Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Второе полугодие 1996 года. Внутренняя политика.
 

Фактор левой оппозиции

Среди политологов в последнее время весьма популярным стало утверждение, согласно которому после президентских выборов вожди левой оппозиции взяли отчетливый курс на интеграцию в существующие властные структуры, постепенно превращаясь в системную оппозицию. В качестве аргументов обычно приводятся факты сотрудничества с правительством в бюджетном процессе. Отмечают также, что предложенная коммунистами и их союзниками инициатива - создать так называемый "бюджет развития" и взять его под собственный контроль - означает не что иное как попытку встроиться в нынешнюю систему хозяйственных отношений и сформировать в ней собственные экономические структуры.

Эти оценки представляются довольно поверхностными. Линия КПРФ и ее союзников, сформировавших в августе политический блок "Народно-патриотический союз России", строилась с учетом возможности двух сценариев развития внутриполитической ситуации. В условиях относительно стабильного развития и отсутствия реальных угроз нынешнему политическому режиму деятельность развертывалась по первому из них. Цель - постепенное усиление влияния на принятие важнейших решений путем достижения компромиссов с умеренными и консервативными элементами в правительстве при одновременных попытках ослабить и изолировать сторонников группы А.Чубайса как в президентских, так и в правительственных структурах. Периодически эта вполне лояльная исполнительной власти политическая линия прерывалась взрывами конфронтационности - требованиями отставки А.Чубайса, попытками отрешения от должности Президента. Такая, на первый взгляд, непоследовательность, имела под собой несколько причин. Прежде всего, КПРФ было необходимо время от времени демонстрировать значительной части своего электората, тяготеющей к радикальному коммунизму, готовность к революционным действиям. Во-вторых, противостояние имело место как раз в те моменты, когда либо власть проявляла полную беспомощность в решении той или иной проблемы (например, реакция на президентский указ об окончательном выводе федеральных войск из Чечни), либо в обществе значительно усиливались проявления социального протеста.

Такое поведение оппозиции дает основание предположить наличие у НПСР и иной тактической линии на случай резкой дестабилизации обстановки в стране и утраты федеральной исполнительной властью контроля над происходящими в обществе процессами. Тогда умеренность в политике КПРФ, скорее всего, уступит место жесткому революционаризму.

Таким образом, об усилившемся врастании левой оппозиции во властные структуры можно говорить лишь отчасти. НПСР на нынешнем этапе, также как и другие влиятельные политические субъекты, отдавая себе отчет в крайней неустойчивости социально-экономической и политической ситуации, не собирается становиться одной из основ общеэлитного консенсуса. Блок ориентируется на партнерские отношения лишь с некоторыми группами федерального истеблишмента, сотрудничество с которыми может оказаться выгодным уже в ближайшей перспективе.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России