Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Социологические исследования
 
 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНЪЮНКТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЫНКА "ИНМАРСО"

 

МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЖИЗНИ СТОЛИЦЫ

 

Работа выполнена по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы

Руководитель темы: профессор О. З. Mуштук

 

Москва, июль 1998

 

В ВЫПУСКЕ:

О.З.Муштук. Место и роль малого бизнеса в жизни Москвы (аналитическая записка)

Е.С.Яхонтова. Московская пресса о роли и месте малого бизнеса в жизни столицы (контент-анализ)

Приложения

Итоги фонового опроса

Дифференциация итогов фонового опроса:

 

МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЖИЗНИ МОСКВЫ

Центральной хозяйственно-политической задачей перехода России к рынку выступает разгосударствление экономики или, говоря иначе, разделение власти и собственности. Первая, т.е. политическая власть, как это и положено по природе вещей, должна сосредотачиваться в руках государства, тогда как собственность, олицетворяющая собой экономическую власть, - преимущественно в руках частных предпринимателей. При этом речь идет не о предельной концентрации и монополизации этой последней в среде бизнес-элиты и финансовой олигархии, а о ее максимальной "диффузии" и распылении среди массы рядовых граждан с целью формирования крупного массива класса мелких собственников и предпринимателей, которые в западных странах составляют основу их социально-профессиональной структуры, придавая ей исключительно "ромбовидный характер".

В этой структуре, наряду с располагающимся на ее верхнем срезе меньшинством очень богатых людей и располагающимся в ее основании бедным меньшинством, все остальное социальное пространство занимают просто богатые или зажиточные слои населения, чье благосостояние строиться исключительно на свободно организованном труде, предприимчивости, образовании и т.д. Именно эти слои в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития демократических государств, так как, с одной стороны, являются непосредственными массовыми производителями общественно необходимых товаров и услуг, с другой - их потребителями.

Следует особенно подчеркнуть, что малый бизнес или малое предпринимательство образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и обслуживающих местное население. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем их производства в различных странах составляет от 33 до 66%. Кроме того, этот сектор более динамично создает рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а в малом бизнесе за этот же период было создано 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.

В свете этой статистики безусловно прав руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, министр правительства Москвы Е. Егоров, который в интервью еженедельнику "Куранты" (№8 за 1997 г.) опровергает точку зрения на то, что малый бизнес - явление временное, относящееся к переходному периоду экономики. Напротив, подчеркивает он, время обезличенной собственности в виде монополий завершается и "лишь частный бизнес в состоянии двигать вперед и общество, и науку. И мир идет к тому, чтобы решать задачи производства и другие проблемы малым числом работающих. Это становиться закономерным".

С этой точки зрения особый интерес представляют вопросы, связанные с судьбами становления и развития малого предпринимательства в России, в рамках которого в масштабе всей страны уже сегодня насчитывается более 850 тыс. функционирующих предприятий, дающих, по самым скромным подсчетам, около 12% ВНП. Особенно это касается Москвы, где, по последним данным, число частных малых и средних предприятий превысило 240 тыс. единиц, а число занятых на них - почти 3 млн. человек.

Как москвичи оценивают место малого бизнеса в жизнедеятельности столицы? Какими видятся ими основные проблемы и "болячки" развития этого сектора, равно как и их объективные и субъективные причины? В каком свете предстает перед ними та роль, которую играют в решении всех этих проблем и стимулирования мелкого предпринимательства городские власти?

Ответы на эти и другие вопросы и преследовало проведенное исследование "Место и роль малого бизнеса в жизни Москвы". В качестве составляющих в него вошли:

  • контент-анализ московской прессы по избранной проблематике
  • фоновый опрос москвичей по специально разработанной анкете
  • специальная выборка ответов респондентов, построенная на различиях в уровне и характере образования
  • специальная выборка ответов респондентов, построенная на различиях социально-профессионального статуса
  • специальная выборка ответов респондентов, построенная на различиях "поселенческой географии"

 

ПАСПОРТ РЕСПОНДЕНТОВ

Общее количество опрошенных в июне-июле 1998 г. составило 1201 человек. Их демографические, статусно-ролевые и иные характеристики представлены следующими данными: 

По признаку пола:

( в % к итогу)

1. Мужской 46,8
2. Женский 52,4

 

По возрастным категориям:

( в % к итогу)

1.До 20 лет 11.2
2. от 21 до 30 39,4
3. от 31 до 40 16,1
4. от 41 до 50 19.6
5. от 51 до 60 9,0
6. от 61 и старше 3,8

 

По уровню образования

( в % к итогу)

1. Среднее, в том числе средне-специальное 22,8
2. Незаконченное высшее 23,6
З. Высшее 51,8
4. Не определились 1,8

 

По социально-профессиональному статусу

(в % к итогу)

1. Студент Вуза, техникума, колледжа 27,9
2. Руководитель высшего звена 2,5
3. Государственный чиновник и служащий 16,1
4. Предприниматель, коммерсант, рыночный торговец 10,9
5. Наемный работник, занятый в частном секторе 21,0
6. Работник социальной сферы (учитель, врач и т.д.) 6,7
7. Военный, работник правоохранительных органов 3,0
9. Квалифицированный рабочий 2,5
10. Пенсионер 3,7
11. Другое 4,0

 

По территории проживания

(в % к итогу)

1. Центральный 2,6
2. Западный 6,8
3. Южный 24,9
4. Юго-Западный 3,2
5. Юго-восточный 9,8
6. Северный 9,0
7. Северо-западный 5,3
8. Северо-восточный 15,3
9. Восточный 7,6
10. Ближнее Подмосковье 6,7
11. Не определились 8,7

 

Как видно из совокупности всех этих данных, опросом охвачены основные категории москвичей, связанные с мелким предпринимательством или в качестве его непосредственных социальных носителей, т.е. мелких предпринимателей, коммерсантов, рыночных торговцев, а также наемных работников, занятых в этом секторе экономики, или же в качестве массовых потребителей, производимых в нем товаров и услуг. При этом, что очень важно, многие из представленных в опросе социально-профессиональных категорий (вузовская молодежь, работники науки и образования, военные и др.) являются по отношению к малому бизнесу той средой, за счет которой происходит его расширенное воспроизводство, т.е. обеспечивается механический прирост и увеличивается число мелких собственников и бизнесменов. Существенно и представительство городских чиновников и служащих, которые постоянно взаимодействуют с мелкими предпринимателями в роли официальных лиц, т.е. власти, которая регулирует жизнедеятельность малого предпринимательства и обеспечивает необходимое для его эффективного развития правовое пространство. Кроме того, в опросе широко представлены жители всех столичных окружных департаментов, что дает возможность проследить территориальные зависимости в характере и объемах развития малого бизнеса, а также тех проблемах, которые существуют в этом секторе экономики в разных городских районах.

