Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Исследования Центра по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН
 

ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ

В исследовании по проекту "Предвыборная ситуация в России - 1995 год" независимо от свободно названного политического деятеля, за которого собирались отдать свой голос респонденты, им был задан дополнительный вопрос о генерале Александре Лебеде. По сравнению с многими другими вопросами, данный вопрос вызвал у респондентов едва ли не самые большие затруднения: 39,8% оставили его без ответа. Тем не менее не многим более, чем каждый пятый (22,8%) ответили, что Александр Лебедь был бы хорошим Президентом России, а каждые двое из пятерых ответили "скорее нет", или "определенно нет" (cм. таблицу 1).

Больше всего приверженцев Александра Лебедя среди электоратов КПРФ и ЛДПР (31,6% и 29,1%), меньше всего - оказалось среди электоратов НДР и Яблока (13,1% и 17,3%) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Может ли Александр Лебедь быть хорошим Президентом России? (в % по итогам опроса)

За кого собираются проголосовать на предст. выборах? Считают ли, что Александр Лебедь был бы хорошим Президентом России?
Определенно "да" Скорее "да" Скорее "нет" Определенно "да" Затруд. ответить
КПРФ 9.3 22.3 20.6 16.4 31.4
ЛДПР 11.0 18.1 18.1 17.0 35.7
НДР 3.4 9.7 25.7 33.7 27.4
Яблоко 3.3 14.0 29.8 28.8 24.2
Всего 6.7 16.1 20.7 16.8 39.8

Александр Лебедь - не единственный кандидат в президенты, на ком уже на рубеже 1995-1996 гг. остановили свой выбор некоторые граждане России. 38% взрослого населения отнеслись безусловно положительно и скорее положительно к тому, чтобы представитель коммунистической партии возглавил правительство России. Еще 44% населения в ходе того же опроса, проведенного ВЦИОМ 26-31 января 1996 г. по выборке из 1648 чел. представительной для всего взрослого населения, отнеслись к представителю коммунистической партии безусловно отрицательно и скорее отрицательно.

В ответах на аналогичный вопрос о том, что бы президентом России стал представитель компартии, голоса разделились, соответственно: 36% и 47%[1].

Не надо быть ни адвокатом, ни оппонентом А.Собчака, чтобы убедиться в том, как всем сердцем ратуя за Б.Ельцина в программном интервью с символическим названием "Лучше бы ничего не менять..." , он, как юрист, точно сформулировал аргументы, которые будут работать против Ельцина в нынешней предвыборной гонке: "Чечня, 25 миллионов обманутых вкладчиков и увеличение сроков военной службы с призывом на службу студентов" [2].

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СОРАТНИКИ И ПРОТИВНИКИ ГЕНЕРАЛА ЛЕБЕДЯ

Анализ основных итогов опроса в связи с ответами граждан на вопрос о том, может ли генерал Лебедь быть хорошим президентом, позволяет определить два обобщенных портрета избирателей в одном из которых с известной долей осторожности можно увидеть потенциальных сторонников, а в другом - противников генерала Лебедя, или по крайней мере, индифферентных по отношению к нему лиц.

Итак, среди жителей сел и поселков городского типа доля тех, кто в декабре 1995 года допускал, что Лебедь мог бы быть хорошим президентом, была хоть и незначительно, но все же выше, чем среди столичного населения и чем среди жителей не столичных городов, среди пожилых больше, чем среди молодежи, среди русских выше, чем среди остальных народов Российской Федерации, среди атеистов больше, чем среди тех, кто к религии относился индифферентно, среди тех, у кого экономическое и финансовое положение за последний год ухудшилось - выше, чем среди семей с положительным исходом экономического положения.

В рядах потенциального электората КПРФ Лебедю симпатизировали почти в 2,5 раза чаще, чем среди сторонников НДР. Уже одного этого должно быть вполне достаточно для прогноза того, в чей "электоральный карман" посягнет Лебедь в ходе предвыборной президентской гонки. Тем более, что симпатии прокоммунистически настроенных избирателей подтвердились и дополнились другими представлениями, достаточно тесно сопряженными с общей ориентацией прокоммунистического толка. В Лебеде видели "хорошего" президента, во-первых, в большей мере те избиратели, которые поддерживали лидера, обещающего восстановить СССР, чем избиратели, готовые отдать свои голоса за лидера, обещающего развивать Россию в теперешних границах, во-вторых, те избиратели, которым больше по душе был диктатор, готовый во что бы то ни стало восстановить порядок в России, по сравнению с лидером, противостоящим любой диктатуре.

Шансы Лебедя меньше всего были в Москве и в столицах республик, среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, среди нерусских народов, среди лиц, со средним специальным и высшим образованием, среди тех, кто жил в общежитии или снимал квартиру, среди относительно обеспеченных людей, у которых экономическое и финансовое положение за последний год "существенно" улучшилось, среди сторонников НДР и Яблока, среди тех, кто оценивал правильным направление дел в России, и наконец, среди избирателей, поддерживающих консервативного лидера или лидера, противостоящего любой диктатуре.

Коротко говоря, анализ представлений той части населения, которая обнаружила симпатию и доверие к Лебедю в декабре 1995 г., дает основание для вывода о том, что успех Лебедя может состояться за счет той части электората, которая по своим взглядам, предпочтениям и ориентациям находится не на стороне Президента, а в оппозиции к нему. В предвыборной борьбе между Б.Ельциным и Г.Зюгановым победа во многом будет зависеть от того, кто из них перетянет Лебедя на свою сторону. Причем, судя по "настрою" электората, по логике вещей, по совокупности его взглядов и позиций, Лебедь скорее должен оказаться на стороне КПРФ, чем на стороне Б.Ельцина. Иной дрейф генерала Лебедя будет означать предательство по отношению к тем избирателям, которые отдадут ему свои голоса.



[1] Возвращение к власти коммунистов обрадовало бы не всех // Московский комсомолец. 1996. 3 февраля.

[2] Анатолий Собчак. Лучше бы ничего не менять... // Известия. 1996. 20 февраля.




return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России