Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Исследования

На страницу назад

 
 
Социологические исследования
 
Редакция сервера «Выборы в России» выражает признательность Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы за предоставленную возможность знакомить наших посетителей с проводимыми исследованиями общественного мнения по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам жизни столицы. Все материалы исследований Мэрии Москвы публикуются в регулярных сборниках «Пульс».

Пульс № 8 (183) 1998. Москвичи о ценностях рыночной экономики

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНЬЮНКУТРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЫНКА “ИНМАРСО”

ЦЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОСКВИЧЕЙ

Работа выполнена по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы

Руководитель - профессор О.З.Муштук

Москва 1998

 

ЦЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОСКВИЧЕЙ

Не секрет, что рыночная экономика в западных странах в ее нынешнем развитом виде явилась продуктом длительной естественноисторической общественной эволюции, при которой решающую роль играли факторы стихийного творчества низов. По крайней мере, государство в этом процессе не выступало в качестве “творца-созидателя”, а ограничивалось чаще всего ролью “ночного сторожа”, т.е. следило лишь за общественным порядком, отдавая все остальное на откуп частной инициативе. Происходившие здесь буржуазные и буржуазно-демократические революции выполняли лишь роль “повивальной бабки” капиталистического способа производства, т.е. обычно совершались там и тогда, где и когда в недрах изжившего себя феодального способа производства складывались и становились преобладающими новые буржуазные отношения. В силу этого они в принципе не уничтожали ничего из того, чтобы не было уже обречено предыдущей историей. И не утверждали ничего такого, чтобы не было исподволь в течение столетий не взращено эволюцией.

В России же такое эволюционное развитие, в рамках которого в стране активно утверждался капиталистический способ производства, а в политической надстройке наметилась тенденция перехода от абсолютной монархии к дуалистической (конституционной), в Октябре 1917 года было искусственно прервано. Стране силой государственного принуждения был навязан “априори” подготовленный проект строительства нового социалистического строя, тогда как все то, что было взращено эволюцией, подверглось основательному разрушению. Но когда построенное на этой очищенной от старого исторического мусора строительной площадке здание “реального социализма” по причине изъянов в самом проекте, “сыроватости” строительных материалов и технократической несостоятельности самих строителей в одночасье рухнуло, государство в лице номенклатурщиков-прагматиков силой сложившихся обстоятельств инициировало ускоренный переход к рынку. Иначе говоря, государство и на этом этапе (точно также как и в Октябре 1917 года) выступило не в роли “повивальной бабки” нового общественного строя (эволюционно в недрах советской тоталитарной

 системы рынок, если и мог возникнуть, то только в форме патологии), а в роли его “демиурга-творца”, т.е. зачинателя, который одновременно аккумулирует функции “архитектора-проектировщика” и “прораба-строителя”.

И опять же, как и после Октября 1917 г., народ принуждается к установлению “царства божьего” на российской земле, но уже не в облике социализма, а в форме капитализма. При этом под лозунгом полного отречения от старого мира все также до основания разрушается все то, что было создано тяжким трудом предыдущих социалистических поколений и предаются анафеме коллективистские формы общественного бытия, исходя из принципа, что “частное - это хорошо, а общественное -плохо”. И хотя построенная исключительно на частном интересе и личной выгоде рыночная экономика больше соответствует индивидуалистической природе человека, чем социалистическая (как пошутил один из американских экономистов, поведению на рынке, как и в любви, особенно учить не надо, ибо это то, что дано человеку “генетически”, на уровне его исходных психо-физиологических инстинктов), - тем не менее, коренная насильственная ломка устоявшихся общественных устоев и норм общежития, основополагающих житейских ценностей и ориентации не может не вызывать в массовом масштабе состояния глубокого дискомфорта и растерянности. Тем более в условиях, когда связанные с рыночными реформами социальные ожидания и надежды основной массы россиян на лучшее будущее пока что не только не оправдываются, а становятся все в большей мере иллюзорными, если не утопичными. Учитывая к тому же, что в результате нынешнего правительственного курса экономической и политической модернизации России большинство из них фактически отброшено на грань физиологического выживания.

В то же время в силу исключительного многообразия нашей страны с точки зрения различий в уровнях социально-экономического и культурного развития ее отдельных регионов и крупных мегаполисов, а также существующих между ними диспропорций в “качестве” и объеме людских и материально-вещественных ресурсов, равно как и “специализации” в общенациональном разделении труда т.д. - рыночные реформы в России приобретают характер разноскоростных, территориально очерченных трансформационных процессов не только прогрессивного, но и регрессивного плана. При этом все большее значение приобретает субъективный фактор, а именно, технократическая легитимность, т.е. реформоспособность местной правящей элиты.

В этой связи особый интерес представляет изучение общественного мнения по проблемам массового отношения россиян к тем ценностям и

нормам жизнедеятельности, которые несет в себе рыночная экономика и интенсивно развивающийся институт частного предпринимательства в одном из наиболее благополучных в этом плане регионе РФ - ее столице г. Москве.

