Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Технология кампаний

 
Средства массовой информации в избирательной кампании *

 

Обращение к журналистам в связи с началом
предвыборной агитации в СМИ

(принято на заседании Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации18 ноября 1999 г.)

Друзья и коллеги!

Обратиться к вам нас заставляют судьбы нашей журналистики, свободы и независимости СМИ, которые сегодня находятся под угрозой со стороны прежде всего самих журналистов.

В недалеком еще прошлом советская журналистика проходила испытание партийными запретами. И ей удавалось, как говорится, “между строк” доносить слова правды, когда все было “нельзя”. Сейчас журналисты подвергаются куда более тяжкому испытанию — когда “можно все”. Журналисты находили способы обойти запреты. Но нет способа обмануть самого себя.

Ни для кого не является секретом, что престиж журналистов и журналистики в глазах общества катастрофически падает. Слушатели и читатели уже заранее знают, какая программа или газета что скажет по поводу события, кого будет возносить, а кого втаптывать в грязь. Слушающая и читающая аудитория уже не ждет от СМИ правдивой информации и объективного анализа. И былой ореол “рыцарей пера” заменяется ярлыком “продажного писаки”.

Журналисты взяли на вооружение удобное для себя оправдание: “кто платит — тот заказывает музыку”.

Мы понимаем, что телевидение, радио, журнал или газета вправе занимать определенную политическую позицию, поддерживать ту или иную партию или общественного деятеля. Да, СМИ играет на того, кто заказал музыку. Но при этом нельзя забывать, что профессиональный музыкант, играя любую мелодию, не позволит себе брать фальшивые ноты. И уважающий себя журналист не опустится до умышленного искажения фактов, отвергнет грязные методы политического шантажа, не сможет пойти на “общественное убийство” по заказу. Не позволит это сделать высокая проба профессионала журналистики. Задание редакции он никогда не спутает с оплаченным заказом.

Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” — один из немногих реально действующих. Он гарантирует свободу деятельности журналистов, ставит заслоны возможности злоупотреблять своими правами. К сожалению, изощренность иных наемников пера легко обходит закон. Судебной палате приходится сталкиваться с откровенно циничными фактами даже не обхода закона, а приспособления его под интересы заказчика.

Вот пример. Во время одной из региональных избирательных кампаний было учреждено печатное издание. Оно успело вылить ушаты лжи на одного из кандидатов. И пока готовились иски о защите чести и достоинства, издание успело самоликвидироваться, а потом, к следующим выборам, вновь учредиться в прежнем составе, но под другим названием. Не напоминает ли это приемы профессионального киллера, который бросает на месте преступления автомат, чтобы следующее убийство совершать “чистым” оружием?

Мы обращаемся с этим Словом к журналистам в самом начале агитационной кампании, которая по прогнозам обещает быть весьма грязной. Стать таковой она сможет лишь при пособничестве средств массовой информации, в первую очередь телевидения. Или же таковой не стать, если журналистское сообщество удержится на уровне уважения к себе и тех принципов, которые провозглашены в Кодексах профессиональной чести журналистов. К глубокому сожалению, некоторые журналисты открыто говорят о неприемлемости для них не только норм профессиональной этики, но и требований Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

Судьбы свободы слова и печати, независимости СМИ тесно связаны с судьбами нашей неокрепшей демократии. Вам, очевидно, известна закономерность перерождения государственности, выведенная древнегреческой мудростью: народ свергает тирана и устанавливает демократию; в демократии верх берут олигархи и устанавливают правление клики, которое перерождается в беспредел охлократии, что в свою очередь под знаком наведения порядка приводит к власти тирана. Мы сейчас на том опасном участке пути, который чреват установлением господства кучки политических проходимцев. Удержаться от дальнейшего падения способно только само общество и только с помощью свободных, независимых, ответственных за сказанное средств массовой информации.

Заместитель председателя Судебной палаты
В.МОНАХОВ

 


Оригинал статьи находится по адресу http://www.medialaw.ru/publications/zip/63/palata.htm

Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Центру "Право и средства массовой информации" за возможность знакомить наших посетителей с материалами по проблемам избирательного законодательства СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и средства массовой информации" публикуются в ежемесячном журнале "Законодательство и практика средств массовой информации".





На страницу назад

 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России