Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Социологические исследования

 

Социология Правительства Москвы.*

Пульс № 2 (177). 1998

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ К ПРОБЛЕМАМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

 

Работа выполнена по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы

 

Руководитель работы
зам. директора ИСМИ
д.т.н. Б.В.Герман

Москва, 1998 г.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОЦЕНКА МОСКВИЧАМИ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

1.1. Москвичи о приоритетных видах транспорта столицы

1.2. Мнение жителей столицы о транспортном обслуживании населения города....

1.3. Предложения москвичей по совершенствованию транспортного сообщения в Москве

2. МНЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОПАРКОВОК И О ГАРАЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В ГОРОДЕ

3. ОТНОШЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ К ДОПУСКУ АВТОТРАНСПОРТА И РАЗМЕЩЕНИЮ ГАРАЖЕЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ СТОЛИЦЫ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

ОБЩЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

ПАРНОЕ РАПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ПО ПРИЗНАКУ "ОКРУГ ВАШЕГО ПРОЖИВАНИЯ"

  • Центральный, Восточный, Юго-Восточный, Западный
  • Северо-западный, Южный, Юго-Западный
  • Северный, Северо-восточный, Зеленоградский

 

ВВЕДЕНИЕ

В феврале-марте 1998 года Институт социологических и маркетинговых исследований по заданию Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы провел опрос населения Москвы по теме: "Отношение жителей Москвы к проблемам дорожно-транспортного развития города"

Было опрошено 1 197 жителей, представляющих различные социально-демографические группы населения столицы и проживающих во всех административных округах города.

В настоящем исследовании выявляется мнение жителей Москвы о приоритетных видах транспорта столицы и дается оценка транспортного обслуживания населения города его жителями, а также приводятся предложения москвичей по совершенствованию транспортного сообщения в Москве.

В отчете по социологическому исследованию приводится мнение москвичей об организации и обслуживании автопарковок и о гаражном строительстве в городе, выявляется отношение москвичей к ограничению допуска автотранспорта и размещению гаражей в историческом центре столицы.

 

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными целями исследования являются:

  • выявление оценки москвичами уровня транспортного обслуживания населения;
  • выявление общественного мнения о первоочередных мерах по улучшению транспортного сообщения в Москве;
  • определение оценки москвичами организации и обслуживания автопарковок;
  • выявление мнений жителей столицы о развитии гаражного строительства в Москве;
  • выявление отношения москвичей к ограничению допуска автотранспорта и гаражному строительству на территории исторического центра столицы.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на основе социологического опроса жителей г. Москвы, проведенного между 24 февраля и 3 марта 1998 года. Всего было опрошено 1 197 респондентов, проживающих во всех административных округах столицы и представляющих все основные социально-демографические категории населения столицы. При этом в Центральном и Северном округах было опрошено по 200 жителей, а в остальных административных округах в среднем по 100 жителей. Такая выборка определена требованиями получения более высокой точности социологического исследования в указанных округах.

Основные методы проведения опроса: интервью с жителями Москвы (примерно 70% опрошенных) или раздача анкет для заполнения. По мнению специалистов, проводивших исследование, сколько-нибудь существенной разницы в результатах опроса по применявшимся методам не наблюдалось.

Опрос проводился силами сотрудников Института социологических и маркетинговых исследований.

При компьютерной обработке данных использовалась методика ИСМИ, имеющая строгое вероятностно-математическое обоснование и основанная на применении методов выборочного оценивания, предназначенных для получения статистических оценок по выборкам непроверенной репрезентативности (т.е. случайным выборкам) . В основе подхода лежит использование вспомогательных номинальных шкал из социологического паспорта (типа "пол", "возраст", "сфера занятости" и т.п.). При компьютерной обработке происходит анализ структуры выборочной совокупности и сравнение полученных результатов со структурой всего статистического ансамбля. Затем вычислительным путем, используя строго обоснованные вероятностные соотношения, данные выборочного опроса "провешиваются" так, чтобы обеспечить квотность выборки по всем признакам социологического паспорта.

Гарантированная погрешность данных по Москве не превышает 1,5%, по Центральному и Северному округам - не превышает 3%, а по остальным административным округам города - не превышает 5%.

При обработке результатов опроса в настоящей работе были использованы последние социально-демографические данные Госкомстата России по г. Москве.

 

Исполнители:

Герман Б.В. научный руководитель НИР
Зайцева Е.А. социологическое обеспечение
Мандельбаум Н.Ю. - социологическое обеспечение
Азаров С.В. математическое обеспечение
Сухарева Т.Н. математическое обеспечение
Савелов В.И. информационное обеспечение
Панина Т.А. информационное обеспечение

 

1. ОЦЕНКА МОСКВИЧАМИ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА

1.1. Москвичи о приоритетных видах транспорта столицы

Результаты выявленного при настоящем опросе мнения жителей столицы о приоритетности различных видов городского транспорта практически совпадают с данными Мосгорстата по тенденциям роста числа пассажирских перевозок внутригородского транспорта. В таблице 1.1 представлен рейтинг видов транспорта, используемого москвичами в своей повседневной жизни.