 

ОБЩИЕ ИТОГИ ОПРОСА И НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ К НИМ

 

Вопрос №1 Считаете ли Вы, что целенаправленная поддержка и развитие малого бизнеса составляют в политике московского правительства одно из стратегически важных направлений городских реформ ? Ответы респондентов распределились следующим образом (в % к итогу):

1.Да, несомненно 26,7
2. Скорее да, чем нет 40,4
3. Скорее нет, чем да 23,5
4. Однозначно нет 7,5
5. Другое 1,1

Как видно из этих данных, подавляющее большинство опрошенных москвичей в 67,1% считают, что в политике московских властей целенаправленная поддержка и развитие малого бизнеса в целом составляют стратегически важное направление городских рыночных реформ. Процент "сомневающихся" по этому поводу, т.е. определившихся по варианту "скорее нет, чем да" составляет 23,5%, и только 7,5% однозначно исходят из того, что такое направление в политике городских властей отсутствует вообще. При этом такого рода положительный "расклад" оценок с небольшими отклонениями от фонового характерен практически для всех возрастных групп респондентов. Так, по первым двух вариантам вместе взятым наиболее высокий показатель выявлен среди лиц, не старше 20 лет - 71,9%, тогда как наименьший - 59,7% в возрастной группе от 51 до 60 лет.

Особый интерес представляет анализ ответов респондентов в зависимости от их социально-профессионального статуса. По этому же критерию, т.е. сумме результатов по первым двум вариантам выстраивается нижеследующая иерархия (по нисходящей, в % к итогу):

Руководители высшего звена 76,9
Студенты Вузов, техникумов, колледжей 71,0
Предприниматели и коммерсанты 71,1
Военные, работники правоохранительных органов 71,0
Работники социальной сферы (учителя, врачи и др.) 69,2
Государственные чиновники и служащие 64,6
Наемные работники, занятые в частном секторе 64,0
Пенсионеры 57,9
Квалифицированные рабочие 50,0

Из этих данных отчетливо видно, что из девяти представленных в опросе социально-профессиональных категорий москвичей, у пяти из них положительные оценки деятельности городских властей в сфере поддержки и развития малого предпринимательства даже несколько превышают фоновые. И только у двух категорий - пенсионеров и особенно квалифицированных рабочих они намного ниже.

Заслуживает внимания и анализ ответов респондентов в зависимости от территории проживания. Если опять же взять в качестве критерия все ту же сумму положительных результатов по первым двум вариантам, картина следующая (по нисходящей, в % к итогу):

1. Северо-Восточный 75,0
2. Северный 68,5
3. Западный 68,1
4. Восточный 66,6
5. Южный 65,7
6. Северо-Западный 61,1
7. Юго-Западный 60,6
8. Юго-Восточный 59,0
9. Центральный 51,8

Как видно из этих данных, самую высокую оценку политике московского правительства в области поддержки и развития малого предпринимательства дают респонденты Северо-Восточного округа - 75,0%, тогда как меньше всех эту оценку высказывают жители Центрального АО, участвовавшие в опросе - всего 51,8%. У преобладающего большинства жителей других округов данная оценка близка к фоновой.

 

Вопрос №2. На Ваш взгляд, что положительного для нашего города несет в себе развитие малого бизнеса?

Ответы респондентов выстраивают весьма примечательную иерархию (по нисходящей, в % к итогу):

1.Создаются новые рабочие места и расширяется активная занятость населения 71,1
2. Обеспечивается насыщение столичного рынка продуктами питания и товарами первой необходимости 53,2
3. Формируется и растет сословие мелких собственников и предпринимателей - костяк будущего среднего класса 52,3
4. Городская казна существенно пополняется за счет средств, выплачиваемых малыми предприятиями в виде налогов, а также лицензионных и арендных выплат 50,2
5. Расширяется ассортимент и улучшается качество услуг в социально-бытовой сфере 39,2
6. Преодолеваются социально-иждивенческие настроения и люди все в большей мере приучаются к тому, что надо рассчитывать исключительно на себя, а не на "милости" властей 39.0
7. Благоустраиваются рынки, центры розничной торговли и общественного питания 33,5
8. Другое 1.7

Эти данные говорят сами за себя - подавляющее большинство респондентов вне зависимости от возрастных, социально-профессиональных и т.д. различий расценивают развитие института мелкого частного предпринимательства в нашем городе исключительно как общественное благо. При этом особенно высоко оценивается роль малого бизнеса в создании новых рабочих мест и расширении активной занятости населения, формировании и росте сословия мелких собственников и предпринимателей, которые уже сегодня образуют крупный массив тех горожан, многих из которых можно с полным основанием отнести к "среднему классу".

Не осталось без внимания москвичей и то обстоятельство, что с развитием сектора малого бизнеса столичный рынок практически полностью насыщен продуктами питания и товарами массового повседневного спроса. В результате из нашей жизни навсегда (по крайней мере, очень хочется верить, что навсегда) ушло такое уродливое явление "застойных лет", как товарный дефицит и многочасовые стояния в очередях. Теперь основная проблема не в том, что, а на что купить.

Достаточно солидным является "вес" малого бизнеса в формировании городского бюджета. И хотя это не 65% бюджетных поступлений, как это имеет место в ФРГ, тем не менее, каждый третий рубль в московскую городскую казну поступает именно от малого бизнеса. Это те средства, которые выплачиваются малыми предприятиями в виде налогов, лицензионных и арендных выплат и т.д.

Наконец, что очень важно, среди нашего населения постепенно преодолеваются привитые социализмом социально-иждивенческие настроения и люди все в большей мере приучаются к тому, что бы "вертеться", т.е. рассчитывать исключительно на себя, на свои таланты, активность и предприимчивость, действуя по принципу "на Бога (т.е. властей) надейся, но сам не плошай". И если ты хочешь жить лучше, то иного пути, кроме как больше и лучше работать нет.

