Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма
Top
Технология кампаний

 
Технология организации встреч кандидата с избирателями
 

Подготовлено по материалам книги Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! Монография. М., Московское отделение Фонда развития парламентаризма. 1999.

Встречи кандидата с избирателями – одна из наиболее эффективных и широко используемых избирательных технологий. Ничто не заменит личного общения кандидата, его доверенных лиц с избирателями. Если кандидат умеет хорошо говорить и держаться на публике, то встречи с избирателями – это наиболее действенная форма агитации.

Проводить встречи с избирателями необходимо на протяжении всей избирательной кампании с момента регистрации вплоть до субботы перед днём выборов. Организовывать встречи будущего кандидата с населением Можно и до регистрации, во время сбора подписей. Можно и раньше, но повод должен быть значимым. Правда, в этом случае нельзя напрямую агитировать за кандидата, то есть призывать голосовать за него. Но обсуждать волнующие людей проблемы запретить никто не может. Встречи до регистрации должны носить информационный, тематический, дискуссионный и иной характер.

 

Виды встречи кандидата с избирателями

Можно выделить несколько основных видов встреч кандидата с избирателями.

  1. Специально подготовленные встречи. Обычно они проводятся в клубах, кинотеатрах и других специальных для встреч местах. Часто они сопровождаются выступлениями артистов и распродажами товаров.
  2. Встречи с трудовыми коллективами. Они проводятся по месту работы избирателей.
  3. Встречи с избирателями по месту их жительства проходят, как правило, в неформальной обстановке. Они проводятся в дополнении к кампании "Дойти до каждого".
  4. Встречи в местах скопления людей: на рынках, около крупных магазинов, в парках, во дворах и т.п. Эти встречи иногда могут проводиться в форме пикетов, иногда могут перерасти в небольшой митинг.
  5. Встречи нескольких кандидатов, организуемые, как правило, окружной избирательной комиссией. На этих встречах избиратель имеет возможность сравнить кандидатов "вживую". На такие встречи необходимо готовить группу поддержки. Вообще, если на остальных встречах, как правило, не требуется особой поддержки "своих" активистов, то на общие встречи нужно мобилизовать их как можно в большем количестве. Соперники должны быть морально подавлены от числа ваших сторонников, которые бурно Вам аплодируют и неодобрительно шумят во время выступлений соперников.
  6. Встречи с избирателями на предприятии, которое возглавляет кандидат или на открытии нового магазина фирмы, которой руководит кандидат и т.п.;
  7. Встречи кандидата с руководителями предприятий и организаций (партхозактив). Учитывая особую важность этой категории избирателей, встречи с ними обычно заканчиваются товарищеским ужином.

 

Концепция и планирование встреч

Несмотря на кажущуюся простоту, правильно и эффективно провести встречу кандидата с избирателями довольно сложно. Все встречи должны быть хорошо подготовлены во многих отношениях: организационном, техническом и, что очень важно, художественном. И, конечно, они должны быть вписаны в общую стратегию избирательной кампании.

При разработке концепции встреч кандидата с избирателями, прежде всего, нужно решить вопрос о том, сколько нужно проводить встреч и с какими группами избирателей. Ответ на этой вопрос зависит от известности или "раскрученности" кандидата. Если кандидат не очень известен населению, первые встречи надо проводить "лёгкие", то есть там, где кандидата уже всё-таки знают и будут слушать. Затем можно организовать встречи в не очень многолюдных и в относительно спокойных и благополучных коллективах, например, в налоговой инспекции, коллективах ГИБДД, в воинских частях, в институтах и т.п. Далее необходимо встречаться в многолюдных и сложных коллективах и даже там, где популярны соперники. Если кандидат уже известен, последовательность встреч будет зависеть того, с какими коллективами он уже встречался, а также от планов его соперников на выборах. Неизвестному кандидату лучше первому провести встречи на предприятиях, а известному, напротив, лучше выступать после всех соперников – избирателям в любом случае интересно, что он ответить предыдущим ораторам.

Вне зависимости от уровня известности договариваться о встречах следует как можно раньше, чтобы опередить ваших соперников. Когда с директором предприятия начинает разговор о встрече с кандидатом восьмой или десятый представитель, им будет гораздо сложнее, чем первому или второму. Конечно, за 2-3 дня до оговоренного мероприятия, следует ещё раз напомнить о встрече. В трудовом коллективе нужно подготовить атмосферу ожидания кандидата, заранее распространив о нем интересующую трудовой коллектив информацию.