 

Таблица 1.1

Рейтинг приоритетности видов московского городского транспорта (доля пользователей в % от жителей города)

Степень пользования:

1 - постоянно

2 - иногда

3 - лишь в исключительных случаях

4 - не пользуются

Виды городского транспорта, используемого москвичами Степень использования
1 2 3 4
Городской наземный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи)   55,5   35,2   6,2   3,1
Метрополитен 55,9 33,0 5,3 5,8
Личный автотранспорт 14,5 15,4 1,5 68,6
Городской коммерческий транспорт (такси, маршрутное такси и др.)   8,7   40,7   17,0   33,6
Железнодорожный транспорт 5,3 54,9 10,4 29,4
Пригородный некоммерческий транспорт (автобусы)   3,6   29,9   12,9   56,6
Пригородный коммерческий транспорт (такси, маршрутное такси)   0,9   12,9   15,9   71,0
Частный транспорт 1,1 10,5 25,8 62,6

Как видно из данных таблицы, основными видами транспорта в городе, которыми пользуются (постоянно или иногда) примерно 90% москвичей, являются городской наземный некоммерческий транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) и метрополитен. То, что эти виды транспорта являются главными в городе и несут основную нагрузку по транспортному обслуживанию населения, подтверждается их почти одинаковой популярностью у представителей всех социально-демографических групп населения и у жителей почти всех административных округов столицы. Исключение, по вполне понятным причинам, составляет Зеленоградский округ, где число постоянных пользователей метрополитена почти в 2 раза меньше (33,5%), чем в среднем по Москве.

Наиболее высокие по сравнению с другими видами транспорта темпы роста числа личных автомобилей (более 20% в год) привели к тому, что этот вид городского транспорта в Москве по числу своих постоянных пользователей вышел на третье место (14,5%). Эта картина повторяется во всех округах столицы.

Степень использования личных автомобилей, как транспортных средств, значительно зависит от принадлежности москвичей к той или иной социально-демографической группе. Прежде всего следует отметить, что мужчины постоянно пользуются личными автомобилями значительно чаще, чем женщины (27,2% против 7,5%). Наибольшее число автомобилистов наблюдается среди самых дееспособных возрастных групп населения от 30 до 49 лет (от 39,4% до 49,1% граждан, пользующихся личным автотранспортом постоянно или изредка). В то же время большая часть москвичей в возрасте до 30 лет и старше 50 лет практически не пользуются этим видом транспорта (76,7% и 78,4% соответственно). Наиболее часто используют личный автомобиль граждане с высшим образованием (27,6% - постоянно и 23,4% - иногда). Вместе с тем от 74% до 82,6% людей с более низкими уровнями образования практически не пользуются таким видом транспорта.

Доля людей, использующих личный автомобиль, также сильно зависит от сферы деятельности граждан. Наиболее часто постоянно пользуются этим видом транспорта работники торговли и общественного питания (24%), работники транспорта и связи (35%), работники финансовой сферы (34,2%), военнослужащие и работники МВД (26,9%) и предприниматели (41,3%). Практически не пользуется личным автотранспортом подавляющее большинство студентов и пенсионеров (89,4% и 73,5% соответственно).

К группе наиболее приоритетных в столице видов транспорта следует отнести и городской коммерческий транспорт: такси и маршрутные такси. Дороговизна и явно недостаточное число таксомоторов в городе сделали такси малодоступным для большинства москвичей. Вместе с тем в городе создана и расширяется сеть маршрутных такси фирмы "Автолайн". которые пользуются успехом у населения Москвы. Только треть жителей (33,6%) не использует этот вид транспорта. Постоянных клиентов у него тоже немного (8,7%), но иногда или в исключительных случаях к услугам городского коммерческого транспорта прибегают 57,7% жителей. Число клиентов такси и маршрутных такси мало зависит от принадлежности граждан к той или иной социально-демографической группе. Можно лишь отметить, что доля пользователей этих транспортных средств плавно увеличивается с уменьшением возраста граждан от 52,7% среди пожилых людей старше 50 лет до 80,7% среди людей моложе 30 лет. Наиболее часто пользуются городским коммерческим транспортом жители Южного административного округа (в той или иной степени - 76,9%), а наиболее редко - жители Северо-западного и Западного округов (не пользуются, соответственно, 77,1% и 65,7% жителей).

Больше двух третей москвичей в своей повседневной жизни использует железнодорожный транспорт (пригородные электропоезда), хотя мало кто постоянно ездит на нем (5,3%). Принадлежность граждан к различным социально-демографическим группам практически не сказывается на их потребности в железнодорожном транспорте, но значительное влияние оказывает их место жительства. Больше всего пассажиров пригородных электропоездов, как и следовало ожидать, среди жителей Зеленоградского округа (96%, в том числе постоянных - 41,1%). Большую роль по сравнению со среднемосковской играет железнодорожный транспорт для жителей Северо-западного, Южного и Восточного округов, где только менее четверти населения практически не пользуется электропоездами.

Пригородные некоммерческие автобусы, как средство транспорта, имеют не очень важное значение в жизни москвичей. Ими практически не пользуется более половины горожан. Только жители Зеленограда часто ездят на этих автобусах, в том числе 36,3% - постоянно, а 22,8% - иногда. Еще больше москвичей (71%) фактически не пользуются пригородным коммерческим транспортом.

Несколько более трети жителей столицы (37,4%) пользуется частным автотранспортом, как правило, иногда или в исключительных случаях. Чаще других прибегают к услугам частников работники финансовой сферы (66,2%), военнослужащие и работники МВД (64,5%), государственные служащие (54,1%), предприниматели (52%), строители (55,6%) и работники транспорта и связи (53,8%).

 

1.2. Мнение жителей столицы о транспортном обслуживании населения города

Население Москвы в целом довольно положительно оценивает организацию транспортного обслуживания в городе: 82,9% граждан считают его удовлетворительным или вполне удовлетворительным, в том числе 29% - хорошим. Не удовлетворены тем, как работает городской транспорт, только 13,4% жителей, в том числе полагают, что транспортное обслуживание столицы является плохим, 1,7% граждан.

Мнение представителей различных социально-демографических групп населения о состоянии транспортного обслуживания в столице практически не отличается от общемосковского мнения.

В таблице 1.2 представлены оценки транспортного обслуживания населения, высказанные жителями различных административных округов Москвы. Из таблицы видно, что во всех округах преобладают хорошие и удовлетворительные оценки. Наиболее высоко оценивают работу городского транспорта жители Южного, Юго-Восточного. Северного, Центрального и Зеленоградского округов. Больше всего нареканий транспортное обслуживание населения высказали жители Северо-западного, Юго-Западного, Северо-Восточного и Западного округов.