 

Вопрос №3. По Вашему мнению, связаны ли между собой развитие малого бизнеса и такое негативное явление в жизни нашего города, как разгул преступности и насилия?

Да, самым непосредственным образом 17,8
В значительной мере 28,0
Частично 42,0
Однозначно нет 10.3
Другое 1,5

Из этих данных отчетливо видно, что абсолютное большинство респондентов в 87,7% считают, что между развитием малого бизнеса и разгулом преступности и насилия в нашем городе существует если и непрямая, то, по меньшей мере, опосредованная связь. Только 10,3% опрошенных москвичей исходят из обратного, т.е. полностью отрицают наличие такой связи. При этом самый высокий процент такого отрицания характерен для возрастной группы от 21 до 30 лет - 13,4%, тогда как наименьший - всего 5,3% среди лиц, не старше 20 лет.

Больше других настаивают на существовании самой непосредственной прямой связи между развитием малого бизнеса и преступностью такие социально-профессиональные категории, как пенсионеры (39,5%), квалифицированные рабочие (38,5%) и работники социальной сферы (25,0%), тогда как меньше других - прежде всего руководители высшего звена (7,7%), а также сами предприниматели и коммерсанты (13,5%).

Из убеждение в том, что развитие малого бизнеса и преступности лишь отчасти связаны между собой, больше других исходят респонденты- жители Восточного АО - 47,4%, тогда как меньше других - Юго-Западного округа -30,3%. Как значительную, больше других определяют эту связь участники опроса, проживающие в Северо-Западном АО -35,2%, тогда меньше других - из Восточного -23,1%.

Как бы там ни было, но проблема действительно существует. Иначе не было в нашем городе связанных с недобросовестной конкуренцией и переделом сфер влияния многочисленных кровавых разборок, чуть ли не ежедневных заказных убийств предпринимателей и коммерсантов и т.д. Не было бы и того, что называют "криминальной крышей" малого бизнеса, т.е. того, что один из респондентов назвал "жесткой зависимостью мелких предпринимателей и торговцев от "братков", т.е. криминальных структур, которые облагают этот сектор особым видом налога - рэкетом и взимают его с неукоснительной регулярностью.

 

Вопрос №4 На Ваш взгляд, преимущественно из каких социально-профессиональных слоев и групп формируется в Москве малый бизнес?

Ответы респондентов позволяют выстроить следующую иерархию социально-профессиональных источников расширенного воспроизводства малого бизнеса в Москве ( по нисходящей, в % к итогу):

1. Потенциальных и реальных безработных 45,5
2. Из числа государственных чиновников и служащих 42,9
3. Работников системы школьного и высшего образования, а также НИИ системы РАН и промышленных КБ 42,2
4. Криминалитета 41,7
5. Довузовской и вузовской молодежи 37,8
6. Демобилизующихся военных и работников правоохранительных органов 35,6
7. Пенсионеров 10,5
8. Другое 4,1

Выстроенная иерархия, как представляется, вполне имеет право на жизнь. Ибо, действительно, многие из представленных в ней категорий москвичей пришли в малый бизнес потому, что, как говорят в народе, "нужда заставила". Именно они формируют один из наиболее массовых сегментов отечественных предпринимателей, а именно: "предпринимателей в силу обстоятельств " или "предпринимателей поневоле".

В их числе, как это справедливо отметило большинство респондентов, находятся прежде всего безработные - не только те, кто официально зарегистрирован в этом качестве на бирже труда, но и скрытые безработные, безработные, так сказать, в "потенции", т.е. те, которые работают по сокращенному графику или неполную рабочую неделю, и над которыми постоянно довлеет "дамоклов меч" увольнения и потери привычного статуса. В это число входит также крупный социальный массив тех, кто находится в длительных неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусках.

Затем следуют "новые бедные", т.е. те категории населения из числа прежде всего пенсионеров, а также работников социальной сферы, системы высшего и среднего образования, НИИ и КБ, чей жизненный уровень упал настолько низко, что единственным реальным выбором для его поддержания на сколь-нибудь приемлемом уровне оказывается либо смена специальности, либо предпринимательская деятельность в сфере малого бизнеса.

Значителен в малом бизнесе и удельный вес "жертв конверсии", т.е. демобилизующихся военных, программа помощи которым построена таким образом, что подталкивает многих из них к тому, что бы напрямую заняться предпринимательством, хотя сами они без этого "побуждения" скорее всего не обратились к проблемам бизнеса.

Идут в бизнес и "начальники", т.е. государственные чиновники и служащие, хотя в их среде доминирует не вышеобозначенный тип "предпринимателей поневоле", а те, которые покинули "властные кресла" добровольно, на основе осознанного выбора, предварительно обеспечив себе, используя возможности "начальствующего статуса" и обширные связи, гарантированность старта и высокий уровня доходности "дела". Не случайно проблема квалифицированного кадрового обеспечения городских управленческих структур в нашем городе по-прежнему стоит довольно остро. Ибо в бизнес уходят, как правило, не худшие, а лучшие.

В значительной мере связывают свою судьбу с бизнесом, если и не в форме собственного дела, то, по меньшей мере, в виде работы в престижной коммерческой фирме большинство московских студентов, многие из которых, особенно старшекурсники, успешно делают это уже сегодня.

Из все сказанного можно заключить только одно: социальными источниками формирования малого бизнеса в Москве выступают практически все слои населения и свои корнями этот сектор городской экономики прочно врастает в народ и произрастает из него.

