Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Технология кампаний

 
Средства массовой информации в избирательной кампании *

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ ВО ВРЕМЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

Роль и участие СМИ в освещении деятельности избирательных комиссий

Данное направление деятельности СМИ тесно связано с агитацией, что делает возможным и даже необходимым применение к нему ряда положений о предвыборной агитации: принципа объективности; недопустимости скрытой и косвенной агитации и т.д. Регулирование данного направления деятельности СМИ связано с принципом гласности в деятельности избирательных комиссий и призванно служить воплощением этого принципа в жизнь. Практическая реализация принципа гласности невозможна без привлечения СМИ как одного из средств общественного контроля за проведением избирательной кампании.

Ключевой фигурой во взаимоотношениях СМИ и избирательных комиссий при освещении деятельности избирательных комиссий в СМИ является представитель средства массовой информации. Согласно действующему законодательству он имеет следующие права:

  • присутствовать на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов и осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, с протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
  • присутствовать в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума;
  • присутствовать в помещении участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания;
  • присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
  • знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов; при этом заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем или секретарем избирательной комиссии (1).

Современные тенденции развития избирательного законодательства свидетельствуют о “перерождении” указанного направления деятельности СМИ ввиду расширения его содержания на основе принципа гласности при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной думы (2). Это создает предпосылки для расширительной трактовки указанного направления деятельности СМИ “освещение хода избирательной кампании”.

Закон “О выборах депутатов” (см. “ЗиП”, №7-8, 1999) обязывает организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 55 этого закона, предоставлять возможность избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы для размещения печатной информации, а также бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, производятся за счет их текущего бюджетного финансирования. Организации (в том числе осуществляющие теле- и (или) радиовещание), редакции периодических печатных изданий, общественные объединения, не указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. (3)

В период подготовки и проведения выборов организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, указанные в пункте 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 15 минут эфирного времени, а организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, указанные в пункте 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, - избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени, окружным избирательным комиссиям - не менее 5 минут эфирного времени еженедельно на своих каналах для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей.

Указанные в пункте 2 статьи 55 настоящего Федерального закона редакции периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади. Указанные в пункте 3 статьи 55 настоящего Федерального закона редакции периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставляют избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади, а окружным избирательным комиссиям - не менее одной двухсотой от еженедельного объема печатной площади. Избирательные комиссии используют указанную печатную площадь для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, кандидатах, зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках, ходе избирательной кампании, ответов на вопросы избирателей

 

Использование СМИ избирательными комиссиями для ознакомления общественности с результатами своей деятельности

Выборы являются высшей формой непосредственной демократии, что влечет за собой необходимость своевременного оповещения населения в СМИ о ходе избирательной кампании, а также о ее итогах.

Законодательство прямо указывает на необходимость опубликования следующих документов:

  • решение о назначении выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней его принятия (5);
  • схема одномандатных избирательных округов: новая, утвержденная ФЗ РФ, – не позднее чем за 100 дней до дня голосования; при невыполнении этого условия публикуется прежняя схема – не позднее чем за 98 дней до дня голосования (6).
  • списки избирательных участков, с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий, публикуются главой муниципального образования или уполномоченным лицом не позднее чем за 25 дней, а информация об избирательных участках, созданных позднее общего срока – не позднее чем через три дня после их образования (7).

Законодательство устанавливает особые правила официального опубликования сведений по результатам выборов в Государственную думу.

Официальное опубликование общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, федеральных списков кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ в течение трех недель со дня голосования. В этот же срок ЦИК РФ в своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов №1 и №2 всех окружных избирательных комиссий. В течение двух месяцев со дня голосования ЦИК РФ осуществляет в своем печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых, об итогах голосования и о результатах выборов, а также предусмотренных пунктом 5 и 6 статьи 71 ФЗ “О выборах депутатов ГД...” данных обо всех избранных депутатах (8).

Помимо этого законодательство определило общие принципы публикации в СМИ решений избирательных комиссий. Все нормативные акты избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию, другие решения указанных органов, связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем (9).

Законодательство возлагает на избирательные комиссии обязанность обеспечивать информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании. Они также доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, списков кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов и иные данные о них, поступающие в избирательные комиссии. Главную роль в информировании избирателей играют “публичные” вещательные организации и “публичные” периодические печатные издания, которые обязаны в период подготовки и проведения выборов безвозмездно предоставлять соответствующим избирательным комиссиям эфирное время и печатную площадь в объеме не меньше, чем установленные законодательством квоты.