 

Таблица 1.2

Мнение жителей различных округов Москвы о транспортном обслуживании населения города

Административные округа Москвы Оценки транспортного обслуживания (в %)
Хорошая или удовлетворительная Неудовлетворительная Плохая
Центральный 88,8 7,6 2,5
Восточный 85,0 9,8 3,0
Юго-Восточный 89,1 6,9 0,9
Западный 72,6 13,6 3,1
Северо-Западный 64,2 24,1 3,1
Южный 96,8 2,0 0,0
Юго-Западный 78,6 17,2 1,0
Северный 89,0 4,9 0,0
Северо-Восточный 78,1 15,8 2,9
Зеленоградский 87,5 11,5 1,2

Как же оценивают москвичи работу отдельных видов городского транспорта? Такая оценка, полученная в результате проведенного опроса населения, дана в таблице 1.3, где в процентах приведены доли населения, давшие ту или иную оценку. Как видно из таблицы, по всем видам транспортного обслуживания преобладают удовлетворительные и хорошие оценки.

Особенно высокое мнение сложилось у москвичей о работе метрополитена. Подавляющее число граждан удовлетворены работой московского метро, а почти треть жителей города считает ее хорошей. Только 2,7% населения полагает, что метро работает плохо. Почти так же высоко оценивают москвичи транспортное обслуживание с помощью городского наземного некоммерческого транспорта (работу автобусов, троллейбусов и трамваев). Однако здесь, по сравнению с метрополитеном, хороших оценок в 3 раза меньше, а каждый седьмой москвич считает работу наземного транспорта в городе плохой.

Удовлетворены в целом жители столицы и тем, как их обслуживают городской коммерческий транспорт и пригородные электропоезда.

В силу того, что москвичи довольно редко пользуются пригородным наземным транспортом, как коммерческим, так и некоммерческим, большинство жителей (72,2% и 61,2%соответственно) затруднились дать оценку его работе. Хотя следует отметить, что большинство тех. кто смог ее оценить, считает работу этих видов транспорта удовлетворительной.

 

Таблица 1.3

Оценка жителями Москвы работы видов городского транспорта

Виды городского транспорта Москвы   Оценки работы (в %)
Хорошая Удовлетво-рительная Плохая
Метрополитен 28,8 61,5 2,7
Городской наземный некоммерческий транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи)   10,1   70,3   14,6
Городской коммерческий транспорт (такси, маршрутное такси и др.)   8,0   53,5   3,2
Пригородный некоммерческий транспорт (автобусы)   2,0   24,5   12,3
Пригородный коммерческий транспорт (такси, маршрутное такси и др.)   2,5   20,5   4,8
Железнодорожный транспорт (пригородные электропоезда)   6,2   60,3   6,6

Принадлежность граждан к различным социально-демографическим группам практически не сказывается на их оценке работы видов московского городского транспорта. Близкое к единому мнение о видах транспортного обслуживания сложилось и у жителей различных административных округов столицы. Следует только отметить, что доля жителей Северо-западного, Южного и Северного округов, давших негативную оценку работе городскому наземному некоммерческому транспорту, в 2 раза больше, чем в целом по Москве.

 

***

Положительно оценивая транспортное обслуживание населения в столице, москвичи выразили свое недовольство ценами на эти услуги. Это можно понять, если принять во внимание, что рост цен за пользование транспортом в Москве за последние 7 лет примерно в 8 раз превысил рост цен на товары.

Большая часть столичных жителей полагает, что существующие цены на транспортные услуги некоммерческого, включая метро, и коммерческого общественного транспорта в Москве слишком высоки, если исходить из финансовых возможностей населения (соответственно, 54,2% и 51,1%). Примерно треть москвичей (39,4% и 33,2%) считает цены за пользование некоммерческим и коммерческим транспортом нормальными, и только 0.1% жителей столицы полагает эти цены низкими.

Естественно, что материальное положение представителей различных социально-демографических групп населения накладывает свой отпечаток на отношение граждан к ценам на транспортные услуги. Если большая часть мужчин (53% и 44,5%; здесь и далее первая цифра относится к некоммерческому транспорту, а вторая - к коммерческому) считает эти цены нормальными, то большинству женщин (62% и 58,8%) они кажутся слишком высокими. Если граждане в возрасте от 30 до 50 лет в своем большинстве полагают, что цены на проезд в городском транспорте нормальные, то жители самого молодого и, особенно, самого старшего возраста считают их высокими.

Точно такое же разногласие во мнении о стоимости транспортных услуг наблюдается и среди москвичей, занятых в различных сферах деятельности и, таким образом, обеспечивающих себе различный уровень жизни. Большинство работников промышленности (63,3% и 57,2%), строителей (61,1% и 57%). торговли и общественного питания (49,7% и 55,4%), работников здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки и культуры (46,8% и 43%), учащихся и студентов (57,5% и 47,2%), пенсионеров (60,8% и 71,8%) и неработающих граждан (54,5% и 55,9%) считает цены на проезд в городском транспорте слишком высокими для себя.

В то же время работники транспорта (60,2% и 50%), финансисты (45,7% и 47,4%), государственные служащие (50,6% и 45,1%), военнослужащие и работники МВД (55,9% и 44,9%) и предприниматели (60,7% и 63,6%) полагают, что сложившиеся цены на услуги транспорта нормальные.

Отметим, что доля граждан, считающих цены на проезд в городском транспорте низкими, ни в одной из социально-демографических групп населения не превышает 3,1%.

