Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Второе полугодие 1996 года. Внутренняя политика.
 

I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ситуация после выборов. Упущенные возможности

Истекшие после президентских выборов месяцы ознаменовались дальнейшим ухудшением положения дел во всех сферах - экономике, политике, социальных отношениях. По-видимому, можно говорить о том, что кризис, охвативший Россию в процессе межсистемной трансформации, вступил в некую новую фазу. Ее отличительной чертой является постепенное исчерпание ресурсов для сохранения сложившейся в годы реформ общественной модели, ставшей во многом продуктом стихийного распада прежней коммунистической системы. Данная модель, основанная на консервации экспортно-сырьевой ориентации экономики, сверхмонополизме, бюрократическом рынке, олигархическом принципе управления страной, во второй половине 1996 г. не только отчетливо продемонстрировала свое несоответствие ожиданиям и надеждам населения, но и показала, что ее способность к самовоспроизводству, самосохранению вовсе не является такой значительной, как это казалось совсем недавно.

Между тем, сразу после президентских выборов в России возникла благоприятная ситуация для осуществления серьезного поворота в социально-экономической политике и модернизации существующей системы властных отношений, механизмов принятия важнейших решений. Теоретически изменения должны были быть нацелены на придание курсу реформ большей социальной направленности, на ужесточение борьбы с тотальной криминализацией страны, на обеспечение эффективности работы властных институтов, усиление их способности к реагированию на вызовы времени и учету интересов более широкого спектра социальных групп и слоев. Возможность подобной альтернативы обусловливалась следующими объективными факторами:

- Б.Ельцин получил весомый мандат доверия. Во втором туре за него проголосовали 54% избирателей;

- в ходе предвыборного марафона был достигнут высокий уровень консолидации элиты, что создавало необходимые предпосылки для проведения целенаправленной инициативной политики и повышения эффективности оперативного управления страной;

- на президентских выборах подавляющее большинство граждан, проголосовавших за Б.Ельцина, фактически высказалось за внесение серьезных коррективов в стратегию преобразований, рассчитывая прежде всего на улучшение своего материального положения и наведение элементарного порядка в стране.

Но для коренного поворота требовались и субъективные факторы. К их числу нужно отнести осознание элитой ответственности перед страной, ее умение в решающие моменты подчинить клановые и узкогрупповые интересы общенациональным, стремление наладить диалог с обществом в целях выработки на основе взаимных уступок и компромиссов приемлемого для большинства социальных субъектов варианта дальнейшего развития страны.

Однако поствыборная ситуация в России характеризовалась как раз отсутствием зрелого субъективного фактора. Радикальная трансформация политического курса не входила в истинные намерения российской элиты, не желавшей расставаться с обретенными неограниченными возможностями и привилегиями. Полученный Б.Ельциным мандат доверия на управление страной она попыталась использовать в первую очередь для консервации сложившейся социальной системы и закрепления своего лидирующего положения в обществе. Подобная тенденция отчетливо проявилась уже в августе. Новое правительство страны было сформировано не под реализацию некой программы действий, не по профессиональному принципу, а на основе старых подходов, руководствуясь соображениями соблюдения баланса лоббистских интересов различных отраслевых и финансовых групп. Были отложены в долгий ящик широко обсуждавшиеся в ходе президентской кампании планы проведения конституционной реформы, нацеленной на изменение структуры федеральной власти в направлении большей сбалансированности между ее ветвями. И, наконец, обновленное правительство В.Черномырдина, приступившее в августе к заключительному этапу подготовки проекта бюджета страны на 1997 г., не стало "изобретать велосипед" и сохранило основные параметры прежнего умеренно-реформаторского курса. Планы исполнительной власти опирались на официальные прогнозы социально-экономического развития страны, согласно которым реализация двух важнейших условий - сохранение в Кремле в результате выборов президента-реформатора Б.Ельцина и значительное снижение инфляции (к лету в этом направлении были достигнуты значительные успехи) - создавала необходимые предпосылки для начала инвестиционного бума в российской экономике. Но очень скоро стало очевидно, что никакого притока инвестиций не будет. Наоборот, политике сохранения status quo были брошены весьма серьезные вызовы.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России