Вопрос №5. Занятие малым бизнесом в нашем городе это, по Вашему мнению, кратчайший путь:

1. К самоутверждению себя как свободной и независимой личности 57,2
2. Реализации своих идей и талантов в любимом деле 53,2
3. Благополучию и процветанию 44,0
4. Беспокойной жизни и работе по 24 часа в сутки 68,9
5. Жизни в постоянном страхе за себя и своих близких 40,0
6. Тюремному заключению 10,1
7. Преждевременной и насильственной смерти 18,5
8. Другое 3,7

Как видно из этих данных, из всего перечня того, что несет в себе занятие малым бизнесом в нашем городе, абсолютное большинство респондентов, в том числе предпринимателей и коммерсантов, на первое место поставили ценности свободы, т.е. возможности самоутверждения себя в качестве автономного и независимого индивида, стать хозяином своей собственной судьбы, реализовав в любимом деле свои идеи и таланты. При этом преобладающее большинство опрошенных москвичей очень четко осознают, что быть предпринимателем - значит работать без выходных, что называется, по 24 часа в сутки. Это значит персонально и в полном объеме отвечать за свое дело - при чем отвечать как с точки зрения его экономической эффективности, так и в плане надлежащего исполнения законов, равно как и обязательств по отношению к партнерам и потребителям и т.д. И нет ничего удивительного в том, что такой напряженный труд на себя и одновременно на общество позволяет предпринимателям обеспечивать свои семьи более высоким по сравнению с семичасовой работой по найму уровнем благополучия и процветания. Правда, следует особо подчеркнуть, что материальный достаток и благополучие в выстроенной респондентами, в том числе из разряда предпринимателей, иерархии, стоят только на четвертом месте

Но поскольку наше общество еще не привыкло к богатству и богатство еще слишком контрастно на фоне бедности, то преуспевающий бизнесмен постоянно находится под колпаком зависти и корысти. На него, на это богатство, как пишет на страницах "АиФ" жена одного отечественного миллионера, "слетаются и те, кто просит, и те, кто требует, в том числе и с помощью изрыгающих свинец игрушек". Поэтому респонденты вполне обосновано указывают на то, что заниматься бизнесом и, тем более, преуспевать в этом деле, - это значит в наших условиях в значительной мере обрекать себя на жизнь в постоянном страхе за себя и своих близких.

Безусловно правы и те респонденты, которые считают, что занятие бизнесом с большой долей вероятности может стать кратчайшим путем к преждевременной и насильственной смерти. Не секрет, что в масштабе всей России число преднамеренно убитых предпринимателей и коммерсантов исчисляется уже не сотнями, а тысячами человек.

В то же время следует обратить особое внимание на то, что по этим двум последним позициям ответы респондентов из числа самих предпринимателей и коммерсантов не столь пессимистичны. Они не только не совпадают с фоновыми, а намного ниже их. Так, постоянный страх среди этой категории опрошенных за себя и своих близких испытывают только 28,8% против 40,0% фоновых; возможность преждевременной и насильственной смерти не исключают всего 9,9% против соответственно 18,5% фоновых.

Тем не менее, из этой выстроенной респондентами иерархии можно заключить, что занятие бизнесом в нашем городе имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Первые связанные с развитием гарантированного и поддерживаемого властями самого института частного предпринимательства и теми возможностями, которые этот институт создает для самореализации индивида в качестве свободной и преуспевающей личности, в том числе и в осуществлении права экономически быть неравным другим при равенстве всех перед законом. Вторые, т.е. отрицательные стороны, в значительной мере определяются нашей ментальностью, т.е. восприятием богатства как Богу неугодного дела и желанием равенства и справедливости по принципу: "Если все не могут иметь одинаково много, то все должны довольствоваться одинаково малым". Однако главное упирается все же в домогательства со стороны "братков", в то, что в силу определенных обстоятельств многие предприниматели вынуждены работать в "тени", где их уже поджидают "крутые" "с бычьими бритыми затылками" парни в фирменных кожаных куртках. Поэтому задача максимально оградить и защитить мелких бизнесменов от криминалитета по-прежнему остается одной из главных в работе московских правоохранительных органов и силовых структур.

Вопрос №6. Прежде всего с чем, по Вашему мнению, связаны повседневные проблемы малого бизнеса в нашем городе?

Ответы респондентов выстраивают следующую иерархию повседневных, относящихся к разряду "животрепещущих" проблем развития малого бизнеса в Москве (по нисходящей, в % к итогу):

1. Уровнем налогообложения и объемами лицензионных и арендных выплат 69,1
2. Давлением (т.е. взиманием "рэкет-налога") со стороны уголовно-криминальных структур 66,8
3. Чиновничьим "рэкетом" (т.е. взиманием так называемой "взятки-налога") со стороны таких надзорно-контролирующих властных инстанций, как СЭС, пожарная служба, муниципальная милиция и т.д.) 66,7
4. С бюрократическими рогатками и проволочками при решении всякого рода организационных вопросов с властями (регистрации, получении лицензий, аренде помещений и т.д.) 64,7
5. Нехваткой экономических и юридически-правовых знаний и профессионального опыта 40,7
6. Трудностями в поисках ресурсов и стартового капитала (т.е. получении кредитов и ссуд) 40,6
7. Невыполнением (или недобросовестным, некачественным выполнением) обязательств партнерами 25,6
8. Другое 1,6

Думается, что эта иерархия повседневных проблем малого бизнеса в нашем городе, которые по-прежнему упираются в существующую практику его регулирования со стороны властей и незащищенность перед лицом организованной преступности, вполне отвечает сложившимся реалиям. Не так давно бывший председатель федерального Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства И. Хакамада в интервью газете "МК" следующим образом охарактеризовала ситуацию в этом секторе: "Есть финансовый кризис, совершенно не стимулирующий политику банков и кредитную ставку рефинансирования по отношению к малому предпринимательству. Кроме кризиса, мы имеем неэффективную налоговую систему, являющуюся, с одной стороны, чисто фискальной, с другой -стимулирующей уход от налогов предприятий в "тень". Отсутствуют льготные условия по аренде недвижимости. Существует огромное количество бюрократии, прежде всего на местном уровне, действующей зачастую в своих интересах, что приводит к увеличению коррупции".

Уместно в этой связи привести и очень "сердитую" на властей публикацию в "МН" генерального секретаря Российской ассоциации налогоплательщиков И. Динеса "Что стоит за трагедией в Лужниках". В ней автор высказывает свое несогласие в том, что эта трагедия и последовавшие за ней волнения произошли на национальной почве, и утверждает, что скорее всего национальный вопрос тут ни при чем. Ибо то "состояние, в котором находится у нас "челночный" и любой другой малый бизнес, неизбежно приводит к криминальным случаям". Более того, пишет далее И. Динес, мы даже в "определенной степени привыкли к тому, что он криминализован. Но разве "теневые" явления в нем - вина самих челночников? Отвечая на этот вопрос, автор видит причины всех бед в том, что существующая государственная система единственную свою опору "видит в разветвленной и всепроникающей бюрократии. Низкая экономическая эффективность государственного управления не позволяет прокормить низших исполнителей этой машины, и эта задача успешно решается путем паразитирования на предпринимательской инициативе. При этом государство одной рукой показывает "морковку" государственной поддержки, а другой превращает новые предприятия в целом в "кормушку" для самых "необеспеченных" своих помощников. В результате любая предпринимательская инициатива оказывается обречена на разорение". И малый бизнес приносится в жертву низовой бюрократии.