 

1.3. Предложения москвичей по совершенствованию транспортного сообщения в Москве

Городская система транспортного сообщения в таком мегаполисе, как Москва, является необходимой частью инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности горожан, влияющей на жизнь каждого жителя. Естественно, что москвичи далеко не равнодушны к тому, как, когда и по каким направлениям будет развиваться эта система. Несомненно и то, что в зависимости от места жительства, уровня жизни, наличия собственного автомобиля и других обстоятельств граждане по разному видят перспективы развития транспортного сообщения и, по их мнению, различные задачи улучшения транспортного обслуживания являются первоочередными.

В таблице 1.4 представлен рейтинг очередности основных мероприятий по улучшению транспортного сообщения, вычисленный на основе анализа мнений москвичей. Как правило, представители почти всех социально-демографических групп, как и москвичи в целом, самыми приоритетными задачами улучшения транспортного обслуживания считают:

  • обновление парка и совершенствование работы городского наземного автобусного, троллейбусного и трамвайного транспорта;
  • овершенствование работы метрополитена, ремонт и обновление его подвижного состава;
  • ремонт автодорог и мостов.

Метрополитен и наземный городской некоммерческий транспорт обеспечивает транспортные потребности более 90% москвичей. поэтому понятно отношение к проблеме развития этих видов транспорта со стороны жителей столицы. Особенно много сторонников первоочередности решения задач развития этих самых популярных видов транспорта наблюдается среди слоев населения с наименьшими доходами.

 

Таблица 1.4

Рейтинг первоочередных мероприятий по улучшению транспортного сообщения в Москве

Меры по улучшению транспортного обслуживания населения Москвы Доля в % населения
Обновление парка и совершенствование работы городского наземного транспорта (автобуса, троллейбусы, трамваи).   52,7
Совершенствование работы метро, ремонт и обновление подвижного состава   47,3
Ремонт автодорог, мостов 41,9
Строительство новых станций метрополитена для улучшения связи центра с отдаленными районами   40,0
Вывод за границы московской кольцевой автодороги грузовых и сортировочных станций, основной массы комплектовочных и снабженческих баз, складов и части производственных мощностей   34,4
Совершенствование железнодорожного и автобусного сообщения с отдаленными районами и пригородами Москвы   23,2
Развитие службы такси, введение новых линий маршрутного такси   19,5
Строительство еще одной кольцевой линии метрополитена 19,0

Вместе с тем у отдельных групп населения есть свой, отличный от общемосковского и определяемый жизненными обстоятельствами, взгляд на очередность задач развития транспорта:

  • работники городского транспорта поставили на первое место проблему вывода за границы московской кольцевой автодороги грузовых и сортировочных станций, основной массы комплектовочных и снабженческих баз, складов и части производственных мощностей, полагая, что не сделав это нельзя кардинально решить проблему снятия перегрузки с транспортных магистралей столицы; этого же мнения придерживаются 79,8% жителей Южного округа;
  • жители Северного и Южного округов на первое место поставили задачу строительства новых станций метрополитена для улучшения связи центра с отдаленными районами; такое же мнение высказали 55,9% жителей Зеленограда, поставив эту задачу на второе место;
  • для граждан, проживающих в Зеленоградском округе, первоочередной и наиболее важной транспортной проблемой является совершенствование железнодорожного и автобусного сообщения с отдаленными районами и пригородами Москвы:
  • у первоочередного решения задачи развития службы такси и введения новых линий маршрутного такси наибольшее число сторонников наблюдается в возрастных группах до 30 лет (29,4%) и от 30 до 39 лет (24,9%);
  • больше всего считающих одной из важнейших задач развития транспорта Москвы строительство еще одной кольцевой линии метрополитена проживает в Южном округе (39,4% - 3 место).

Отношение к транспортным проблемам столицы у москвичей, имеющих собственный автотранспорт, во многом определяется теми проблемами, с которыми они сталкиваются на улицах города при поездках в своих автомобилях.

По мнению автовладельцев, две проблемы: проблема ремонта и сервисного обслуживания автомобилей и проблема заправки, еще не столь давно бывшие основными для автомобилистов, - в настоящее время потеряли свою остроту. Только 0,7% автовладельцев отметили, что у них часто бывают проблемы с заправкой, а 20,9% - что они с этой проблемой встречаются иногда. В то же время 49,2% автомобилистов отметили, что они никогда не имели сложностей с заправкой автомобиля.

Относительно благополучное положение сложилось сейчас в городе и с ремонтом и сервисным обслуживанием автомобилей. Заявили, что они часто сталкивались с трудностями по получению этих услуг, только 3% автовладельцев. А вот то, что такими трудностями они встречаются иногда, редко или никогда отметили почти равные доли автомобилистов (соответственно, 31,8%, 31,8% и 33,4%).

Значительно хуже, по мнению автовладельцев, обстоят дела в Москве с парковкой автомобилей. Только 12,4% автомобилистов никогда не встречались с этой проблемой, хотя часто с ней сталкиваются 18%, а иногда - 50,7% автовладельцев.

Одна из самых тяжелых проблем столичного транспорта - пробки на дорогах Москвы. Практически нет ни одного автомобилиста, который бы не попадал в пробку. При проведенном опросе больше половины автовладельцев (58.3%) заявили, что они постоянно сталкиваются с пробками на улицах города, а 37,8 % автомобилистов отметили, что они попадают в транспортные пробки иногда. Транспортные пробки - следствие того. что многие магистрали города, особенно в центре в пределах Садового кольца, исчерпали свою пропускную способность. А это в свою очередь - следствие диспропорции между опережающими темпами развития автопарка столицы и объемами дорожного строительства в городе. Кроме ранее рассмотренной меры по разгрузке транспортных магистралей - вывода за границы московской кольцевой автодороги грузовых и сортировочных станций, основной массы комплектовочных и снабженческих баз, складов и части производственных мощностей, за которую высказалась треть москвичей, - решить проблему повышения пропускной способности городских улиц может реконструкция улиц.

