Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Идеологическая политика.
 

Создание идеологии как технологическая задача

Классическая модель предполагает, что теоретический концепт идеологии формируется и развивается в интеллектуальной среде, затем принципы и идеалы этой "высокой" идеологии переводятся на общедоступный язык программ, лозунгов и требований, которые политическая элита или/и контрэлита транслируют в массы и используют для обоснования своих политических стратегий. Этот традиционный путь представляется для современной России не вполне продуктивным.

Во-первых, если где и сохраняется ситуация идеологического противостояния, так это именно в интеллектуальной среде, которая в России всегда отличалась крайне высокой идеологизированностью, а в настоящее время еще и заметной фрагментацией. Поэтому трудно ожидать как того, что в ней возникнет мощное и влиятельное интеллектуальное движение идеологического характера (по образцу, скажем, российского марксизма рубежа XIX-XX вв. или кадетизма), так и достижения между интеллектуалами консенсуса по вопросу об основополагающих идейных принципах, мировоззренческих ценностях и политических целях.

Во-вторых, до сих пор все попытки отдельных личностей и групп российских интеллектуалов, представлявших различные идейно-политические ориентации, разработать и транслировать в общество принципиально новую или (чаще) обновленную идеологическую версию заканчивались безрезультатно. Их идеи не "овладевали массами" и оставались в основном на бумаге. Таков общий итог проекта группы Г.Бурбулиса - наиболее разработанного из числа предлагавшихся российскими либералами, "либерального империализма" Б.Федорова, идейных исканий различных эпигонов евразийства, адептов православной монархии, сторонников различных течений русского национализма и российского коммунизма, социал-демократов всех мастей и разновидностей, "красной религии" С.Кургиняна. Конечно, нельзя категорически исключить возможность выработки в отечественной интеллектуальной среде новой идеологической системы, успешно воспринятой российским обществом, но вполне очевидно, что следование тем традиционным путем, который проходит в своем зарождении и развитии классическая идеологическая доктрина, относит решение этой задачи в весьма отдаленное будущее.

Однако ее можно весьма облегчить, если относиться к созданию идеологии не как к философской и теоретико-методологической проблеме, а как к технологической задаче. Иными словами, речь должна идти об идеологической инженерии, то есть о том, чтобы сконструировать идеологию из эле-ментов тех старых и новых идеологических систем, которые бытуют в российском обществе. Такой подход, безусловно, механистичен, но хорош при нехватке исторического времени. (Именно по этому принципу формировались все те идеологические доктрины последних пяти лет, которые объявлялись их творцами интеллектуальным прорывом и "новой" идеологией для России.)

Не служит здесь препятствием и то обстоятельство, что несущие конструкции новой идеологической схемы могут быть почерпнуты из конкурирующих и даже враждующих идеологических систем. Любая идеология в основе своей мифологична, но в эпоху информационного общества и виртуальной реальности она легко строится из откровенно взаимоисключающих элементов: "По Голгофе бродит Будда и кричит: "Аллах акбар!"" Яркий образчик подобного соединения несоединимого представляет собой идейное кредо Г.Зюганова, где воедино увязаны и переплетены уваровская триада, славянофилы, народники, Сталин, мистифицированная геополитика, конспирология, постиндустриальное общество, глобальная экологическая проблематика.

Гораздо более существенно, чтобы "кирпичики" - основные идеи и положения конструируемой доктрины - соответствовали обыденным взглядам и представлениям людей, были укоренены в российском обществе и не вызывали реакции отторжения с его стороны.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России