К чему сводится чиновничий рэкет, автор подробно описывает на примере жизнедеятельности маленького торгового киоска на любом из многочисленных оптовых рынков Москвы, и со знанием дела пишет: "Доход предпринимателя, здесь не так велик: обычная норма прибыли составляет 8 - 9 процентов. Дополнительный доход приносит торговля нелицензионным товаром - например поддельной водкой. В праздничный или ярмарочный день можно выгодно торговать разной снедью и напитками - такая торговля может сделать двойной оборот. Теперь посмотрим на расходы. Место на рынке стоит, как правило, 10 - 15 тысяч новых рублей в месяц. Кроме того, необходимо платить различные сборы администрации и "дружить" с многочисленными ведомствами и организациями, которые способны принести большие и малые неприятности. "Тарифы" здесь примерно следующие: СЭС приходится "отстегивать" 70 - 100 рублей в месяц, дороже обходятся пожарники и энергетики. Последние, к примеру, могут выставить такой счет за электроэнергию, будто у вас в ларьке не оптовая торговля, а алюминиевое производство. Многие чиновники предпочитают сразу договариваться с администрацией рынка и получают в качестве "дани" пару пустых палаток, которые потом сами сдают в аренду".

В заключении И. Динес высказывает довольно пессимистический взгляд на перспективы развития малого предпринимательства и считает, что результатом такой узаконенной политики чиновничьего рэкета "могут стать кризис предпринимательской инициативы и формирование системы "клиентеллы". Смысл такой экономической системы, - по его мнению, - заключается в том, что формально свободные граждане не будут иметь возможности стать свободными собственниками и производителями и вынуждены будут примыкать к "сильным", оставаясь до конца в русле их политики и их представлений о правильном устройстве общества. При этом формальная свобода мелкого производителя окажется сведена на нет именно бюрократическими препонами и вынудит его принести свою инициативу, свой талант и небольшой капитал на алтарь интересов избранных".

Можно, конечно, соглашаться или не соглашаться с выводами автора, но нельзя не признать, что низовая (именно низовая, а не верхушечная) коррупция в нашем городе действительно процветает. И мелким предпринимателям не остается ничего другого, кроме как "делиться" с местными носителями различных видов власти (административной, надзорно-контролирующей, правоохранительной и т.д.) для того, чтобы выжить. Поэтому не случайно подавляющее большинство респондентов из числа предпринимателей и коммерсантов именно эти проблемы поставили на первое место.

 

Вопрос №7. Считаете ли Вы, что по отношению к малому бизнесу крупный отечественный капитал, и прежде всего банковский, играет роль заботливого старшего брата, помогающего младшему стать на ноги?

1.Да 5,6
2. Скорее да, чем нет 15,4
3. Скорее нет, чем да 42,1
4. Нет 35,4
5. Другое 0,9

Из этих данных недвусмысленно следует, что в отличие от западных стран, в которых крупный капитал по отношению к мелкому проводит политику осознанного патернализма ( от лат. Раtеrnus -отцовский, отеческий) т.е. действительно играет роль "заботливого старшего брата", отечественный крупный капитал в этом отношении смотрится глазами респондентов сугубо негативно. Только всего чуть более 20% опрошенных москвичей считают, что нынешняя бизнес-элита, и прежде всего из разряда банковской, действительно озабочена тем, как помочь мелкому предпринимательству стать на ноги, тогда как подавляющее большинство в 75,5% исходит из обратного, т.е. отрицает ее сколь-нибудь значительную роль в этой сфере. При этом, что характерно, среди респондентов-предпринимателей этот показатель еще выше и составляет 80,1%. Когда автор данных строк спросил своих слушателей из числа мелких и средних предпринимателей, может ли "простой смертный" получить в коммерческом банке кредит или ссуду для открытия собственного дела, все они "сделали круглые глаза". В этой связи в уже упоминавшемся интервью газете "МК" И. Хакамада советует малым предприятиям самим собирать финансовые ресурсы и кредитовать другу друга через кредитные кассы взаимопомощи, т.е. возродить существовавшие в России до 1917 г. многочисленные "товарищества на вере".

 

Вопрос № 8. Где, на Ваш взгляд, выше уровень сервиса?

Ответы респондентов распределились следующим образом ( в % к итогу):

1. В частных коммерческих структурах 38,0
2. В государственных 1,0
3. Скорее в частных, чем в государственных 38,9
4. Скорее в государственных, чем в частных 2,1
5. Ив тех, ив других он одинаково высок 1,7
6. Ив тех, и в других он одинаково низок 16,0
7. Другое 1,5

Эти данные со всей очевидностью свидетельствуют в пользу развития не государственных, а исключительно частных коммерческих структур. Подавляющее большинство опрошенных москвичей в 76,9% считают, что в целом уровень сервиса в этих структурах существенно превышает государственные. И только 16,0% исходят из убеждения, что он такой же низкий, как и в системе государственной торговли и услуг, т.е. не выходит за пределы унаследованного от "социалистического торгового прошлого" откровенного "хамства" во взаимоотношениях между продавцами и покупателями.

Особенно высоко оценивают уровень сервиса в частных коммерческих структурах респонденты младших возрастных групп. Так, суммируя результаты ответов по вариантам №1 и 3, мы получим показатель в 81,5% среди лиц, не старше 20 лет и 84,3% в возрастной группе от 21 до 30 лет. Среди различных статусно-дифференцированных категорий респондентов пальма первенства по этому же показателю принадлежит студенчеству - 85,2%, руководителям высшего звена - 84,7%, а также предпринимателям и коммерсантам -81,0%, тогда как в роли аутсайдеров выступают пенсионеры - 64,8% и государственные чиновники и служащие - 65,3%.

Из убеждения, что уровень сервиса одинаково низок как в частных, так и государственных коммерческих структурах больше других исходят респонденты-жители Юго-Западного округа -303%. Затем по нисходящей следуют жители: Северного -21,7%, Юго-Восточного - 21,0% и Восточного АО -19,2% и т.д.