Большинство автомобилистов (54,6%) считает, что в первую очередь должны быть реконструированы основные магистральные улицы и проспекты столицы; за то. чтобы основные усилия первоначально были направлены на реконструкцию улиц центральной части Москвы, высказалась четвертая часть владельцев личных автомобилей (24,7%); 15,2% автомобилистов полагает, что в первую очередь следует реконструировать небольшие улицы, переулки и проезды.

 

2.   МНЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОПАРКОВОК И ГАРАЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В ГОРОДЕ

В ходе исследования респондентам задавался вопрос о наличии в их семье автомобиля. Ответы распределились следующим образом: 32,1% респондентов ответили, что их семья имеет автомашину, 67,4% - дали отрицательный ответ, а 0,5% - отказались отвечать.

В таблице 2.1 показано, какую долю составили респонденты, имеющие автомобиль, в каждом округе.

 

Таблица 2.1

Доля респондентов, имеющих автомобиль, в каждом округе (в % от численности населения каждого округа)

Административные округа Доля респондентов, имеющих автомобили
Центральный 39,2
Восточный 32,6
Юго-Восточный 49,0
Западный 37,5
Северо-Западный 31,5
Южный 23,5
Юго-Западный 31,5
Северный 19,7
Северо-Восточный 38,6
Заленоградский 28,6

Ответы представителей различных социально-демографических групп на вопрос о наличии автомобиля распределились следующим образом.

В группах, выделенных по признакам "пол", "возраст" и "образование": больше всего респондентов, имеющих автомобиль, насчитывается среди мужчин (45,3%), москвичей в возрасте 30-39 (49,9%) и 40-49 (40,1%) лет, москвичей с высшим образованием (51,9%), а меньше всего - среди москвичей со средним и неполным средним образованием (10,2%). Во всех остальных группах, выделенных по этим признакам, количество респондентов-автовладельцев колеблется от 19,9% до 25,4%.

В группах, выделенных по признаку "сфера занятости": больше всего автовладельцев насчитывается среди работников финансовой сферы (60,2%) и предпринимателей (64,3%), а меньше всего - среди учащихся и студентов (8,1%). Среди работников транспорта, связи, торговли, общественного питания, государственного аппарата, МВД и военнослужащих количество автовладельцев колеблется от 40,6% до 48,5%; во всех остальных профессиональных группах - от 27,7% до 39,2%.

 

Таблица 2.2

Распределение ответов автовладельцев на вопрос "Где Вы обычно оставляете машину, когда возвращаетесь домой?" в зависимости от округа проживания (в % от числа жителей каждого округа, участвовавших в опросе и имеющих автомобили).

Доля автовладельцев, оставляющих свои автомашины:

1 - в гараже,

2 - во дворе,

3 - на автостоянке

ОКРУГА 1 2 3
Центральный 32,9 41,8 24,0
Восточный 37,0 54,5 8,5
Юго-Восточный 49,9 35,2 14,9
Западный 32,6 47,8 11,2
Северо-Западный 23,3 59,4 17,3
Южный 50,9 49,1 0,0
Юго-Западный 29,9 34,8 25,5
Северный 32,5 45,1 22,4
Северо-восточный 46,3 39,2 14,5
Зеленоградский 45,7 47,5 6,8

Большинство автовладельцев (45,3%), когда возвращаются домой, оставляют свою машину во дворе возле дома, 39,1% - в гараже. Автостоянками пользуются 13,5% респондентов, имеющих автомашины. Количество автовладельцев, ответивших "другое" и затруднившихся ответить, не превышает 2,1%. В таблице 2.2 приведены данные о том, где обычно оставляют свои машины автовладельцы, проживающие в различных округах.

Большинство автовладельцев, проживающих в Центральном, Восточном, Западном, Северо-западном, Юго-Западном и Северном округах, обычно оставляют свои машины, когда возвращаются домой, во дворах возле дома; в Юго-Восточном и Северо-восточном округах - в гаражах. Автовладельцы из Южного и Зеленоградского округов в равной степени пользуются и гаражами, и придомовыми территориями.

Автостоянками чаще других пользуются автовладельцы, проживающие в Центральном, Юго-Западном и Северном округах.

В ходе исследования выяснилось, что 47,9% автовладельцев пользуются платными автопарковками, 52,1% дали отрицательный ответ.

Более половины автовладельцев (от 54,2% до 85%), проживающих в Центральном, Восточном, Юго-Восточном, Южном, Северном, Северо-Восточном и Зеленоградском округах, пользуются платными автопарковками. В Западном округе ими пользуются 41,6% жителей, имеющих автомобили, а в Северо-Западном и Юго-Западном - только четверть проживающих там автовладельцев (24,3% и 24,5% соответственно).

Чуть более пятой части автовладельцев (20,9%) отметили хорошо организованную работу платных автопарковок, четверть (24,8%) - назвали цены за пользование ими удовлетворительными. За увеличение количества парковок высказалось 29,6% автовладельцев. Отрицательные оценки дали 35% автовладельцев - они считают, что пользы от платных автопарковок нет, это еще один способ собирания денег.

Помимо этих оценок, автовладельцы указывали и свои замечания относительно работы платных автопарковок. В основном все ответы сводились к следующим:

  • очень высокие цены;
  • охрана машин на платных автопарковках не соответствует
  • высоким ценам за парковку;
  • обслуживание автопарковок доверено случайным людям;
  • автопарковки не надежны, их обслуживающий персонал не несет никакой ответственности за автомашины.

Наибольшее количество положительных откликов о работе платных автопарковок было получено от автовладельцев, проживающих в Южном округе: 69,6% из них считают цены за пользование автопарковками удовлетворительными, 65,1% высказали мнение, что автопарковок должно быть больше.