Главным для выступлений на встречах является идентификация (т.е. взаимное признание кандидатом и избирателями общности целей и намерений, образа жизни и ценностей, языка и мироощущения). Эта общность должна быть выражена в Речи кандидата. Она должна быть, как бы модульной, то есть состоять из нескольких частей. В главной части выражается идея, за которую кандидата борется, его политическая и гражданская позиция. Другие части речи встраиваются в общую канву, адаптируя речь к конкретным социально-экономическим проблемам, волнующих избирателей. Идея-фикс кандидата не работает, если не учитываются психологические характеристики аудитории. И, прежде всего, нет ответа на вопрос, как жить дальше, как решать местные проблемы. Сколько бы ни критиковали депутатов за невыполненные обещания, но избиратель все равно ждет, что придет, наконец, человек, который сдержит свое слово и обязательно выполнит свои обещания. Как образно выразилась одна избирательница: "Ты меня обмани, но так, чтобы я тебе поверила".

Кандидат обязательно перед встречей прорабатывает материалы о состоянии дел на предприятии или микрорайоне, где будет встреча с избирателями. Встречи оказываются более эффективными, если сопровождаются выступлениями концертных бригад художественной самодеятельности или профессиональных артистов. Поэтому желательно для встреч кандидата иметь такого рода бригаду и возить ее с собой в автобусе.

Встречи необходимо тщательно планировать и организовывать. Никогда не следует надеяться, что организацию встречи возьмет на себя приглашающая сторона, как бы уверенно ее представитель не обещал, что все будет в порядке. Ответственный за подготовку и организацию встреч – это одна из главных фигур регионального штаба, так как для решения поставленных задач его "обслуживает" чуть ли не половина других подразделений штаба. Планировать встречи кандидата с коллективами надо с учетом транспортной схемы, так как протяженность некоторых округов в России может составлять несколько сотен километров. Основных проблем при этом две. Первая состоит в том, чтобы скоординировать информационные потоки, инициированные в ходе встреч с избирателями, с информационными потоками из других источников. Вторая проблема – это выдержать жесткое расписание встреч, отдавая им приоритет перед другими мероприятиями избирательной кампании. Перенос встреч, замена кандидата доверенными лицами всегда воспринимается избирателями весьма болезненно как проявление неуважения к ним лично.

Планирование встреч проходит вплоть до последней недели перед выборами. Большая часть встреч намечается в региональном штабе и организатор, ответственный за них, мобилизует на их подготовку начальников муниципальных (районных) штабов, а также представителей администраций районов и руководителей предприятий. Однако избирательный округ по выборам депутатов Государственной Думы РФ довольно велик, в нем имеется множество крупных предприятий, он разделен на несколько районов. В каждом из них есть трудовые коллективы, которые порой просто требуют встречи и только с кандидатом, чтобы выяснить его позицию по обсуждаемым в округе вопросам или чтобы решить, какую-либо местную проблему (например, добиться ремонта сельской школы).

Эти настроения должны быть известны начальнику муниципального (районного) штаба, он уже самостоятельно договаривается о встрече. Сначала предварительно согласовывает этот вопрос в региональном штабе и с руководством предприятия (как правило, за 20 - 30 дней до встречи). После предварительной договорённости встреча окончательно утверждается в региональном штабе и в трудовом коллективе. Требования о проведении встреч постоянно поступают в региональный штаб от всех муниципальных (районных) штабов. Поэтому очень важно определить приоритеты и не пропустить ни одного крупного коллектива, ни одного сельского схода, приезд на который даст значительную прибавку голосов. Но вместе с тем ясно, что всюду кандидат не побывает, поэтому неизбежно, что ряд предприятий посещают доверенные лица кандидата или агитаторы. Поэтому ответственный за организацию встреч кандидата вынужден контролировать график встреч доверенных лиц и агитаторов.

Член штаба, ответственный за организацию встреч кандидата с избирателями, составляет вначале предварительный, а затем и окончательный график встреч как на весь период, так и на каждую неделю. Эта информация доводится до руководителя муниципального (районного) штаба, который с этого момента непосредственно занимается подготовкой запланированных встреч. Муниципальные (районные) штабы должны иметь специальные инструкции по проведению встреч избирателей с кандидатом. Образец такой инструкции содержится в Приложении 1.