 

Вопрос №9. Приходилось ли Вам, а также Вашим друзьям и знакомым сталкиваться в качестве покупателя или заказчика с преднамеренным обманом и надувательством со стороны частных предпринимательских структур?

1. Да, что называется, на каждом шагу 9,1
2. Нередко 22,7
3. Время от времени 37,6
4. Крайне редко 22,6
5. Никогда 6,6
6. Другое 0,6

На первый взгляд, эти данные противоречат результатам ответов респондентов на предыдущий вопрос. На самом деле никакого противоречия здесь нет. При более высоком по сравнению с государственными уровне сервиса в частных коммерческих структурах, он, тем не менее, весьма далек от того уровня, который существует в западных странах. Приходится, к сожалению, констатировать, что в отечественном бизнесе ориентация на то, чтобы "обуть", "кинуть", объегорить" и т.д. потребителя, т.е. "всучить" ему некачественный, залежалый товар под видом товара "экстра-класса" в целом пока преобладает. Поэтому неслучайно только всего 6,6% респондентов в своих взаимоотношениях с частными коммерческими структурами не встречались с подобного рода фактами, тогда как подавляющее большинство в 92,0% пусть и не на каждом шагу, пусть даже время от времени или крайне редко, но обязательно выступали жертвами подобного надувательства. Не секрет, что еще не было случая, что бы в ходе регулярно осуществляемых соответствующими городскими службами рейдов по коммерческим магазинам и предприятиям общепита не были бы выявлены вопиющие нарушения правил торговли. Систематические обсчеты покупателей, недовесы, "недовложения", продажа фальсифицированных спиртных напитков, продуктов с истекшими сроками годности, без маркировки и т.д. - таков далеко не полный букет тех "производственных технологий", с помощью которых многие предпринимательские структуры преднамеренного "объегоривают" горожан.

Чаще других с этим преднамеренным "объегориванием" сталкиваются респонденты Юго-Западного административного округа - 45,5% по сумме ответов на варианты №1-2. Затем по убывающей следуют жители: Западного - 39,1%, Южного - 33,1%, Северного - 31,5% и т.д. Замыкают эту иерархию на ее нижней ступени респонденты из жители Восточного АО - всего 24,4%.

 

Вопрос №10. Как. по Вашему мнению, влияют на эффективность малого бизнеса в нашем городе такие качества, как законопослушанне, честность, порядочность, обязательность в делах и т.д. ?

1. Сугубо положительно 20,4
2. Скорее положительно, чем отрицательно 42,7
3. Скорее отрицательно, чем положительно 26,4
4. Однозначно отрицательно 5,1
5. Другое 4,0
6. Не определились 1,4

Как видно из этих данных, в своих оценках влияния на эффективность малого бизнеса в нашем городе таких правовых и нравственно-этических качеств, как законопослушание, честность, порядочность, обязательность в делах т.д. респонденты разделились на две неравные друг другу группы : одна преобладающая часть в 63,1% ставит этим качествам сугубо плюсовую оценку, тогда как меньшая в 31,5% -отрицательную. При этом эти показатели среди различных возрастных категорий опрошенных практически полностью совпадают с фоновыми, за исключением возрастной группы от 51 до 60 лет - здесь сумма отрицательных оценок составляет 42,4%. Чего нельзя сказать о дифференциации ответов респондентов в зависимости от различий социально-профессионального статуса. По этому же показателю (сумме отрицательных оценок по вариантам №3 и 4 вместе взятым) безусловным лидером выступают военные и работники правоохранительных органов -38,7%. Затем по нисходящей следуют: пенсионеры - 36,8%, государственные чиновники и служащие - 36,6% и т.д. Замыкают эту иерархию на ее нижней ступени предприниматели и коммерсанты - всего 24,3%.

Думается, что эту доминанту положительных качеств в качестве первоосновы экономической эффективности малого предпринимательства в нашем городе следует отнести скорее к области желаемого, чем действительного. Ибо на самом деле, " наш предприниматель, - как отмечает уже упоминавшийся руководитель московского Департамента поддержки и развития малого бизнеса Е.Егоров, - увы, незаконопослушен. Процветает теневой, криминальный бизнес, невыплата налоговых платежей, выпуск некачественной продукции, услуг".

Поэтому данная доминанта - это, по глубокому убеждению автора данных строк, своего рода выражение психологической усталости и нервного перенапряжения от постоянного пребывания в неправовом "теневом" поле и желания выйти из него, стать действительно цивилизованным, "открытым" всему сообществу предпринимателем. Но для этого одного даже самого страстного желания недостаточно. Что в первую очередь требуется, так это соответствующее государственное и социо-культурное обеспечение таких условий, при которых честным и законопослушным гражданам, в том числе бизнесменам, легко было бы жить правильно, тогда как нечестные и незаконопослушные становились бы изгоями общества и выталкивались на его периферию.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Проведенный в июне-июле текущего 1998 г. репрезентативный опрос 1201 столичного жителя с целью выяснения его оценок роли и места в жизни нашего города малого предпринимательства, в качестве итога в обобщенном, так сказать, суммарном виде, позволяет заключить:

 

ПЕРВОЕ - В силу того, что переход и движение нашей страны к рынку осуществляется не эволюционным путем, а инициируется и направляется "верхами", решающее значение в становлении и развитии института частного предпринимательства, и прежде всего малого и среднего, приобретает соответствующая патерналистская политика властей. С этой точки зрения примечательно, что подавляющее большинство опрошенных москвичей в 67,1% считают, что именно такая политика присуща столичному правительству и в целом целенаправленная поддержка и развитие малого бизнеса составляют стратегически важное направление городских рыночных реформ. Процент "сомневающихся" по этому поводу, т.е. определившихся по варианту "скорее нет, чем да" составляет 23,5%, и только 7,5% однозначно исходят из того, что такое направление в политике городских властей отсутствует вообще. При этом из девяти представленных в опросе социально-профессиональных категорий москвичей, у пяти из них положительные оценки деятельности городских властей в сфере поддержки и развития малого предпринимательства даже превышают фоновые ( в диапазоне от 69,2% до 76,9%). И только у двух категорий - пенсионеров и особенно квалифицированных рабочих они намного ниже (соответственно 57,9 и 50,0%). Важно также отметить, что данные оценки в целом близки к фоновым и у респондентов-жителей большинства округов столицы, за исключением с Северо-Восточного АО, который лидирует с общей суммой в 75,0%, и Центрального, который выступает в роли "аутсайдера" - всего 51,8%.