Отрицательно оценили работу автопарковок большинство автовладельцев, проживающих в Северо-западном (53,4%) и Юго-Западном (40,6%) округах: они ответили, что пользы от автопарковок нет, это еще один способ собирания денег.

Мнения автовладельцев из остальных округов не так однозначны.

Хорошо организованную работу платных автопарковок отметили 46,1% автовладельцев, проживающих в Центральном округе. В Восточном, Юго-Восточном и Северо-восточном округах такую оценку дали от 33% до 38% автовладельцев, в Зеленограде - 29%, в Западном и Северном округах - не более 10%.

Удовлетворительность цен отметили от 30,6% до 39% автовладельцев из Восточного, Юго-Восточного и Северо-восточного округов. В остальных округах количество автовладельцев, назвавших цены удовлетворительными, не превышает 25%.

За увеличение количества парковок высказалось от 27,5% до 34,3% автовладельцев, проживающих в Центральном, Восточном, Юго-Восточном, Западном, Северном и Северо-Восточном округах; 18,4% - в Зеленограде.

Оценку платных автопарковок как еще одного способа собирания денег дали 19,4% автовладельцев, проживающих в Зеленограде, 25% - в Северном округе, от 33,9% до 39% - в Центральном, Восточном, Юго-Восточном, Западном и Северо-Восточном округах.

В ходе исследования выяснилось, как оценивают москвичи принудительную эвакуацию автомашин, припаркованных в неположенных местах, на платные автостоянки. Треть жителей столицы (33,2%) считают ее допустимой, 40% дали отрицательный ответ, а 26,8% - затруднились ответить.

Интересно отметить, что большинство респондентов-автовладельцев (60,7%) выступает против принудительной эвакуации автомашин; в то время как противники эвакуации среди москвичей, не имеющих автомобилей, составляют 32,1%. Сторонники этой меры и в той, и в другой группе составляют третью часть (32% и 33,7% соответственно). Людей, затруднившихся оценить эту меру, среди автовладельцев насчитывается 7,3%, а среди москвичей, не имеющих автомобилей - 34,2%.

Большинство жителей, проживающих в Центральном (47%), Южном (50,5%), Юго-Западном (41,6%) и Северном (57,9%) округах, считают не допустимой принудительную эвакуацию автомашин, припаркованных в неположенных местах, на платные автостоянки. Во всех остальных округах перевес имеют сторонники этой меры (от 36,1% до 48,1%).

В ходе исследования автовладельцы должны были ответить на вопросы о необходимости размещения в районах их проживания дополнительных автостоянок и гаражей различной вместимости, и о том, строительству каких гаражей должно быть отдано предпочтение в Москве.

Большинство автовладельцев считает, что в районах их проживания необходимо разместить дополнительные автостоянки (такого мнения придерживается 61,7%) и гаражи большой вместимости (61,8%). Против их размещения высказалось 17,3% и 17,8% автовладельцев соответственно, а пятая часть (21% и 20,4%) - затруднилась ответить.

Необходимость размещения дополнительных гаражей малой вместимости поддерживает 35% автовладельцев, примерно такое же количество (36,2%) - дали отрицательные оценки, а 28,8% - затруднились ответить.

В таблицах 2.3, 2.4 и 2.5 приведено мнение автовладельцев, проживающих в различных округах, о размещении дополнительных автостоянок и гаражей в районах их проживания.

Как видно из таблицы 2.3, на размещение дополнительных автостоянок указало большинство автовладельцев почти из всех московских округов, но особенно в дополнительных автостоянках заинтересованы автовладельцы из Восточного, Южного, Северного и Северо-восточного округов.

 

Таблица 2.3

Мнение автовладельцев о размещении в районах их проживания дополнительных автостоянок (в % от числа жителей каждого округа, участвовавших в опросе и имеющих автомобили)

Доля автовладельцев, считающих размещение автостоянок:

1 - нужным.

2 - не нужным,

3 - доля автовладельцев, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3
Центральный 51,1 41,0 7,9
Восточный 77,1 10,7 12,2
Юго-Восточный 68,5 11,8 19,7
Западный 34,8 22,9 42,3
Северо-западный 40,2 12,6 47,2
Южный 80,7 0,0 19,3
Юго-западный 49,9 22,4 27,7
Северный 78,2 13,5 8,3
Северо-восточный 73,1 14,6 12,3
Зеленоградский 55,2 44,8 0,0

Как видно из таблицы 2.4, на размещении дополнительных гаражей большой вместимости настаивают автовладельцы из всех московских округов, а особенно в их создании заинтересованы автовладельцы, проживающие в Северо-восточном и Зеленоградском округах.

 

Таблица 2.4

Мнение автовладельцев о размещении в районах их проживания дополнительных гаражей большой вместимости (в % от числа жителей каждого округа, участвовавших в опросе и имеющих автомобили)

Доля автовладельцев, считающих размещение гаражей большой вместимости:

1 - нужным,

2 - не нужным

3 - доля автовладельцев, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3
Центральный 60,2 26,1 13,7
Восточный 62,3 31,4 6,3
Юго-Восточный 55,9 30,1 14,0
Западный 62,1 5,8 32,1
Северо-западный 52,5 3,3 44,2
Южный 69,8 0,0 30,2
Юго-Западный 50,3 17,5 32,2
Северный 45,9 24,3 29,8
Северо-Восточный 84,2 13,1 2,7
Зеленоградский 83,0 17,0 0,0

 

Таблица 2.5

Мнение автовладельцев о размещении в районах их проживания дополнительных гаражей малой вместимости (в % от числа жителей каждого округа, участвовавших в опросе и шлющих автомобили)

Доля автовладельцев, считающих размещение гаражей малой вместимости:

1 - нужным.