Наиболее важное значение в рамках такого рода опросов приобретают ответы на вопрос о том, насколько и в каких формах рынок с его приматом сугубо индивидуалистических психо-поведенческих ориентацией и органически присущими ему воинствующим прагматизмом и коммерциализацией всех общественных отношений вплоть до частной и семейной жизни воспринимается самобытным отечественным менталитетом, который, как известно, исторически был сформирован прежде всего общинным коллективным бытием и православным духовно-религиозным опытом.

Именно эти цели и преследовало проведенное исследование “Ценности рыночной экономики и частного предпринимательства в представлениях москвичей”. В качестве составляющих в него вошли:

  • контент-анализ московской прессы по избранной проблематике;
  • фоновый опрос москвичей по специально разработанной анкете (Приложение №1};
  • специальная выборка ответов респондентов, построенная на возрастных различиях (Приложение №2);
  • специальная выборка ответов респондентов, построенная на различиях в образовании (Приложение № 3);
  • специальная выборка ответов респондентов, построенная на различиях социально-профессионального статуса (Приложение №4);
  • специальная выборка ответов респондентов, построенная на различиях “поселенческой географии” (Приложение №5).

ПАСПОРТ РЕСПОНДЕНТОВ

Общее количество опрошенных в апреле-мае 1998 г. составило 1408 человек. Их демографические, статусно-ролевые и иные характеристики представлены следующими данными:

По признаку пола (в % к итогу)

Мужской 41,1
Женский 57,4
Не определились 1,5

 По возрастным категориям (в % к итогу)

До 20 лет 21.3
от 21 до 30 25,5
от 31 до 40 75,5
от 41 до 50 22,1
от 51 до 60 7.7
Свыше 60 5,2
Не определились 2,4

По уровню образования (в % к итогу)

Среднее, в том числе средне-специальное 31,4
Незаконченное высшее 20,0
Высшее 44,2
Не определились 4,4

По социально-профессиональному статусу (в % к итогу)

Студент вуза, техникума, колледжа 27,5
Руководитель высшего звена 1,2
Государственный чиновники служащий 73,5
Предприниматель, коммерсант, рыночный торговец 8,0
Наемный работник, занятый в частном секторе 21,1
Работник социальной сферы (учитель, врач и т.д.) 8,2
Военный, работник правоохранительных органов 2,5
Квалифицированный рабочий. 4,5
Пенсионер 6,3
Другие категории 4.8
Не определились 2,1

По административным округам (в % к итогу)

Центральный 7,6
Западный 21,8
Южный 12,0
Юго-западный 17,5
Юго-восточный 4,3
Северный 8,3
Северо-западный 6,0
Северо-восточный 6,7
Восточный 6,6
Ближнее Подмосковье 1.1
Не определились 8,1

Как видно из этих данных, опросом охвачены все наиболее репрезентативные возрастные, социально-профессиональные и поселенческие категории москвичей, что позволяет в достаточно полной мере проследить различия в динамике ответов респондентов разных возрастов, статусов и места жительства. С учетом тематики опроса в нем правомерно выделены две базисные “фокус-группы” - с одной стороны, та, которая на социальном срезе непосредственно олицетворяет собой рыночные реформы и является их прямым порождением, т.е. предприниматели, коммерсанты, рыночные торговцы, а также наемные работники, занятые в частном секторе. С другой - та, которая в лице вузовской молодежи представляет собой основной внешний источник расширенного воспроизводства этого сектора - как на уровне “капитала”, т.е. предпринимателей, так и на уровне “труда”, т.е. специалистов высшей квалификации. Эти две группы в сумме составили 56,8% от общего числа опрошенных. В то же время в опросе достаточно полно представлены и те профессиональные группы, которые следует отнести к разряду фоновых, т.е. к тем, которые, будучи формально не связанными с занятостью в частном секторе, образуют по отношению к нему массу потребителей произведенных им товаров и услуг, т.е. государственные чиновники и служащие, работники социальной сферы, военные и т.д. В этом качестве потребителей данные категории москвичей не могут не испытывать на себе влияния всего многообразия тех “технологий” функционирования, в том числе девиантаых, т.е. отклоняющихся от правовых и нравственно-этических норм, которые характерны для нынешнего этапа развитие института частного предпринимательства в нашем городе. И, следовательно, не могут не выступать в роли социального оценщика этих “технологий”, причем оценщика далеко не беспристрастного, а заинтересованного в том, чтобы частнопредпринимательская и коммерческая деятельность строилась на принципах высокой ответственности - не только юридически-правовой, но и социо-культурной - и носила характер осознанного социального служения людям.

 


Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы за предоставленную возможность знакомить наших посетителей с проводимыми исследованиями общественного мнения по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам жизни столицы. Все материалы исследований Мэрии Москвы публикуются в регулярных сборниках "Пульс".




return_links(4); ?>
 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России