 

ВТОРОЕ - подавляющее большинство респондентов вне зависимости от возрастных, социально-профессиональных и иных различий расценивают активно поддерживаемое властями развитие института мелкого частного предпринимательства в нашем городе исключительно как общественное благо. При этом особенно высоко оценивается роль малого бизнеса в том, что:

во-первых, интенсивно создаются новые рабочие места и расширяется сфера активной занятости населения;

во-вторых, обеспечивается насыщение столичного рынка продуктами питания и товарами первой необходимости;

в-третьих формируется и растет сословие мелких собственников и предпринимателей - костяк будущего среднего класса;

в-четвертых, городская казна существенно пополняется за счет средств, выплачиваемых малыми предприятиями в виде налогов, а также лицензионных и арендных выплат;

в-пятых, расширяется ассортимент и улучшается качество услуг в социально-бытовой сфере;

в-шестых, благоустраиваются рынки, центры розничной торговли и общественного питания;

в-седьмых, преодолеваются унаследованные от "застойных времен" социально-иждивенческие настроения и люди все в большей мере приучаются к тому, что надо "вертеться", т.е. рассчитывать исключительно на себя, а не на "милости" властей.

 

ТРЕТЬЕ - Развитие малого предпринимательства в нашем городе имеет и негативные стороны, обусловливающиеся в первую очередь его "теневым", криминальным или полукриминальным характером. Это четко осознается респондентами. На вопрос о том, связаны ли между собой развитие малого бизнеса и разгул преступности, 17,8% ответили утвердительно, подчеркнув при этом, что такая связь непосредственная и прямая. 28,0% определяют ее как значительную, 42,0% - как частичную. И только 10,3% опрошенных москвичей исходят из обратного, т.е. однозначно отрицают наличие этой связи. Таким образом, абсолютное большинство респондентов в 87,7% считают, что между развитием малого бизнеса и разгулом преступности в нашем городе существует если и не всегда прямая, то, по меньшей мере, опосредованная связь. Порождающиеся недобросовестной конкуренцией и борьбой за передел сфер влияния кровавые разборки и чуть ли не ежедневный "отстрел" предпринимателей и коммерсантов - наглядное тому подтверждение.

 

ЧЕТВЕРТОЕ - В силу того, что формирование класса мелких предпринимателей - явление абсолютно новое для традиционной структуры нашего общества, особый интерес представляет вопрос о его социальных источниках. В ответе на него большинство респондентов указало прежде всего на те слои горожан, которые идут в бизнес потому, что, как говорят в народе, "нужда заставляет". В их числе: потенциальные и реальные безработные, "новые бедные " из числа работников социальной сферы, науки, образования и т.д., демобилизующиеся военные, пенсионеры, бедствующие студенты и др. На эти категории приходится в итоге более 65% из общей суммы полученных ответов. В своей совокупности они образуют наиболее массовый сегмент столичных предпринимателей, а именно: "предпринимателей в силу обстоятельств" или "предпринимателей поневоле". В то же время респонденты указывают на то, что в бизнес уходят и "начальники", т.е. городские и федеральные чиновники и служащие, хотя в их среде доминирует те, которые покинули "властные кресла" добровольно, на основе осознанного выбора, предварительно обеспечив себе, используя возможности "начальствующего статуса", гарантированность старта. Не остался без внимания большинства респондентов и такой социальный источник пополнения предпринимательских рядов, как криминалитет. Но если его не брать во внимание, то есть все основания для того, чтобы заключить: своими социальными корнями сектор столичного малого бизнеса прочно врастает в народ и произрастает из него.

 

ПЯТОЕ - Коренным отличием рыночной экономики является безоговорочное признание естественного права каждого человека на свободу, частную собственность, выбор рода занятий и т.д. С этой точки зрения особый интерес представляет то, что из предложенного респондентам перечня всего того, что несет в себе занятие малым бизнесом в нашем городе, их абсолютное большинство, в том числе из разряда предпринимателей и коммерсантов, на первые места поставили ценности свободы, т.е. возможности самоутверждения себя в качестве автономного и независимого субъекта, хозяина собственной судьбы, работающего на себя, а не на "дядю" в лице государства, и реализующего в любимом деле свои идеи и таланты. При этом характерно, что материальный достаток и благополучие в выстроенной респондентами иерархии, стоят только на четвертом месте. В то же время обращает на себя внимание цифра в 40,0% - это то количество респондентов, которые одновременно считают, что заниматься бизнесом в нашем городе - значит обрекать себя на жизнь в постоянном страхе за себя и своих близких. 18,5% -не исключают вероятности преждевременной и насильственной смерти и т.д. Такого рода страхи, как представляется, не лишены оснований и задача максимально оградить и защитить мелких предпринимателей от домогательств "братков" по-прежнему остается одной из самых насущных в деятельности городских правоохранительных и силовых структур.

 

ШЕСТОЕ - Занятие бизнесом - дело исключительно хлопотное и ответственное, это работа с перманентным напряжением и необходимостью решения множества самых различных проблем. Наиболее злободневные из них, в оценках большинства опрошенных москвичей, по-прежнему упираются в существующую практику регулирования малого бизнеса со стороны властей и его незащищенность перед лицом организованной преступности. Более предметно эти проблемы связываются:

  • с существующим уровнем налогообложения и объемами лицензионных и арендных выплат;
  • давлением (т.е. взиманием "рэкет-налога") со стороны уголовно-криминальных структур;
  • чиновничьим "рэкетом" (т.е. взиманием так называемой "взятки-налога") со стороны таких надзорно-контролирующих и правоохранительных властных инстанций, как СЭС, пожарная служба, муниципальная милиция и т.д.;
  • с бюрократическими рогатками и проволочками при решении всякого рода организационных вопросов с властями (регистрации, получении лицензий, аренде помещений и т.д.).

Из общей суммы полученных результатов в 374,2% на эти факторы приходится 267,3% или 71,4%. При этом речь идет не о верхних эшелонах городской власти, не о так называемой "верхушечной" коррупции, а исключительно о коррупции "низовой", о беспределе и поборах со стороны низовой бюрократии. Далее по нисходящей отмечаются: нехватка экономических и юридически-правовых знаний и профессионального опыта; трудности в поисках ресурсов и стартового капитала (т.е. получении кредитов и ссуд); невыполнение (или недобросовестное, некачественное выполнение) обязательств партнерами и др.