2 - не нужным

3 - доля автовладельцев, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3
Центральный 38,2 46,9 14,9
Восточный 25,1 62,6 12,3
Юго-Восточный 33,4 48,6 18,0
Западный 32,5 20,9 46,6
Северо-Западный 17,9 16,2 65,9
Южный 94,6 0,0 5,4
Юго-Западный 22,2 16,2 61,6
Северный 48,8 24,2 27,0
Северо-Восточный 26,8 57,4 15,8
Зеленоградский 59,9 40,1 0,0

Как видно из таблицы 2.5, дополнительное размещение гаражей малой вместимости считаю нужным почти все автовладельцы, проживающие в Южном округе, а также большинство автовладельцев из Северного и Зеленоградского округов.

Более половины всех респондентов-автовладельцев (51,2%) считают, что в Москве должно быть отдано предпочтение строительству подземных гаражей. Чуть более четверти (25,9%) автовладельцев на первое место поставили строительство наземных гаражей большой вместимости, а 13,7% - наземных малой вместимости. Затруднились ответить 9,2% автовладельцев.

Большинство автовладельцев почти во всех округах считают, что в Москве должно быть отдано предпочтение строительству подземных гаражей (см. таблицу 2.6). Особенно на этом настаивают автовладельцы из Северо-западного, Южного, Юго-Западного и Северного округов. Автовладельцы Зеленограда и Западного округа на первое место поставили строительство наземных гаражей большой вместимости.

 

Таблица 2.6

Мнение автовладельцев о гаражном строительстве в Москве (в % от числа жителей каждого округа, участвовавших в опросе и имеющих автомобили)

Доля автовладельцев, поддерживающих строительство

1 - подземных гаражей

2 - наземных гаражей большой вместимости

3 - наземных гаражей малой вместимости

4 - доля автовладельцев, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3 4
Центральный 42,6 37,3 8,7 11,0
Восточный 56,0 23,1 12,2 8,7
Юго-Восточный 42,1 27,2 14,2 16,5
Западный 33,4 47,0 10,6 9,0
Северо-западный 61,5 13,9 6,2 18,4
Южный 62,3 9,4 28,3 0,0
Юго-Западный 63,9 21,0 9,0 6,1
Северный 79,4 11,7 8,9 0,0
Северо-Восточный 45,8 36,9 14,7 2,6
Зеленоградский 9,7 45,2 38,7 6,5

В ходе исследования жителей столицы просили высказать свое отношение к проблеме установки гаражей-"ракушек" во дворах. Мнения распределились следующим образом: 43% москвичей выступают против того, чтобы "ракушки" ставились во дворах: 37% считают, что в жилых районах следует выделять специальные площадки для размещения "ракушек", при этом объявив незаконным установку "ракушек" в других местах; и только 12% жителей столицы ответили, что владельцы автомашин имеют право ставить "ракушки" во дворах, если находят для них место. Затруднились ответить 8% москвичей.

Интересно отметить, что среди респондентов-автовладельцев установку "ракушек" во дворах поддерживает 18,5%, не поддерживает - 28%. Среди москвичей, не имеющих автомобили, за установку высказались только 9,7%, а против - 49,5%. Выделение в жилых районах специальных площадок для размещения "ракушек" поддержали 46,5% автовладельцев и 33,2% москвичей, не имеющих автомобилей.

В таблице 2.7 приведено мнение жителей различных округов об установке гаражей-"ракушек" во дворах.

 

Таблица 2.7

Мнение жителей различных округов об установке гаражей-"ракушек" во дворах (в % от численности населения каждого округа)

Доля москвичей, отметивших

1 - доля москвичей, поддержавших размещение "ракушек" во дворах

2 - доля москвичей, поддержавших выделение специальных площадок для их размещения

3 - доля москвичей, не поддержавших установку "ракушек" во дворах

4 - доля москвичей, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3 4
Центральный 5,6 34,6 46,8 13,0
Восточный 10,2 46,0 39,6 4,2
Юго-Восточный 9,1 28,9 41,7 20,3
Западный 26,2 37,8 31,5 4,5
Северо-Западный 20,1 180,1 43,2 18,6
Южный 0,7 4,.4 51,9 0,0
Юго-Западный 27,3 45,3 23,3 4,1
Северный 12,1 37,6 47,2 3,1
Северо-Восточный 12,6 42,9 41,5 3,0
Зеленоградский 8,6 31,8 49,9 9,7

Жители всех московских округов, в основном, выступают либо за выделение в жилых районах специальных площадок для размещения "ракушек", при этом объявив незаконной их установку в другом месте, либо против того. чтобы "ракушки" ставились во дворах. Наибольшее количество сторонников установки гаражей-"ракушек" во дворах проживает в Западном, Северо-западном и Юго-Западном округах.

Отношение жителей столицы к проблеме установки гаражей-"ракушек" во дворах мало зависит от их социально-демографической принадлежности. Только среди военнослужащих и работников МВД, а также учащихся и студентов довольно высок процент людей, считающих, что владельцы автомашин имеют право ставить "ракушки" во дворах, если находят для них место (22,9% и 20,3% соответственно). В остальных группах эта цифра не превышает 17,8%.

 

3. ОТНОШЕНИЕ МОСКВИЧЕЙ К ДОПУСКУ АВТОТРАНСПОРТА И РАЗМЕЩЕНИЮ ГАРАЖЕЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ СТОЛИЦЫ

Подавляющее большинство жителей столицы (74,6%) поддержали идею создания в историческом центре Москвы новых пешеходных улиц и зон. Совсем незначительное количество москвичей (7,8%) дали отрицательный ответ, а 17,6% жителей затруднились ответить.

Большинство жителей всех округов (от 69,6% до 79,5%) и представителей всех социально-демографических групп (от 60,6% до 82%) одобрили создание новых пешеходных улиц и зон в центре столицы. Исключение составили пенсионеры, среди которых 47,3% являются сторонниками этой идеи, и почти такое же количество людей (44,4%) затруднилось ответить.