Действия по организации встречи:

  1. Разработка и утверждение концепции встречи на штабе;
  2. Определение места проведения встречи;
  3. Определение временных параметров встречи;
  4. Подготовка сценария встречи;
  5. Информирование окружной избирательной комиссии о предстоящей встречи;
  6. Определение ведущего встречи и обсуждение с ним сценария;
  7. Подготовка выступления кандидата;
  8. Тренинг или психологическая поддержка кандидата перед встречей;
  9. Подготовка вопросов и ответов кандидату;
  10. Изготовление приглашений;
  11. Приглашение избирателей;
  12. Приглашение влиятельных в округе фигур;
  13. Обеспечение художественного сопровождения встречи;
  14. Отбор и приглашение представителей СМИ;
  15. Организация работы "группы поддержки" и ее инструктаж;
  16. Подготовка выступающих на встрече;
  17. Получение рекламных и пропагандистских материалов для избирателей;
  18. Обеспечение охраны мероприятия;
  19. Подготовка зала к работе и его соответствующее оформление;
  20. Обеспечение связи зала с ведущим;
  21. Обеспечение работы киносъемочной группы и фотографов;
  22. Обеспечение фотографирования кандидата с избирателями до или после встречи;
  23. Оценка реакции от встречи социологами;
  24. Подготовка откликов избирателей и журналистов о встрече и публикация их в СМИ.

Разумеется, это общая схема. Часть действий может отсутствовать, а в случае особой важности встречи потребуются дополнительные действия. Последовательность этих действий может несколько меняться, некоторые действия осуществляются параллельно. Но в целом данная схема показывает многоплановость и сложность технологического процесса, управление которым требует предельной организованности и самообладания.

 

Примерные статьи расходов на проведение встречи

Статья расходов

Стоимость

1

Оплата аренды помещения

 
2

Изготовление листовок, буклетов, плакатов и другой агитпродукции для встречи

 
3

Оплаты охраны мероприятия

 
4

Оплата товарищеского ужина с руководством предприятия, района, где проходила встреча

 
5

Оплата работы и транспортных расходов "группы поддержки"

 
6

Оплата услуг профессиональных артистов или художественной самодеятельности

 
7

Оплата публикаций в прессе и информации в электронных СМИ о предстоящей встрече

 
8

Оплата публикаций в прессе и информации в электронных СМИ о прошедшей встречи

 
9

Оплата работы фотографа, делающего фото избирателей с кандидатом

 
10

Транспортные и накладные расходы кандидата и других членов команды

 

Трудности и подводные камни организации встреч

Первая трудность, с которой сталкиваются организаторы – это явка избирателей. Ее трудно обеспечить, прежде всего, в больших городах. Избиратель устал от политики, доверие к институтам власти крайне низко и потому "заманить" избирателя на встречу непросто. Поэтому встречи сопровождают концерты, спектакли и т.п. Проблема состоит в том, что, например, молодежь с удовольствием ходит на такого рода концерты, но голосовать все равно в своей массе не будет. Чтобы обеспечить наполняемость зала, организаторы обращаются за помощью в различные общественные организации, которые за определенную спонсорскую помощь готовы решить эту задачу. Но часто бывает, что эти люди не относятся к "целевой группе" избирателей кандидата и заведомо не будут за него голосовать. Отсюда встает проблема более тщательной работы со "своими" избирателями, которые постоянно информируются о проводимых мероприятиях по телефону или письменно.

Далее, когда на встречах кандидатов с избирателями присутствуют представители органов власти – это всегда поднимает их статус, избиратели могут задать вопросы относительно волнующих их проблем. Одновременно это поднимает и статус кандидата в депутаты. Но согласно действующему законодательству, администрация не имеет права поддерживать публично тех или иных кандидатов. Поэтому находится на сцене они не имеют права, хотя в зале как рядовые избиратели, по всей видимости, присутствовать могут.

Бывает, что нервное напряжение избирательной кампании выплескивается на встречах с избирателями. Соперники с помощью специальных вопросов-ловушек выводят кандидата из себя, он допускает резкие высказывания, которые затем тиражируются, дискредитируя кандидата. Это происходит, если "группа поддержки" не перехватывает провокационные вопросы кандидату, или кандидату не хватает психологической поддержки сопровождающих его лиц. Поэтому кандидату требуется психологическое сопровождение, позволяющее ему на встречах владеть аудиторией, демонстрируя свои лучшие качества.

