Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Идеологическая политика.
 

Необходимость идеологии

Нельзя не задаться вопросом: а для чего вообще нужна России национальная идеология? Ответ на него содержится в анализе функций идеологических систем, который будет особенно плодотворен при сопоставлении их (функций) с нынешней российской внеидеологической реальностью.

Одна из основных функций идеологии состоит в ее ориентационном потенциале, то есть способности указывать политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться. На фоне сегодняшней бесконцептуальной российской политики, основывающейся на принципе "кривая вывезет", эта задача, как сказал бы Ленин, "архиважная". И российское общество в целом, и его элитные группы нуждаются в том, чтобы им был предложен ясный и позитивный образ будущего, чтобы власть явственно объяснила, куда и зачем движется Россия (и движется ли она вообще).

В свою очередь, для власти политическая идеология служит важным фактором легитимации ее действий, обосновывает ее право управлять об-ществом и реализовывать ту или иную стратегию. Идеология создает основу для пропагандистской стратегии власти по созданию позитивного образа проводимой ею политики и стимулирует политическое поведение масс.

Наконец, одна из главных функций идеологии заключается в ее способности интегрировать общество на почве сознательно сформулированных целей и общепринятых ценностей. Здесь стоит особо отметить одно важное обстоятельство: вопреки умозрительным предположениям, социологические опросы опровергают мнение об идеологическом расколе в российском обществе. Состояние идейной поляризации в ходе президентской кампании носило преимущественно ситуативный характер и вскоре по ее завершении сошло на нет. Гораздо более серьезную опасность для об-щества может представлять актуализация социальных и социокультурных противоречий, достигших в настоящее время критических величин. Снятие этих противоречий и сплочение отечественного социума - задача идеологической доктрины, что заведомо предполагает общенациональный (интере-сы всех россиян), а не групповой (интересы "новых русских", среднего класса и т.д.) характер последней.

Особая актуальность проблемы выработки идеологии для современной России заключается в том, что, в принципиальном плане, именно идеология дает наиболее полный и развернутый ответ на вопрос о причинах общественного кризиса и путях выхода из него. Доминирование прагматизма, деидеологизация естественны и закономерны для стабильных обществ, но не для страны, находящейся, как наша, в ситуации системного кризиса. В этом смысле фукуямовский "конец истории", априори подразумевающий "конец идеологии", переживает Запад, но не Россия.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России