В ходе исследования выяснилось, что большинство москвичей выступает против размещения в историческом центре столицы подземных гаражей, автостоянок и наземных многоэтажных гаражей различной вместимости (см. таблицу 3.1).

 

Таблица 3.1

Мнение москвичей о размещении в историческом центре столицы автостоянок и гаражей (в % от всего населения Москвы)

Доля москвичей, считающих размещение подобных сооружений:

1 - возможным

2 - не возможным

3 - доля москвичей, затруднившихся ответить

  1 2 3
Подземные гаражи 29,3 41,6 29,1
Автостоянки 22,8 46,2 31,0
Наземные многоэтажные гаражи различной вместимости   6,1   53,1   40,8

 

В таблицах 3.2, 3.3 и 3.4 приведено мнение жителей различных московских округов о размещении в историческом центре столицы автостоянок и гаражей.

 

Таблица 3.2

Мнение жителей различных округов о размещении в историческом центре Москвы подземных гаражей (в % от численности населения каждого округа)

Доля москвичей, считающих размещение подземных гаражей:

1 - возможным,

2 - не возможным

3 - доля москвичей, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3
Центральный 25,7 51,8 22,5
Восточный 23,9 56,8 19,3
Юго-Восточный 17,8 66,6 15,6
Западный 39,4 37,2 23,4
Северо-Западный 27,1 24,3 48,6
Южный 26,1 18,9 55,0
Юго-Западный 61,8 19,8 18,4
Северный 26,4 42,8 30,8
Северо-Восточный 24,4 54,8 20,8
Зеленоградский 16,1 64,2 19,7

 

Таблица 3.3

Мнение жителей различных округов о размещении в историческом центре Москвы автостоянок (в % от численности населения каждого округа)

Доля москвичей, считающих размещение автостоянок:

1 - возможным,

2 - не возможным

3 - доля москвичей, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3
Центральный 17,0 59,5 23,5
Восточный 20,0 58,0 22,0
Юго-Восточный 15,8 68,5 15,7
Западный 8,5 58,1 33,4
Северо-Западный 12,7 29,5 57,8
Южный 66,7 2,2 31,1
Юго-Западный 9,9 36,8 53,3
Северный 46,7 30,3 23,0
Северо-Восточный 14,8 62,7 22,5
Зеленоградский 11,7 68,1 20,2

 

Таблица 3.4

Мнение жителей различных округов о размещении в историческом центре Москвы наземных многоэтажных гаражей различной вместимости (в % от численности, населения каждого округа)

Доля москвичей, считающих размещение наземных гаражей:

1 - возможным,

2 - не возможным

3 - доля москвичей, затруднившихся ответить

ОКРУГА 1 2 3
Центральный 2,5 72,2 25,3
Восточный 0,0 78,2 21,8
Юго-Восточный 0,0 84,4 15,6
Западный 7,3 57,2 35,5
Северо-Западный 2,2 29,4 68,4
Южный 23,2 4,2 72,6
Юго-Западный 8,0 38.1 53,9
Северный 12,1 41,2 46,7
Северо-Восточный 1,0 75,7 23,3
Зеленоградский 0,0 80,5 19,5

Как видно из таблиц 3.2, 3.3 и 3.4, большинство жителей Центрального. Восточного, Юго-Восточного, Северо-Восточного и Зеленоградского округов не одобряют размещение в историческом центре столицы автостоянок, подземных гаражей и наземных многоэтажных гаражей различной вместимости. Причем, особенно активно жители этих округов выступают против создания в центре столицы наземных многоэтажных гаражей.

В остальных пяти округах такого единодушия среди жителей не наблюдается.

В Западном округе более половины жителей не поддерживают размещение в центре столицы автостоянок и наземных многоэтажных гаражей. А вот сторонники создания подземных гаражей имеют в этом округе незначительный перевес.

Большинство жителей Северного округа выступают против размещения подземных и наземных многоэтажных гаражей различной вместимости, но поддерживают создание автостоянок в центре столицы.

В Южном округе большая часть жителей также считает возможным размещение автостоянок в историческом центре Москвы. На вопрос о размещении подземных и наземных гаражей большая часть жителей этого округа затруднилась ответить, но среди ответивших преобладают сторонники их размещения.

В Юго-Западном округе большая часть жителей считает возможным размещение подземных гаражей в историческом центре Москвы. На вопрос о размещении автостоянок и наземных многоэтажных гаражей большинство жителей этого округа затруднились ответить, но среди ответивших преобладают противники их размещения.

Большинство жителей Северо-Западного округа затруднились ответить на вопрос о возможном размещении в историческом центре столицы автостоянок, подземных и наземных гаражей. Однако, среди ответивших преобладают те, кто выступает против размещения автостоянок и наземных многоэтажных гаражей различной вместимости. Что касается подземных гаражей, то количество сторонников и противников их размещения практически совпадает.

Большинство представителей всех социально-демографических групп либо выступает против размещения в историческом центре столицы автостоянок, подземных гаражей и наземных многоэтажных гаражей различной вместимости, либо затруднились ответить. Однако среди ответивших преобладают противники размещения подобных сооружений в историческом центре столицы. Только военнослужащие и работники МВД считают возможным размещение в центре Москвы подземных гаражей (42,5%) и автостоянок (50,2%), работники государственного аппарата - размещение автостоянок (45,2%), предприниматели, учащиеся и студенты - размещение подземных гаражей (45,2% и 35,6%). Помимо этого, среди учащихся и студентов количество сторонников (39%) и противников (39,2%) размещения автостоянок в центре столицы практически совпадает.

[Далее]


* Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы за предоставленную возможность знакомить наших посетителей с проводимыми исследованиями общественного мнения по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам жизни столицы. Все материалы исследований Мэрии Москвы публикуются в регулярных сборниках "Пульс".




return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России