Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Второе полугодие 1996 года. Экономическая политика.
 

III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 1996 ГОДА

1996 год поделил новейшую историю нашей страны на "довыборный" и "послевыборный" периоды президентства Б.Ельцина. Июльская победа оформила в России правящую олигархию, рекрутированную из коммерческих "уполномоченных" структур, обеспечивших выборную кампанию Президента. Начался новый передел собственности, причем - в ускоренном темпе, с оглядкой на состояние здоровья Б.Ельцина. Планы этой группировки вполне прозрачны и не отличаются глубиной проработки во времени. Предполагается, что и после новых президентских выборов финансовое могущество позволит сохранить позиции при любом исходе голосования. Более того, налицо уверенность в том, что удастся вновь провести на выборах необходимую фигуру.

Мы имеем дело с величайшим заблуждением политической мысли "уполномоченных" банкиров. Объективно неизбежная смена первого лица в России чревата и сменой олигархии. Новый лидер, прийдя к власти, может опереться и на античубайсовскую коалицию банковского и предпринимательского сообщества. Такая коалиция уже выстраивается, не без успеха вставляя палки в колеса нынешним фаворитам. Она имеет не менее обширные связи в западных политических и финансовых кругах. И дело не ограничится сменой "руководящей обоймы". Сами институты, конечно, сохранятся. Но существенная кадровая ротация неизбежна*.

 

Итоги минувшего года не позволяют разделить оптимизм правительства, обещающего скорое наступление экономического роста. По сравнению с 1995 г. ВВП снизился на 6%, производство промышленной продукции - на 5%, сельскохозяйственной - на 8%.

В бюджеты всех уровней в 1996 г. поступило 478,8 трлн. руб. налогов и прочих обязательных платежей, то есть на 34% больше, чем в 1995 г. Из этой суммы поступления в федеральный бюджет составили 207,4 трлн. руб. В налоговых доходах доля собственно денег - 75,6%. Остальное - расписки, налоговые освобождения и пр. Если же сравнить налоговые поступления не с уровнем 1995 г., а с планом, то результаты работы Госналогслужбы не выглядят столь успешными. План по сбору налогов был выполнен лишь на 85%. Нет оснований сомневаться, что в 1997 г. показатели собираемости налогов будут еще хуже.

Общий объем просроченной кредиторской задолженности по итогам года составил 530,8 трлн. руб. (то есть - четверть ВВП), в том числе задолженности по бюджету - 113,9 трлн. руб., по заработной плате - 46,5 трлн. руб. Сплошь и рядом зарплата выдается металлической арматурой, кастрюлями, пиломатериалами, двухтавровыми балками и прочими "ликвидными" изделиями, которые затем сбываются за "черный нал".

Большинство экспертов считает, что при нынешнем уровне монетизации ВВП проблему неплатежей "решить" нельзя.

 

Финансовая "стабилизация" достигнута исключительно за счет разрушения денежного обращения и прямых невыплат заработной платы и пенсий. Финансовая сфера не имеет иного фундамента, кроме выдыхающегося ТЭКа. Рано или поздно платежный кризис заставит Центробанк провести эмиссию денег или скупить все ценные государственные бумаги.

На фоне внутриэлитного соперничества за право доступа к казне и к государственной собственности началась консолидация региональных элит. Денежное сжатие и безудержный фиск с каждым днем сужают территорию, на которую распространяется власть федерального Центра. В отраслях и регионах вместо денежных знаков ходят долговые расписки и прочие "фантики". В естественных монополиях процветают бартерные сделки. Объемы расчетов "черным налом" многократно превысили масштабы кризисных 1993-1994 гг.