Организатору следует помнить, что в России встречи с избирателями часто завершаются товарищеским ужином. Это традиция, которой нельзя пренебрегать. Но вместе с тем кандидату и его помощникам нужна "трезвая" голова. Безвыходных ситуаций не бывает, хотя решение этой дилеммы всегда индивидуально.

 

 

Приложение 1

Инструкция по проведению встреч избирателей с кандидатом

  1. Заранее договориться с ответственными лицами о месте проведения, времени, помещении.
  2. Сообщить в региональный штаб и получить сразу, или через некоторое время, согласие на проведение этой встречи.
  3. Поставить в известность о встрече местные власти и договориться с местной милицией о мерах безопасности, если встреча планируется быть многолюдной.
  4. Заготовить объявления и приглашения.
  5. Подготовить для кандидата справку о специфических проблемах микрорайона города или населённого пункта, где будет встреча. В ней должны быть возможные решения этих проблем. Пригласить на встречу уважаемых людей данного населенного пункта и, желательно, до встречи или после нее познакомить их с кандидатом.
  6. За 1-3 дня до встречи начать расклеивать объявления и разносить по дворам и почтовым ящикам приглашения. Телефонный центр также работает на информирование избирателей о встрече. На здании, где будет проходить встреча очень желательно иметь одно или два больших стационарных объявления.
  7. По возможности за день, или за несколько часов до встречи использовать агитационные машине для приглашения избирателей на встречу устно или при помощи мегафона.
  8. Использовать местные СМИ для приглашения избирателей на встречу с кандидатом, открыв рубрику "Кандидат в депутаты отвечает" или, помещая объявления о встрече.
  9. Подготовить группу поддержки кандидата из местных жителей. Часть из них задает вопросы и выступает. В частности, кто из них в конце встречи выражает удовлетворение кандидатом и программой. Другая часть группы блокирует возможные хулиганские и демагогические эксцессы соперников и их команд.
  10. Согласовать с пресс-службой штаба формы освещения встречи кандидата в СМИ и подготовить условия для работы журналистов.

В день встречи

  1. Уточнить в региональном штабе точное время приезда кандидата. Сообщить о месте встречи автомашины или кортежа с кандидатом. Если кандидат опаздывает, необходимо как-то "развлечь" и даже "подогреть" публику: мини-концерт, выступление доверенного лица и т.п.
  2. Подготовить помещение: микрофоны, национальный флаг (можно два – национальный и российский), столы и стулья, плакаты, цветы. В помещении должно необходима наглядная агитация кандидата, а также демонстрация его видеороликов. В случае необходимости обратиться за помощью по этим вопросам в региональных штаб.
  3. Наметить места раздачи агитационного материала. Его желательно раздавать до начала встречи, в фойе или при входе в помещение.
  4. Подготовить людей, ответственных за наблюдением за порядком, за встречу кандидата и его окружения, иметь резерв людей для непредвиденных обстоятельств.
  5. Уточнить передана ли заранее кандидату подготовленная справка о местных специфических проблемах.
  6. Согласовать сценарий встречи с ведущим.
  7. Категорически не допускать драк и подобных эксцессов.
  8. Обговорить, кто будет обеспечивать связь зала и ведущего встречу.
  9. Организовать приглашение избирателям участвовать в кампании кандидата и провести запись добровольцев.
  10. Организовать фотографирование и киносъемку встречи, а также бесед кандидата в кругу избирателей.
  11. Подготовить по результатам встречи пресс-релиз и публикации, в том числе участников встречи.

Блиц-игра

Организация встречи с избирателями

Перечень действий Правиль-ный ответ Индиви-дуальная оценка Индиви-дуальная ошибка Групповая оценка Групповая ошибка

Определение временных параметров встречи

Отбор и приглашение представителей СМИ

Обеспечение связи зала с ведущим

Получение рекламных и пропагандистских материалов для избирателей

Обеспечение художественного сопровождения встречи

Обеспечение мероприятий охраны

Организация работы "группы поддержки" и ее инструктаж

Подготовка вопросов и ответов кандидату

Подготовка выступающих на встрече

Подготовка выступления кандидата

Изготовление приглашений

Разработка концепции встречи

Определение ведущего встречи и обсуждение с ним сценария

Приглашение избирателей

Подготовка зала к работе и его оформление

Определение места проведения встречи

Подготовка сценария встречи





На страницу назад

 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России