Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Первое полугодие 1996 года. Экономическая политика.
 

Проект федерального бюджета на 1997 год

22 августа новый кабинет министров заседал в полном составе. Обсуждался проект федерального бюджета 1997 г., который должен быть представлен в Государственную Думу 31 августа.

Министр финансов А.Лившиц просуммировал заявки ведомств на бюджетное финансирование. Если их удовлетворить полностью, то инфляция в будущем году составит минимум 50% в месяц.

Премьер-министр В.Черномырдин назвал проект бюджета-97 "вводной главой" к среднесрочной правительственной программе развития экономики страны до 2000 г. Основные параметры проекта: внутренний валовой продукт - 2700 трлн. руб.; доходы - 15,7%, расходы - 19%, дефицит - 3,3% от ВВП. В числах это выглядит следующим образом: доходная часть бюджета - 422,6 трлн. руб., расходная - 511,7 трлн. руб., дефицит - 89,1 трлн. руб., что на 1 трлн. меньше, чем в нынешнем году. Снижение ставки налога на прибыль уменьшит доходы на 11 трлн. руб., но это будет скомпенсировано отменой налоговых льгот по необлагаемой прибыли. Другой дополнительный источник средств бюджета - упразднение льгот по НДС, в том числе в жилищном строительстве. Это принесет казне 5 трлн. руб. Увеличение акцизов на спиртные напитки добавит еще 1,6 трлн., а на бензин - 5 трлн. руб. Объем капиталовложений за счет бюджета планируется уменьшить на 25 трлн. руб. В целом в проекте бюджета за счет отмены всякого рода льгот и экономии средств по ряду статей доходы казны увеличиваются на 40 трлн. руб.

Эти параметры соответствуют оптимистичному варианту прогноза минэкономики, согласно которому инфляция в 1997 г. не превысит 0,8% в месячном исчислении (9,5% в год). Эксперты министерства предполагают, что в 1997 г. прекратится спад производства и наметится оживление в инвестиционной сфере. Правда, такими безоблачными прогнозами сопровождаются все законопроекты о бюджете, начиная с проекта 1995 г. Никто в Государственной Думе им не верит, что правильно, но бюджет принимают.

На этот раз минэкономики уверяет, что его оптимистичный прогноз в 1997 г. сбудется, если изменятся структуры финансирования дефицита бюджета и ценных государственных бумаг. Но подобные условия ставились и в связи с бюджетом текущего года, между тем правительству приходится неординарными методами бороться с дефицитом бюджета, а инвестиционная активность в реальном секторе отсутствует.

Правда, минэкономики "снабдило" проект бюджета и вероятным "депрессивным" вариантом развития экономики в 1997 г. По этому варианту, ВВП сократится на 1-3%, а годовая инфляция останется практически на уровне текущего года, то есть 21-25%. И целевая установка варианта оптимистичного - переход в 1997 г. от "устойчивой стабилизации" к "устойчивому экономическому росту" - в этом "депрессивном" варианте снимается.

А.Лившиц заявил, что минфин будет твердо придерживаться таких ос-новных параметров бюджета, как доходы, бюджетный дефицит, платежи по обслуживанию государственного долга (на эти платежи, кстати, предусмотрено 3,1% ВВП). Он считает, что ставки по основным финансовым инструментам в 1997 г. не будут выше уровня 20-25%. Это даже меньше того уров-ня (30-40%), при котором во всех рыночных экономиках средства с финансовых рынков начинают перетекать в реальный сектор.

Замысел, конечно, хороший. Не понятно, как он будет осуществлен. В конце июля правительство приняло решение снизить доходность по ГКО, а она ниже 70% не снижается (это в 3 раза выше годовой инфляции). Деньги в реальный сектор не идут, оставаясь на финансовом рынке. Принудительно снижать доходность по ГКО опасно, поскольку в этом случае могут сбыться самые мрачные предположения относительно банковского кризиса (банки сегодня поддерживают ликвидность почти исключительно за счет ценных государственных бумаг).

В проекте бюджета планируется получение иностранных кредитов в сумме 7 млрд. долл. Но МВФ при условии положительной оценки деятельности российского правительства обеспечит не более половины этой суммы. Источники получения недостающей половины в проекте не указаны. Скорее всего, составители бюджета и сами их не знают.

Предусматривается снижение объемов финансирования силовых ведомств. Минобороны уже высказалось по этому поводу, предупредив правительство, что запланированные расходы на оборону недостаточны.

Предполагается сократить дотации угольщикам с 7 до 6 трлн., а АПК - с 14,5 до 9 трлн. руб. Депрессивное положение угольной промышленности и социальная активность шахтеров общеизвестны, поэтому реалистичность исполнения данного намерения вызывает сомнения. Что касается АПК, то с его стороны в правительство поступили предложения о сохранении финансирования, по крайней мере, на уровне текущего года. При этом аграрное ведомство к своим предложениям отнеслось серьезно - представило перечень так называемых "прибыльных источников", которые способны не только компенсировать бюджетные расходы на этот сектор, но и принести в федеральный бюджет дополнительный доход.

К числу претензий к проекту бюджета надо добавить и недовольство регионов межбюджетной политикой. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по бюджету, налогам, банкам и финансам Г.Кулик предупредил: если правительство хочет, чтобы бюджет-97 "прошел" в нижней палате безболезненно, надо уже сейчас создавать согласительную комиссию. В противном случае его принятие сильно затянется.

На основании намерений нового правительства, заявленных в августе, можно сделать единственный вывод - ничего нового кабинет предложить не в состоянии: денежное сжатие, полицейские методы сбора непомерных для честного дела налогов, подъем тарифов на электроэнергию с последующим дополнительным угнетением перерабатывающей промышленности - все это не внушает надежд на сколько-нибудь скорую смену нынешней "бюрократической скуки" началом экономического оживления.

Восемь месяцев текущего года увенчались только одним экономическим успехом - низкой инфляцией. Но в сочетании с продолжающимся спадом ВВП и производства этот успех представляется иллюзорным. Известные издержки экономической политики первого полугодия 1996 г. неизбежно скажутся на состоянии экономики России в будущем году. Тем более, что проект бюджета составлен инерционным методом, а базой его разверстки служит не столько действительное положение дел в экономике, сколько благоприятный прогноз, который минэкономики приложило в прошлом году к сорванному ныне бюджету 1996 г.

return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России