Во втором полугодии дележом имущества через процедуры банкротства, совмещенного с выколачиванием налогов, занималась специально созданная Временная чрезвычайная комиссия. Механизм ее работы состоит в том, что ФУДН составляет список злостных неплательщиков налогов из числа "чужих", а ВЧК решает вопрос - кого из них банкротить, а кого - миловать. На следующем этапе в бой вступают губернаторы. И предприятия из списка благополучно откупаются. При ближайшем рассмотрении всякий раз оказывается, что каждое из них должно государству меньше, чем государство должно предприятию. Но ВЧК продолжает, если не работать, то существовать, являясь весьма эффективной формой отчетности перед ревизорами МВФ.

 

Российская экономика продолжает пребывать в инвестиционной яме. Прямые инвестиции в 1996 г. составили всего 1,2 млрд. долл. Правительство стремится привлечь иностранцев, но, кроме появления нерезидентов на спекулятивном рынке ценных государственных бумаг (более 3 млрд. долларов), эти усилия ни к чему не привели. Уже год идут дебаты, перемежающиеся парламентскими слушаниями, о законе "О соглашениях о разделе продукции" (СРП). В свое время содержание этого закона позаимствовали у индонезийцев. И в Индонезии, и повсюду в мире иностранные инвесторы осваивают месторождения полезных ископаемых с последующим разделом добытой продукции. И везде это взаимовыгодно. Наши законодатели, приняв этот закон, возможно, не учли, что его легализация требует пересмотра еще десятка действующих законов. Забыли и о необходимости, по крайней мере, одного нового закона, в котором бы перечислялись территории страны, где разработка месторождений может вестись в соответствии с СРП. В результате подписанные ранее контракты замораживаются. Упущенная выгода России к концу истекшего года составила 250 млрд. долл. Кроме того, бездействие центральных властей нервирует регионы. Например, реализация крупнейшего Тимано-Печорского нефтегазового проекта откладывается исключительно из-за отсутствия федерального закона, регулирующего перечень участков недр, которые подпадают под действие СРП.

 

Поскольку в первой половине года исполнительная власть занималось в основном выборной кампании Б.Ельцина, эмиссары МВФ, прибыв в Москву, задержали осенние порции кредитов. После создания ВЧК и клятвенных обещаний разгромить "естественные монополии", МВФ возобновил финансирование. Но часть прошлогодних кредитов Россия, может быть, получит только в этом году. И то - если предъявит доказательства того, что расчленение "естественных монополий" началось. Кому нужно это расчленение?

В истекшем году на энергетическом рынке Европы началась либерализация торговли природным газом. Об этом у нас практически не говорят. Рынок нефти уже либерализован. Европейские потребители хотят покончить с монополией основных поставщиков природного газа, среди которых РАО "Газпром".

Атака уже началась. В Польше заблокирована работа совместного польско-российского газораспределительного предприятия. В столице Катара прошла конференция стран "нефтяной шестерки" (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар), на которой обсуждался план экспансии на европейский рынок природного газа. Эти страны, располагая 15% мировых запасов газа, намерены покончить с господством там Норвегии, Алжира и России. Объединенные Арабские Эмираты уже приступили к экспорту сжиженного газа в Западную Европу.

Если расчленить "Газпром" ради нищенских кредитов МВФ, то экспортный потенциал России значительно ослабнет. На мировых рынках энергоресурсов сегодня выдерживают конкуренцию только гигантские транснациональные компании (типа "нефтяных сестер"). Мелким трейдерам здесь делать нечего. Все это известно. Но именно на такой форме экспорта российского газа настаивает МВФ.

Не справившись пока что с РАО "Газпром", влиятельные субъекты российской политики по воле МВФ намерены разрушить РАО "ЕЭС России". Это решение вызвало недоумение даже у американской консалтинговой фирмы "Hagler Bailly Consulting, Inc.", которая три года сотрудничает с РАО "ЕЭС России". В США теперь по опыту России стремятся укрепить связи между своими энергосистемами и координировать диспетчерский контроль, осуществляемый в различных компаниях. О согласованности энергосистем Западной Европы говорить излишне. Ни в США, ни в Западной Европе советы консультантов МВФ всерьез не принимают. Если же распорядительный директор МВФ М.Камдессю за кредит в сумме каких-то 330 млн. долл. в месяц потребует от правительства Великобритании расчленить транснациональную компанию "Империал Кемикл Индастриз" (ICI), скорее всего, на следующий же день у МВФ будет новый директор.

