Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Идеологическая политика.
 

Контуры новой идеологии

Ее лейтмотивом должно стать сочетание отечественной традиции, взятой во всей ее полноте, включая дореволюционное и советское прошлое, и новаций демократического настоящего. Пока что понятны лишь самые общие контуры общенациональной идеи: ее доминантой, скорее всего, станут столь созвучные российскому сознанию национально-государст-венные мотивы, дополненные некоторыми принципами и ценностями либерального характера и существенными социальными моментами.

Национально-государственная составляющая будет включать в себя следующие элементы: акцент на ключевой роли государства в российской истории; определение русского этноса как основного носителя национально-государственной идеи, ядра и цемента отечественной государственности во всех ее исторических формах; тезис об органическом единстве российской нации вне зависимости от существующих в ее рамках социальных, классовых и этнических противоречий; синтез "красной" и "белой" идей; утверждение о преемственности дореволюционного, советского и постсоветского периодов отечественной истории.

Из арсенала либеральной идеологии имеет смысл позаимствовать те ценности, которые, судя по данным социологических опросов, успешно укореняются на российской почве: принцип политических и экономических свобод, идеи многопартийности, независимой прессы, свободных выборов и правового государства.

Все это должно быть дополнено мощной социальной составляющей (восстановление разветвленной системы социальных гарантий) и элементами социальной инженерии (государственная политика по формированию среднего класса, поддержке мелкого и среднего частного бизнеса).

Наконец, следует добавить такие общие лозунги момента, как борьба с коррупцией и криминальным беспределом, восстановление статуса России как великой державы*. Было бы также весьма выигрышным акцентирование тезиса о том, что тяготы и трудности переходного периода несет на своих плечах все российское общество, включая его наиболее богатую и привилегированную часть, которая демонстрирует пример самоограничения.

Все изложенное выше - лишь краткий перечень и самая общая характеристика основных компонентов новой идеологической доктрины. Их баланс будет носить динамический характер и видоизменяться.

 

Таким образом, если рассматривать проблему формирования новой национальной идеологии как технологическую задачу и опыт идеологической инженерии, то она выглядит вполне решаемой, причем в сжатые сро-ки. Серьезным препятствием на пути индоктринации идеологической версии, доминантой которой является национально-государственная идея, в общественное сознание способна стать позиция подавляющего большин-ства отечественных средств массовой информации, для которых характерно экзистенциальное неприятие национально-государственных ценностей.

Однако даже если допустить, что этот ограничитель снят, необходимо полностью отдавать себе отчет в том, что сконструированная подобным образом доктрина в любом случае будет представлять собой эрзац-идеологию, а не идеологическую систему в классическом понимании этого термина. Тем не менее, несмотря даже на неполноценный характер такой идеологической конструкции, она в состоянии относительно успешно замещать и имитировать основные функции полноценной идеологии: ориентационную, легитимирующую, пропагандистско-стимулирующую, интегративную. Другое дело, что эффективность ее воздействия ограничена во времени, поскольку идеологическую схему, предложенную обществу, последнее станет постоянно и непроизвольно сравнивать с актуальной ситуацией. Если объективные условия жизни не меняются к лучшему и вопиюще противоречат официальной версии национальной идеи, то ее ресурс быстро окажется исчерпанным.



* В последнем случае не помешает и некоторая толика умеренного и контролируемого антивестернизма.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России