 

СЕДЬМОЕ - Бурное развитие малого предпринимательства в западных странах в немалой степени обусловливается партнерским отношением к нему крупного капитала. В этом плане отечественный крупный капитал, и прежде всего банковский, получил в оценках преобладающего большинства респондентов сугубо "неудовлетворительный бал". 75,5% из них считают, что этот сегмент столичного бизнеса практически полностью дистанцировался от своего "меньшего собрата" и не играет сколько-нибудь существенной роли в том, чтобы помочь ему стать на ноги. При этом, что характерно, среди респондентов-предпринимателей этот показатель еще выше и составляет 80,1%.

 

ВОСЬМОЕ - Развитие малого предпринимательства в нашем городе, как считают 76,9% опрошенных москвичей, привело к существенному улучшению сервиса, уровень которого в коммерческих структурах намного выше, чем в государственных. В тоже время на вопрос о том, приходилось ли Вам, а также Вашим друзьям и знакомым сталкиваться в качестве покупателя или заказчика с преднамеренным обманом и надувательством со стороны частных предприятий и фирм, 92,0% респондентов в целом ответило утвердительно. При этом 9,1% из них с такого рода явлениями встречаются чуть ли не на каждом шагу, 22,7% - довольно часто, 37,6% -время от времени, 22,6% - крайне редко. На первый взгляд, эти данные противоречат результатам ответов респондентов на предыдущий вопрос. На самом деле никакого противоречия здесь нет. При более высоком по сравнению с государственными уровне сервиса в частных коммерческих структурах, он, тем не менее, весьма далек от того уровня, который существует в западных странах. И, как показывают регулярные рейды соответствующих городских служб, ориентация на то, что бы "обуть" потребителя, т.е. обвесить, обсчитать, подсунуть захудалый, фальсифицированный товар и т.д. в среде столичного бизнеса в целом пока преобладает.

 

ДЕВЯТОЕ - Одним из важных вопросов, дискутирующихся сегодня как среди ученой общественности, так и среди самих предпринимателей, является вопрос о совместимости бизнеса и морали. Способствуют ли или, наоборот, препятствуют экономической эффективности предпринимательства такие человеческие качества, как честность, порядочность, совестливость, обязательность в делах и т.д.? По этому вопросу мнение опрошенных москвичей разделилось: одна преобладающая часть в 63,1% считает, что да, способствуют, тогда как меньшая в 31,5% высказалась в этом плане отрицательно. Думается, что эту доминанту положительных качеств в качестве первоосновы экономической эффективности малого предпринимательства в нашем городе следует отнести скорее к области желаемого, чем действительного. Это, вне всякого сомнения, своего рода выражение накопившейся в предпринимательской среде психологической усталости и нервного перенапряжения от постоянного пребывания в неправовом "теневом" поле и желания выйти из него, стать действительно цивилизованным, "открытым" всему сообществу предпринимателем.

 

ДЕСЯТОЕ - Занятие бизнесом в нашем городе со всей очевидностью, имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Первые связанные с развитием гарантированного и поддерживаемого властями самого института частного предпринимательства и теми возможностями, которые этот институт создает для самореализации индивида в качестве свободной и преуспевающей личности, в том числе и в осуществлении права экономически быть неравным другим при равенстве всех перед законом. Вторые, т.е. отрицательные стороны, в значительной мере определяются далеко не цивилизованными условиями той общественной среды, в которой вынуждены работать предприниматели. В этом свете задача "облагораживания" и "оцивилизовывания" этой среды предстает как одна из центральных задач дальнейшего движения нашего города по пути рыночных реформ. И здесь важны однонаправленные усилия с обеих сторон, т.е. как со стороны городских властей, так и со стороны столичного бизнеса. Со стороны властей в качестве обязательств по отношению к малому предпринимательству по-прежнему актуальными являются:

  • упорядочение правового пространства и поддержания равных для всех условий конкуренции;
  • введение "божеского" налогообложения, которое стимулировало бы предпринимательскую активность и ее выход из "тени";
  • эффективная защита от чиновничьего "рэкета", беспредела со стороны низовой бюрократии;
  • ограждение и защита от давления уголовно-криминальных структур;
  • внедрение системы льготного и доступного кредитования и субсидирования, в том числе с привлечением крупного банковского капитала;
  • осуществление широких образовательных программ в рамках деятельности того же Департамента по развитию и поддержке малого бизнеса. Торгово-промышленной палаты и т.д.

Со стороны малого бизнеса речь вдет прежде всего о повышении его качества, т.е. реальном законопослушании по принципу "закон есть закон", в том числе и в плане выплаты налогов, об отказе от силовых, криминальных "технологий" конкуренции, ориентации на потребителя и обеспечение его качественными товарами и услугами и др. Следует постепенно отказываться и от иждивенческих настроений по отношению к городским властям. В конце концов многие проблемы мелкие предприниматели вполне успешно могли бы решать и сами посредством самоорганизации и создания разветвленной сети касс и обществ взаимопомощи для юридически - правовой защиты своих прав, противодействия всякого рода домогательствам со стороны коррумпированного местного чиновничества и криминалитета, взаимофинансирования и взаимокредитования и т.д.

Словом, речь идет о взаимных согласованных шагах властей и предпринимателей навстречу друг другу и установлении между ними отношений взаимовыгодного делового партнерства. Можно смело утверждать, что тогда, в условиях процветания малого бизнеса от этого сектора городской экономики в столичный бюджет будет поступать не каждый третий, а, как минимум, каждый второй рубль.

 

Научный руководитель темы: директор научно-исследовательского центра по изучению конъюнктуры политического рынка "ИНМАРСО", завкафедрой политической социологии МГУЭСИ, профессор О.З.Муштук


Процентное соотношение ответов выведено из общего числа респондентов, определившихся одновременно по нескольким вариантам, и поэтому не сводится в итоге к 100%. Сказанное в равной мере относится к результатам ответов на вопросы №4-6.

 


Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы за предоставленную возможность знакомить наших посетителей с проводимыми исследованиями общественного мнения по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам жизни столицы. Все материалы исследований Мэрии Москвы публикуются в регулярных сборниках "Пульс".




return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России