Приходится констатировать, что так называемый "экономический блок" правительства абсолютно ничего не понимает в энергетике. Существование единой энергетической системы позволило России отказаться от строительства электростанций общей мощностью 50 млн. кВт. Минэкономики предлагает разорвать ЕЭС по сферам деятельности, то есть одни будут отвечать за провода, другие - за трансформаторные подстанции, кто-то - за котлы. Не ведая, что генерирующие источники работают в режиме дополнения друг друга, в том числе сглаживают пиковые и провальные нагрузки, наши специалисты по "макроэкономике" собираются назначить отдельных хозяев на атомные станции, гидростанции и ТЭЦ, работающие на органическом топливе. В результате революционных преобразований такого рода показатели надежности энергосистемы тотчас приблизятся к нулю, и, помимо это, потребуется построить упомянутые выше электростанции.

Есть и другой план разрушения электроснабжения страны - разбить ЕЭС по регионам (в условиях, когда из 74 размещенных по регионам энергоснабжающих организаций 54 - испытывают дефицит энергии). В этом случае дополнительно потребуются электростанции общей мощностью уже не 50, а примерно в 100 млн. кВт. Следовало бы учесть опыт Украины, Молдавии, Казахстана, Закавказья, которые ранее входили в ЕЭС СССР, а ныне страдают от недостатка электроэнергии.

 

В государственном бюджете на 1997 г. валовый внутренний продукт (ВВП) предусмотрен в сумме 2727 трлн. руб. При этом доходы бюджета должны составить 434,36, а расходы - 529,76 трлн. руб. Бюджетный дефицит - 95,4 трлн. руб.

Среди статей расходов по своей масштабности выделяются: расходы на оборону - 104,3 трлн. руб. и обслуживание государственного долга - 78,3 трлн. рублей. На финансирование правоохранительной деятельности предусмотрено 46,7 трлн. руб. Бюджетная поддержка реального сектора экономики составит 65,6 трлн. руб., в том числе промышленности, энергетики и строительства - 49,5 трлн. руб., сельского хозяйства - 16,1 трлн. руб. Бюджетное финансирование здравоохранения предусмотрено в размере 7,1 трлн. руб., образования - 18,2 трлн. руб., культуры и искусства - 3,3 трлн. руб.

Разумеется, никакого улучшения экономической ситуации в стране данный бюджет обеспечить не в состоянии. Если платежный кризис все-таки наступит, то ЦБР придется выкупать у коммерческих банков ценные государственные бумаги, чтобы подкачать экономику деньгами. В противном случае - денежная эмиссия, которая окончательно поссорит российские власти с МВФ.

В 1996 г. правительство вопреки закону о бюджете превысило лимит внутренних заимствований на 45 трлн. руб. К концу 1997 г. оно планирует довести государственный долг до 60% от ВВП. При этом сумма внутреннего долга прогнозируется на уровне 690 трлн. руб., а внешнего - 130 млрд. долл. Выполнение этого намерения создаст реальную угрозу безопасности страны, поскольку долги так или иначе придется возвращать. Источники же их погашения не просматриваются - реальный сектор экономики даже по правительственным наметкам в обозримом будущем не заработает.