 

Ответственность лиц, участвующих в проведении выборов, за правонарушения, связанные с деятельностью СМИ

Ответственность представляет собой непременное свойство любой деятельности. Поэтому вопрос об ответственности, связанный с деятельностью СМИ во время выборов, имеет важное значение. Данный вопрос регулируется не только нормами законодательства о выборах, но и нормами других отраслей права. Поэтому правовое регулирование данных отношений носит комплексный характер, что следует учитывать при детальном рассмотрении видов и форм ответственности.

Субъектами ответственности, в данном случае, являются все те лица, которые участвуют тем или иным образом в деятельности СМИ, осуществляемой в период выборов. Указанные лица могут быть поделены на следующие группы: 1) кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы; 2) СМИ и действующие на его стороне лица (учредитель, главный редактор, редакция, журналист, автор и т.д.); 3) должностные лица, представители власти, религиозные деятели. Деятельность всех и каждого из названных участников в период выборов сопряжена с ответственностью.

Существует две формы ответственности названных субъектов: позитивная и негативная. Позитивная ответственность – способность отдавать отчет в своих действиях – выражается в правомерном поведении, то есть в использовании прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов. Неправомерное поведение – неисполнение обязанностей, несоблюдение запретов – влечет за собой негативную ответственность (претерпевание санкции (наказания) как результат неправомерного поведения). Видами негативной ответственности являются: гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная. Можно выделить и особый вид ответственности – конституционно-правовая, во многом сходная с политической ответственностью. Меры этой ответственности – отмена регистрации кандидата, приостановление деятельности или ликвидация общественного объединения. Ответственность СМИ и телерадиокомпаний выражается в специфических мерах: письменное предупреждение, приостановление деятельности, аннулирование лицензии. Нормы, устанавливающие ответственность, нуждаются в эффективном механизме их реализации. Сегодня, в большинстве случаев, такой механизм отсутствует, и именно это является слабым звеном в механизме реализации ответственности. Кроме того, в ряде случаев правовое закрепление норм об ответственности является неудовлетворительным, что делает их применение неэффективным.

Анализ федерального законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что деятельность СМИ по-прежнему остается одной из важнейших информационных гарантий прав граждан при проведении выборов. Такое положение СМИ требует не только регламентации отдельных направлений их деятельности в период выборов, но и комплексного закрепления формальных правил участия СМИ в выборах как относительно самостоятельного института избирательных прав. Данный институт должен регламентироваться специальной главой федерального закона о выборах или специальным федеральным законом.

Максим КУДРЯВЦЕВ

 

Примечания

  1. См. поз.3 ст.26 и поз.5 ст.29 Закона “О выборах депутатов ГД РФ”.
  2. См. поз.5 ст.10.
  3. См. поз.7 и 8 п.24 ст.18.
  4. См. поз.16 и 17 ст.31.
  5. См. поз.5 п.2 ст.5
  6. См. поз.5 п.7 и п.8 ст.12
  7. См. поз.5 п.7 ст.14
  8. См. поз.5 п.4 и п.5 ст.85
  9. См. поз.5 п.4 ст.29

 

Таблица

КВОТЫ БЕСПЛАТНОГО ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ И БЕСПЛАТНОЙ ПЕЧАТНОЙ ПЛОЩАДИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ (ПЕЧАТНОЙ ПЛОЩАДИ) ОБЪЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭФИРНОГО ВРЕМЕНИ, ПЕЧАТНОЙ ПЛОЩАДИ
Эфирное время на каналах организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов РФ, предоставляемое ЦИК РФ Не менее 15 минут эфирного времени еженедельно
Эфирное время на каналах организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов РФ, предоставляемых избирательным комиссиям субъектов РФ Не менее 10 минут эфирного времени еженедельно.
Эфирное время на каналах организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах менее чем половины субъектов РФ, предоставляемых окружным избирательным комиссиям Не менее 5 минут эфирного времени ежедневно
Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из редакций периодических печатных изданий предоставляет ЦИК РФ Не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади
Объем печатной площади, предоставляемой в каждом субъекте РФ избирательным комиссиям субъекта РФ редакцией периодического печатного издания Не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади
Объем печатной площади, предоставляемой в каждом субъекте РФ окружным комиссиям редакцией пеиодического печатного издания Не менее одной двухсотой от еженедельного объема печатной площади

 


Оригинал статьи находится по адресу http://www.medialaw.ru/publications/zip/62/kudr.htm

Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Центру "Право и средства массовой информации" за возможность знакомить наших посетителей с материалами по проблемам избирательного законодательства СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и средства массовой информации" публикуются в ежемесячном журнале "Законодательство и практика средств массовой информации".





На страницу назад

 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России