б.Клин-тона с президентами Литвы, Латвии и Эстонии. В Вашингтоне в последние месяцы большое внимание уделяется усилиям Швеции и Финляндии по интеграции прибалтийских республик в западное сообщество. Со своей стороны, Стокгольм и Хельсинки пытаются подтолкнуть Запад к тому, чтобы возложить на Европейский Союз бремя обеспечения их безопасности (поскольку шансов на вступление в НАТО в ближайшее время у Эстонии, Латвии и Литвы нет), ускорив для этого принятие прибалтийских республик в ЕС (ЗЕС), несмотря на их очевидное несоответствие требуемым стандартам. Этот вопрос обсуждался 6 августа на переговорах в Вашингтоне между президентом Б.Клинтоном и премьер-министром Швеции Й.Перссоном. По мнению ряда аналитиков, к подобному сценарию все больше склоняются и США, готовые дополнить его расширенным сотрудничеством НАТО с прибалтийскими республиками по линии программы "Партнерство во имя мира". Главное препятствие для его реализации - необходимость кардинальным образом пересмотреть стратегию развития ЕС, а против этого возражают многие входящие в него страны.

Относительно новой тенденцией для политики США в последнее время стала активизация связей с Узбекистаном как со страной, наиболее активно противодействующей российскому влиянию в центральноазиатском регионе (визит И.Каримова в Вашингтон в июне). При этом проблемы прав человека и нарушения демократии в Узбекистане фактически отодвинуты на второй план.

Даже такой верный союзник России, как Белоруссия, не полностью закрыт для Запада в деле поощрения "геополитического плюрализма" на постсоветском пространстве. Июльский визит А.Лукашенко во Францию, который в Минске считают успешным, проходил на фоне растущего недовольства лидера Белоруссии неэффективностью российско-белорусского союза, от которого он ожидал значительно большего.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России