Эксперты скептически относятся и к такой правительственной новации, как "бюджет развития", исчисляемый несколькими десятками триллионов рублей. Государственная Дума настояла на создании специального ведомства - Агентства по инвестициям, которое, подобно бывшему Госплану СССР, будет заниматься эффективным распределением капитальных вложений из "бюджета развития". Госплан, распределяя капиталовложения, породил такой "долгострой", что планово-централизованная система рухнула. Как представляется, идея возрождения ведомственного инвестирования порочна. Квалификация нынешних чиновников чрезвычайно низка. Так, генеральный прокурор Ю.Скуратов нашел в деятельности ГКИ немало "недостатков". А если внимательно прочитать недавний доклад министра внутренних дел А.Куликова, то можно предположить, что средства "бюджета развития" будут мгновенно разворованы.

 

Министерство экономики опубликовало документ под названием "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года". В нем утверждается, что среднегодовые темпы прироста ВВП в России в период 1997-2005 гг. составят почти 3,5%. Это - уровень темпов прироста ВВП в странах, именуемых "большими и малыми драконами" мировой экономики. Источники российского "экономического чуда" не указаны, если не считать странных представлений авторов об объемах грядущих иностранных инвестиций. Документ производит удручающее впечатление. Сделан он по методике "планирования от достигнутого". Авторы даже не удосужились сбалансировать свои выкладки по ресурсам - в России для реализации их фантазий просто не хватит энергетических мощностей.

В Минэкономики работают квалифицированные специалисты. И возникает вопрос: то ли их принудили выпустить пропагандистский "поп-корн" ко времени пребывания в стране ревизоров МВФ, то ли они махнули на все рукой и, понимая действительную экономическую обстановку, решили ограничиться отпиской. Если верна вторая версия, то это - очень тревожный симптом.

 

Накануне принятия бюджета-97 пять нобелевских лауреатов по экономике - Кеннет Эрроу, Лоуренс Клейн, Василий Леонтьев, Роберт Солоу и Джеймс Тобин - направили Б.Ельцину свои соображения относительно нынешнего состояния российской экономики. Их имена значатся в энциклопедиях, а любой университетский курс по экономике пестрит цитатами из их трудов.

Эти ученые занервничали еще тогда, когда экономическими реформами в России стали заниматься торговцы цветами и выпускники аспирантур, которые месяц-другой стажировались в "рыночных" Венгрии или Польше. Как следствие, вскоре пришлось выписать из-за границы чуть ли не тысячу советников, квалификация которых, впрочем, в западных научных и вообще экономических кругах вызывала сильные сомнения.

Нынешнее состояние российской экономики повергло нобелевских лауреатов в уныние. Президенту Б.Ельцину они написали о нарушении в России экономических законов, о том, что обвал российской промышленности вполне сопоставим с американской "великой депрессией" 1929-1932 гг., и т.д. Ученые в очередной раз предостерегли от тесных контактов с МВФ и Всемирным банком, призвали хоть как-то поддержать социальную сферу и пр.

В окружении Президента это письмо перепутали, очевидно, со статьей из газеты "Завтра" и решили отмолчаться. Посчитав, что их послание не дошло до адресата, американцы прислали в Москву курьера-профессора, который и огласил обращение "нобелевской пятерки" на презентации книги "Реформы глазами американских и российских ученых".

 

В современной экономической действительности России все явственнее стали проявляться последствия непродуманных решений 1992 г.

"Шокотерапия, экстремизм абсолютно не вытекали из логики нашего развития. Они были востребованы не обществом, а высшим руководством, которому подавай немедленное чудо", - утверждает академик Н.Петраков. "Набор монетаристских методов приложим только хотя и к больной, но все же рыночной экономике. Тогда как в России ее не было в помине", - констатирует он. "Россия уникальная страна: в критических ситуациях она отворачивается от умных людей", - сожалеет академик.

Большинство аналитиков говорит сегодня о том же, только в не столь категорической форме.



* Простой пример - чистка "геращенковского" наследства в банках, предпринятая С.Дубининым. Последний, очевидно, уверен, что только ему в голову пришла идея заменить людей Геращенко на постах руководителей коммерческих банков своими людьми, а его, Дубинина, назначенцы чистке не подвергнутся.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России